3 мая 2011 16:53
«Ханна»: Сказочка с градом пуль
Итак, сядьте поудобнее, я расскажу вам сказочку. Жутковатую хотите? Да пожалуйста, кинематограф нам в помощь! Сказка называется «Ханна. Совершенное оружие» (режиссер Джо Райт, Великобритания/Германия/CША; прокат в России – кинокомпания «Вольга», c 5 мая 2011 года). Итак, жили-были папа, мама и дочка. Папа-красавец (Эрик Бана) был спецагентом ФБР, мама просто красивой женщиной, и родилась у них дочка Ханна. А так как родители участвовали в непростом биологическом эксперименте, то и дочка выросла непростая – что-то среднее между Никитой (с ударением на последнем слоге) и Нелл (если кто помнит, есть такой давний фильм с Джоди Фостер в главной роли).
Любовь к жене и дочери вступает у нашего спецагента в противоречие с глобальными задачами ФБР, темную силу которого олицетворяет хладнокровная Марисса (Кейт Бланшетт). Не трудно догадаться: агент порывает с ФБР, но теперь он у Мариссы «на мушке». Прозорливый агент, вместо того, чтобы избавиться от ножей, пистолетов, нунчаков и радиопередатчиков, перевозит все свое специмущество и остатки семьи (жена гибнет от рук Мариссы) на север Финляндии, поселяется в романтического вида лесной хижине и методично начинает готовить дочку к триумфальному реваншу...
Вам не страшно? И даже смешно?! Ну, знаете! Тогда я не буду продолжать, а задам вопрос, скорее всего, риторический: «Что в «Ханне» имеет первостепенное значение – романтически-сказочный колорит, cвязанный с мироощущением 16-летней Ханны, или тривиальный, как кажется на первый взгляд, сюжет шпионского боевика?» Действительно, непонятно, то ли сказка пародирует «шпионские страсти», то ли изо всех сил стремится их возвысить, облагородить. Авторы решили сыграть большую игру, то бишь создать качественный развлекательный фильм, как говорится, поставив на кон не слишком большую сумму. Разве в сказке имеют значение психологические мотивировки? Разве надо объяснять, кто такая Марисса? Она – злодейка, причем с большой буквы, и что бы она ни делала, всё будет зло; единственный способ покончить со злом – уничтожить Мариссу. А для этого не нужны интеллигентствующие, раздумывающие герои. Мы не испытываем сочувствия к героям Эрика Баны и Сорши Ронан (в роли Ханны) – как ни крути, они профессиональные убийцы. Но по логике фильма – они единственные, кто может восстановить репутацию попранной добродетели. Получается, что и Марисса, и Ханна – это герои по ту сторону добра и зла, герои, подтверждающие своими деяниями относительность сих нравственных категорий. Для сказки такая относительность представляется чрезмерной, для мироощущения современного человека не является чем-то из ряда вон выходящим.
Значит, «Ханна» – больше, чем сказка? Да, но... меньше, чем фильм. Не раз во время просмотра возникает чувство неловкости, ибо боевик, триллер, комедия и романтика не соединились в «Ханне» в единое целое. Может быть, дело в том, что Джо Райт, режиссёр хорошего «Искупления», чувствовал: не его это тема, не его материал. Cказать авторам по большому счёту нечего, кроме как в очередной раз потревожить зрительское бессознательное. А для бессознательного Райт несколько холодноват.
Любовь к жене и дочери вступает у нашего спецагента в противоречие с глобальными задачами ФБР, темную силу которого олицетворяет хладнокровная Марисса (Кейт Бланшетт). Не трудно догадаться: агент порывает с ФБР, но теперь он у Мариссы «на мушке». Прозорливый агент, вместо того, чтобы избавиться от ножей, пистолетов, нунчаков и радиопередатчиков, перевозит все свое специмущество и остатки семьи (жена гибнет от рук Мариссы) на север Финляндии, поселяется в романтического вида лесной хижине и методично начинает готовить дочку к триумфальному реваншу...
Вам не страшно? И даже смешно?! Ну, знаете! Тогда я не буду продолжать, а задам вопрос, скорее всего, риторический: «Что в «Ханне» имеет первостепенное значение – романтически-сказочный колорит, cвязанный с мироощущением 16-летней Ханны, или тривиальный, как кажется на первый взгляд, сюжет шпионского боевика?» Действительно, непонятно, то ли сказка пародирует «шпионские страсти», то ли изо всех сил стремится их возвысить, облагородить. Авторы решили сыграть большую игру, то бишь создать качественный развлекательный фильм, как говорится, поставив на кон не слишком большую сумму. Разве в сказке имеют значение психологические мотивировки? Разве надо объяснять, кто такая Марисса? Она – злодейка, причем с большой буквы, и что бы она ни делала, всё будет зло; единственный способ покончить со злом – уничтожить Мариссу. А для этого не нужны интеллигентствующие, раздумывающие герои. Мы не испытываем сочувствия к героям Эрика Баны и Сорши Ронан (в роли Ханны) – как ни крути, они профессиональные убийцы. Но по логике фильма – они единственные, кто может восстановить репутацию попранной добродетели. Получается, что и Марисса, и Ханна – это герои по ту сторону добра и зла, герои, подтверждающие своими деяниями относительность сих нравственных категорий. Для сказки такая относительность представляется чрезмерной, для мироощущения современного человека не является чем-то из ряда вон выходящим.
Значит, «Ханна» – больше, чем сказка? Да, но... меньше, чем фильм. Не раз во время просмотра возникает чувство неловкости, ибо боевик, триллер, комедия и романтика не соединились в «Ханне» в единое целое. Может быть, дело в том, что Джо Райт, режиссёр хорошего «Искупления», чувствовал: не его это тема, не его материал. Cказать авторам по большому счёту нечего, кроме как в очередной раз потревожить зрительское бессознательное. А для бессознательного Райт несколько холодноват.
Реклама