7 апреля 2011 13:56
«ПираМММида»: Квадратный корень из жадности в десятой степени
7 апреля 2011 года в прокат выходит криминальная драма «ПираМММида» (прокатчик – UPI), в основу которой положена история самой масштабной финансовой пирамиды в России – АО «МММ» и ее основателя Сергея Мавроди. Российский зритель будет с интересом следить за сюжетом фильма, и в данном случае даже не важно, сколько он знает об истории МММ, так как в этой картине правда и вымысел тщательно взболтаны и смешаны в очень интересный коктейль, в котором драматургически одно неотделимо от другого.
Зато визуально некоторые части вымысла возведены в степень фантастики и уводят в сторону солнечного Голливуда. Например, вертолет, который, затмевая солнце и отбрасывая огромную тень на людей внизу, перевозит по воздуху гигантские буквы «М». Гибель одной из героинь на крыше здания (кстати, не без участия тех самых гигантских букв «М») тоже обставлена по голливудским канонам, согласно которым в момент отчаяния, страха или решающей битвы герой бежит либо на заброшенный завод, либо на крышу чего-нибудь очень высокого. Сюда же можно отнести и шторм с черными тучами, живописно нависший над Москвой и искрящий молниями в кульминационный момент. Вполне возможно, что создатели «ПираМММиды» сознательно шли на этот шаг, дабы усилить драматический эффект. Но правильно ли российский зритель воспримет этот художественный прием в контексте такого сюжета?..
Каким-то чудом «ПираМММида», основанная на событиях лихих, но очень мрачных 90-х, не превратилась в руках создателей в депрессивную социальную «чернуху». Это полноценная драма с элементами триллера и боевика. В центре драмы – незаурядная личность Мамонтова (прекрасная работа Алексея Серебрякова) и придуманная им афера. Вокруг аферы, как кольца вокруг Сатурна, вращаются деньги, погони, угрозы, предательства, интриги и убийства. То есть все элементы, необходимые для того, чтобы держать зрителя в напряжении.
Но другой вопрос, что эти элементы выстроены не очень аккуратно, в результате чего фильм ритмически и стилистически получился очень неровным. Первые 10-15 минут напоминают клип, до изнеможения перебрасывающий зрителя от линии к линии, от героя к герою, и в чем смысл такого судорожного мелькания, не ясно. Потом мелькание прекращается и начинается ровное повествование с интересными диалогами. В какой-то момент концентрация событий становится настолько плотной, что ты едва успеваешь понимать, что происходит, а затем сюжет вдруг начинает провисать. Когда же история достигает кульминации, то уже готовому к катарсису зрителю показывают крайне невыразительный и смазанный финал со спасительным титром «В январе 2011 года Сергей Мавроди объявил о создании новой финансовой пирамиды». Очень обидно, потому что даже если абстрагироваться от реальных событий, то история, созданная авторами фильма, достойна если не грандиозного и мощного, то хотя бы более выразительного финального аккорда.
Зато визуально некоторые части вымысла возведены в степень фантастики и уводят в сторону солнечного Голливуда. Например, вертолет, который, затмевая солнце и отбрасывая огромную тень на людей внизу, перевозит по воздуху гигантские буквы «М». Гибель одной из героинь на крыше здания (кстати, не без участия тех самых гигантских букв «М») тоже обставлена по голливудским канонам, согласно которым в момент отчаяния, страха или решающей битвы герой бежит либо на заброшенный завод, либо на крышу чего-нибудь очень высокого. Сюда же можно отнести и шторм с черными тучами, живописно нависший над Москвой и искрящий молниями в кульминационный момент. Вполне возможно, что создатели «ПираМММиды» сознательно шли на этот шаг, дабы усилить драматический эффект. Но правильно ли российский зритель воспримет этот художественный прием в контексте такого сюжета?..
Каким-то чудом «ПираМММида», основанная на событиях лихих, но очень мрачных 90-х, не превратилась в руках создателей в депрессивную социальную «чернуху». Это полноценная драма с элементами триллера и боевика. В центре драмы – незаурядная личность Мамонтова (прекрасная работа Алексея Серебрякова) и придуманная им афера. Вокруг аферы, как кольца вокруг Сатурна, вращаются деньги, погони, угрозы, предательства, интриги и убийства. То есть все элементы, необходимые для того, чтобы держать зрителя в напряжении.
Но другой вопрос, что эти элементы выстроены не очень аккуратно, в результате чего фильм ритмически и стилистически получился очень неровным. Первые 10-15 минут напоминают клип, до изнеможения перебрасывающий зрителя от линии к линии, от героя к герою, и в чем смысл такого судорожного мелькания, не ясно. Потом мелькание прекращается и начинается ровное повествование с интересными диалогами. В какой-то момент концентрация событий становится настолько плотной, что ты едва успеваешь понимать, что происходит, а затем сюжет вдруг начинает провисать. Когда же история достигает кульминации, то уже готовому к катарсису зрителю показывают крайне невыразительный и смазанный финал со спасительным титром «В январе 2011 года Сергей Мавроди объявил о создании новой финансовой пирамиды». Очень обидно, потому что даже если абстрагироваться от реальных событий, то история, созданная авторами фильма, достойна если не грандиозного и мощного, то хотя бы более выразительного финального аккорда.
Реклама