23 марта 2011 13:56
«Железный рыцарь»: Прописные истины средневекового мачо
История – самая относительная из всех относительных научных дисциплин. Что было в прошлом на самом деле – знать нам не надо, но историки упорно продолжают по обрывкам летописей и разнообразных «свидетельств» выстраивать единую систему развития нашей цивилизации. Не отстают от них и некоторые кинематографисты, и подчас темой для того или иного фильма становится сомнительный по своей визуальной привлекательности исторический или псевдоисторический факт. 24 марта 2011 года в российский прокат тяжелой поступью выходит «Железный рыцарь» - серо-красное погружение в атмосферу беспросветного Средневековья (дистрибьютор Вест).
Средние века – это огромный пласт истории нашей цивилизации, охватывающий целое тысячелетие. Многие считают, что это эпоха благородных рыцарских турниров и баллад о прекрасных дамах, но не стоит забывать и о другой стороне медали: этот период был кровавым, смутным и жестоким. К тому же, если верить тем же историкам, Средневековье тоже было разное – ранее (зарождение рыцарской культуры в Европе), среднее (расцвет власти Католической церкви, инквизиции) и позднее (реформация перед эпохой Возрождения).
«Железный рыцарь» возвращает нас как раз на рубеж раннего и среднего периодов Средневековья. В центре повествования – отряд мужественных рыцарей-тамплиеров, которые на сегодня являются самым избитым и замусоленным атрибутом данной эпохи в мировом кинематографе. Создается впечатление, что кроме тамплиеров в Среднике века и не жил никто. Они и в «Коде да Винчи» всем заправляли, и в «Ларе Крофт», даже культовый испанский хоррор «Черная месса» не обошелся без этих представителей. Видимо, после знаменитого семикнижья Мориса Дрюоона «Проклятые короли», где живописно описан трагический финал существования могущественного ордена, эта тема не давала покоя многим кинематографистам.
Возглавляет отряд тамплиеров брутальный самец Томас Маршалл (Джеймс Пьюрфой). Он немногословен и ну просто очень крут. Может одним ударом двухметрового меча разрубить человека пополам (так, что вы увидите и раздробленные ребра, и торчащие обломки ключицы, и все вытекающие литры крови). А может одним взглядом соблазнить прекрасную (ну почти прекрасную) леди, которая словно мартовская кошка будет полфильма преследовать нашего героя со своими эротическими фантазиями на тему кольчуги и белого коня.
Но Томасу некогда отвлекаться на всякие альковные шуры-муры, да и нельзя ему – он же дал обет безбрачия, молчания и послушания. Правда, все обеты наш сорокалетний девственник нарушит ради благой цели – нужно отстоять замок мятежного барона, восставшего против короля, отказавшегося от подписанной им же хартии вольности (дающей народу больше свободы и ограничивающей абсолютную власть монарха). Поэтому все действие этой слабо напряженной картины развернется на и в стенах одного Рочестерского замка, который король будет атаковать, а тамплиеры отбивать. «И хлынет кровь» - как гласит слоган фильма.
Такие проекты, как «Железный рыцарь», вызывают недоумение – неужели создатели серьезно рассчитывают на то, что в мире найдется много людей, желающих два часа смотреть на отрубленные руки и ноги в беспросветном мраке давно неактуальных исторических событий (подлинность которых также ставится под сомнение)? А главный герой, в очередной раз демонстрирующий все штампы представленной эпохи, даже в образе средневекового мачо тянет лишь на учительницу первого класса, с вдохновенной улыбкой обучающей наивных семилеток прописным истинам окружающего мира.
Средние века – это огромный пласт истории нашей цивилизации, охватывающий целое тысячелетие. Многие считают, что это эпоха благородных рыцарских турниров и баллад о прекрасных дамах, но не стоит забывать и о другой стороне медали: этот период был кровавым, смутным и жестоким. К тому же, если верить тем же историкам, Средневековье тоже было разное – ранее (зарождение рыцарской культуры в Европе), среднее (расцвет власти Католической церкви, инквизиции) и позднее (реформация перед эпохой Возрождения).
«Железный рыцарь» возвращает нас как раз на рубеж раннего и среднего периодов Средневековья. В центре повествования – отряд мужественных рыцарей-тамплиеров, которые на сегодня являются самым избитым и замусоленным атрибутом данной эпохи в мировом кинематографе. Создается впечатление, что кроме тамплиеров в Среднике века и не жил никто. Они и в «Коде да Винчи» всем заправляли, и в «Ларе Крофт», даже культовый испанский хоррор «Черная месса» не обошелся без этих представителей. Видимо, после знаменитого семикнижья Мориса Дрюоона «Проклятые короли», где живописно описан трагический финал существования могущественного ордена, эта тема не давала покоя многим кинематографистам.
Возглавляет отряд тамплиеров брутальный самец Томас Маршалл (Джеймс Пьюрфой). Он немногословен и ну просто очень крут. Может одним ударом двухметрового меча разрубить человека пополам (так, что вы увидите и раздробленные ребра, и торчащие обломки ключицы, и все вытекающие литры крови). А может одним взглядом соблазнить прекрасную (ну почти прекрасную) леди, которая словно мартовская кошка будет полфильма преследовать нашего героя со своими эротическими фантазиями на тему кольчуги и белого коня.
Но Томасу некогда отвлекаться на всякие альковные шуры-муры, да и нельзя ему – он же дал обет безбрачия, молчания и послушания. Правда, все обеты наш сорокалетний девственник нарушит ради благой цели – нужно отстоять замок мятежного барона, восставшего против короля, отказавшегося от подписанной им же хартии вольности (дающей народу больше свободы и ограничивающей абсолютную власть монарха). Поэтому все действие этой слабо напряженной картины развернется на и в стенах одного Рочестерского замка, который король будет атаковать, а тамплиеры отбивать. «И хлынет кровь» - как гласит слоган фильма.
Такие проекты, как «Железный рыцарь», вызывают недоумение – неужели создатели серьезно рассчитывают на то, что в мире найдется много людей, желающих два часа смотреть на отрубленные руки и ноги в беспросветном мраке давно неактуальных исторических событий (подлинность которых также ставится под сомнение)? А главный герой, в очередной раз демонстрирующий все штампы представленной эпохи, даже в образе средневекового мачо тянет лишь на учительницу первого класса, с вдохновенной улыбкой обучающей наивных семилеток прописным истинам окружающего мира.
Реклама