Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 ноября 2010 17:51

Сергей Кравец: ««Святитель Алексий» – фильм в десять раз более сложный, чем «Поп»»

Сергей Кравец: ««Святитель Алексий» – фильм в десять раз более сложный, чем «Поп»»

В декабре 2010 года должны завершиться съемки фильма о деяниях святителя Алексия – одного из первых социально значимых проектов, получивших средства из Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В октябре 2010 года были окончены работы в павильоне киностудии «Мосфильм». Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с генеральным продюсером картины, руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергеем Кравцом, которые рассказал не только о проекте «Святитель Алексий», но и о своем дебюте в большом кино – о фильме Владимира Хотиненко «Поп».

Корреспондент:
Сергей Леонидович, я шла на съемочную площадку фильма «Орда», а попала – на съемки «Святителя Алексия», и о названии «Орда» ни актеры, ни остальные члены группы ничего не слышали. Как все-таки будет называться Ваша картина?

Сергей Кравец:

Пока у нас существуют два рабочих названия. Первое – «Святитель Алексий». Оно было придумано, когда работа над фильмом только начиналась. Второе – «Орда», такое же рабочее, как и «Святитель Алексий». Каким будет окончательное название фильма, мы будем думать на стадии монтажа.

Корреспондент:
Чем Вам не нравится первоначальное название?

Сергей Кравец:

Честно говоря, у меня есть сомнение, что широкая публика (а фильм снимается именно для массовой аудитории) поймет, кто такой святитель Алексий. Точно также мы сомневались, что люди поймут первоначальное название картины «Поп» – «Псковская миссия», и изменили его, когда фильм был смонтирован.
Наша новая картина по содержанию, несомненно, о митрополите Алексии. Но название «Святитель Алексий» может показаться зрителям чересчур «книжным». Возможно, мы зря так переживаем. Но поскольку наша кинокомпания выросла из книжников, да еще и энциклопедических книжников, то есть из людей совсем «нехудожественных», есть опасения, что мы можем как-то перегнуть палку в сторону фактической, исторической точности в ущерб художественности.

Корреспондент:
На реализацию этого проекта Фонд выделил средства как на социально значимое кино. Расскажите, пожалуйста, на каких условиях заключен договор с Фондом, были ли какие-то предписания с его стороны?

Сергей Кравец:

Нет, никаких предписаний со стороны Фонда не было. Дело в том, что, в отличие от продюсеров других проектов, мы обратились в Фонд, когда фильм находился уже в запуске. На момент принятия решения о выделении нам государственных средств, не только был написан сценарий и построена значительная часть декораций, но уже прошли и первые павильонные съемки.
Всего у нас пять съемочных периодов. В первый павильонный период на «Мосфильме» снимались сцены в ханском дворце и в ханских банях. Это было в июне. В июле снимались сцены во Владимирской области, где мы построили декорации Московского Кремля XIV века. Потом проходили длительные натурные съемки в Астраханской области, где был построен город Сарай, столица Золотой Орды. Вы сейчас были на вторых павильонных съемках на «Мосфильме»: в декорациях другой части ханского дворца – кочегарки. Последний съемочный период придется на ноябрь-декабрь, в Астрахани, в декорации Сарая, в зимний период.
Так вот, когда мы получали средства от Фонда, уже прошли первые павильонные съемки и начались съемки на натуре во Владимирской области. Мы предоставляли всю возможную информацию, и не только в перспективе: фильм фактически делался на глазах представителей Фонда.

Корреспондент:
Значит, никакой договоренности с Фондом об особенностях проката, о чисто технических моментах не было?

Сергей Кравец:

Нас спрашивали о том, с кем из дистрибьюторов планируется сотрудничество. Мы честно отвечали, что пока только ведем переговоры, а мы действительно ведем переговоры с достаточно широким кругом дистрибьюторов – начиная от компании «20 век Фокс», прокатчика «Попа». Мы ведем переговоры с телеканалами. Сейчас у нас уже достаточно рабочего материала, чтобы дать понять, о чем идет речь. Интерес к фильму есть. И мы предполагаем до конца года, к окончанию съемочного периода, как-то определиться.
Все важные стратегические вопросы, касающиеся именно организационно-финансовой политики компании, решаются коллективным разумом – на так называемом совместном заседании советов «Православной энциклопедии». Заседание это состоится 24 ноября 2010 года. Я думаю, что там вопрос о дистрибуции тоже будет обсуждаться.

Корреспондент:
Вас обязали предоставлять финансовые отчеты Фонду?

Сергей Кравец:

Несомненно. Мы уже отчитались за средства, которые были получены из Фонда.

Корреспондент:
А что касается дальнейших отчетов по прокату?

Сергей Кравец:

Да, я думаю, взаимодействие будет постоянным. Мы надеемся, что это не последний раз, когда мы получаем такую поддержку, поэтому все требования, которые нам Фонд уже предъявил и еще будет предъявлять, мы неукоснительно выполним.
Мы должны будем их информировать, когда заключим соглашение с прокатчиком, о том, как фильм будет прокатываться, сколькими копиями, как будет организовано продвижение картины. Они также интересовались вопросом о телепремьере – как, где это будет, на каком канале. То есть, затрачивая средства на поддержку, Фонд, безусловно, заинтересован в том, чтобы был эффект, была отдача. Особенно, как я думаю, от нашего фильма – просто потому, что это будет первый фильм, реализованный по программе Фонда.

Корреспондент:
Какой-то возвратный механизм предполагается?

Сергей Кравец:

Нет, мы получили субсидию.

Корреспондент:
Фильм состоялся бы без поддержки Фонда?

Сергей Кравец:

Хороший вопрос. Фонд обеспечил примерно лишь шестую часть бюджета, общая сумма которого около 350-380 миллионов рублей. Но, во-первых, это было очень своевременно, потому что средства мы собирали постепенно. Во-вторых, поддержка Фонда помогла нам в дальнейшем получить дополнительные спонсорские средства на окончание работ. Сейчас об этом не слишком задумываются, но я полагаю, что со временем факт поддержки проекта Фондом будет надежным свидетельством серьезности намерений его продюсеров.

Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, как вообще родилась идея этого фильма?

Сергей Кравец:

Собственно, два проекта, один из которых уже реализован, – «Поп» и «Святитель Алексий» – родились одновременно. Это было три года назад, еще при покойном патриархе Алексии II, стоявшем у истоков создания кинотелекомпании «Православная энциклопедия». Прежде чем заняться художественным кино, мы специализировались на документальных фильмах и снимали сериалы для центральных каналов. В частности, была сделана 5-серийная картина «Паломничество в Вечный Город» о перворимских мучениках, демонстрировавшаяся на канале «Россия». У нас был 12-серийный фильм «Планета православия», прошедший тоже на «России». Были фильмы для Первого канала, НТВ, ТВЦ. В общей сложности мы сделали примерно полсотни 44-минутных фильмов. И они все были удачными, получали всевозможные премии, включая ТЭФИ, «Витязей» и так далее.
В какой-то момент мы поняли, что есть темы, которые могут быть раскрыты только в игровом кино. Тогда-то покойным патриархом были определены две такие темы – это тема Псковской миссии, которая воплощена в фильме «Поп», и история митрополита Алексия, которую мы готовимся рассказать в картине «Святитель Алексий». Эти идеи получили поддержку на уровне Министерства культуры РФ, Правительства, Президента.
Как кинопродюсерская компания мы чувствуем очень большую ответственность. И не считаем… По крайней мере, я, будучи человеком от природы книжным, не считаю себя вполне состоявшимся кинопродюсером. Мы с большим трепетом относимся к этим проектам: очень долго работали над сценарием «Святителя Алексия», внесли много изменений, у нас была смена режиссера. В общем, долго готовились.

Корреспондент:
По каким критериям Вы выбрали в качестве режиссера Андрея Прошкина? Кто были его конкуренты?

Сергей Кравец:

Выбирали мы из достаточно большого количества режиссеров, которые были готовы сделать этот фильм. При этом у нас состоялась смена сценария: первоначальный вариант писался под конкретного режиссера, и он был совершенно другим по своему типу, второй сценарий, в общем-то, делался уже с Андреем. Мы очень много советовались с нашими кинематографическими друзьями, и нам посоветовали Андрея. Встретившись втроем с ним и с Юрием Арабовым, пришли к единому пониманию целей и задач. Безусловно, для Андрея это тоже очень ответственная работа, это первый его большой фильм – с огромным количеством участников, с безумными по масштабу декорациями. «Святитель Алексий» – фильм, в десять раз более сложный, чем «Поп» - просто по масштабу съемок. Но наши коллеги-кинематографисты заверили, что Андрей сможет справиться с таким масштабным проектом. И сегодня, когда съемки уже заканчиваются, я должен сказать, что это сущая правда. Он очень внимательный, очень талантливый и очень добросовестный человек.

Корреспондент:
Да, мы могли это наблюдать на съемочной площадке… Одна сцена переснималась до тех пор, пока все в ней не показалось ему идеальным.

Сергей Кравец:

Конечно, количество дублей вводит любого продюсера в истерику. Но Андрей Прошкин добивается того, что считает важным. В течение такого долгого периода работы над фильмом (а она все-таки идет не первый год) мы всегда находили общий язык и всегда друг друга поддерживали.

Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, кто работал над сценарием, отличным от варианта Юрия Арабова?

Сергей Кравец:

Я не хотел бы сейчас вдаваться в подробности. Когда мы определились с Юрием Арабовым как сценаристом, он не столько переделывал первый вариант, сколько просто писал текст заново. И отталкивался Арабов в своей работе не от того сценария, который уже был написан, а от тех материалов, которые мы для него собрали. Я не могу назвать первоначальный вариант неудачным – он мне тоже очень понравился, но он был в совершенно другом стиле. Собственно, тот фильм, на съемочной площадке которого Вы были, – это произведение Прошкина, Арабова и, в какой-то мере, нашей компании.

Корреспондент:
Вы упомянули о том, что работа над фильмами «Поп» и «Святитель Алексий» началась примерно одновременно. «Поп» уже вышел в прокат. Насколько результаты проката стали для вас ожидаемыми или, наоборот, неожиданными?

Сергей Кравец:

Вы знаете, говорить про ожидаемость результатов очень сложно. Особенно для нас, потому что это был наш первый художественный фильм. В этом смысле мы, конечно, жили ожиданиями кинопрокатчика. Они не вполне оправдались, потому что наш дистрибьютор «20 век Фокс», оценивая художественную сторону фильма, надеялся на гораздо лучший результат. Именно поэтому ими было принято решение о таком масштабном прокате по всей стране. Это были ожидания прокатчика и в меньшей степени – наши.
К сожалению, произошла очень неприятная история, когда выяснилось, что один из окончательных вариантов нашего фильма был украден и за три недели до проката выложен в сети Интернет, растиражирован на «пиратском» видеорынке. Это был очень сильный удар. Мы благодарны прокатчикам за то, что они не пошли на отмену премьеры и проката.

Корреспондент:
Вы пытались предотвратить распространение пиратской копии в Интернете?

Сергей Кравец:

Пытались, но это бесполезно. Рассылались уведомления, шла соответствующая работа, которая стоила значительных ресурсов, но джинна, выпущенного из бутылки, было уже не удержать. При этом мы все делали по правилам – по правилам хранили и передавали копии фильма. Картина появилась на пиратском рынке не с окончательным названием «Поп», а с предыдущим. Значит, где-то прошла утечка, и, к сожалению, это во многом испортило наш прокат. Но люди, которые профессионально понимают в дистрибьюции, то же Министерство культуры РФ, на мои стенания по поводу того, что прокат сложился неудачно, говорили мне: «Побойся Бога – русский фильм на такую серьезную тему, не боевик и не мелодрама, собрал в прокате в первую же неделю около трехсот тысяч зрителей… Конечно, на каждую копию это не так много, но ты зря так стенаешь».

Корреспондент:
Опыт проката «Попа» будет учтен? Что Вы хотели бы качественно изменить, выпуская на экране «Святителя Алексия»?

Сергей Кравец:

Да, во-первых, мы постараемся избежать «утечки» фильма. На этот раз мы этого не допустим ни при каких обстоятельствах. Даже если придется сдавать диск с фильмом на хранение в банк. Во-вторых, мы поняли наши ошибки при проведении рекламной кампании. Мы очень щедро до премьеры показывали «Попа» церковнослужителям: было пятьдесят специальных кинотеатральных показов в разных городах. Первоначально мы думали, что эти показы будут иметь рекламный характер. Но оказалось трудно из Москвы контролировать допремьерный показ фильма, например, в Екатеринбурге или Новосибирске. Мы просили продемонстрировать «Попа» духовенству, чтобы оно рассказывало о фильме прихожанам, но в результате собирались огромные кинотеатры. Соответственно, мы не могли там, в регионах, обеспечить защиту от «экранки». В общем, тут масса вещей, которые мы пробовали и на которых, в итоге, обожглись. Потом, нашими рекламщиками и прокатчиками были приняты какие-то, на наш взгляд, не совсем верные решения. Например, решение сделать ставку только на федеральную прессу. При этом почему-то игнорировались Интернет-издания, региональные СМИ.

Корреспондент:
Да, мы как Интернет-издание ощутили проблемы с аккредитацией на пресс-показ…

Сергей Кравец:

Мы с вами вместе оказались пострадавшими. Таким было решение профессионалов, которые занимались продвижением картины. Вы поймите, для нас это был первый опыт.
В данном случае я могу, что называется, только покаяться в том, что мы в этот момент не совсем понимали и не могли оценить, что происходит. Нам говорили, что это некоторая стратегия. Ну, что поделать. Теперь мы понимаем изъяны такой стратегии. Мы никого не корим, потому что люди работали, старались – просто были выбраны не те пути.
Для нас результаты проката были немножко обидными даже не потому, что мы хотели получить прибыль – все, что мы получили от «Попа», пошло на «Святителя Алексия». Поэтому мы вложили в «Алексия» меньше, чем рассчитывали – из-за неудачного проката «Попа». Но ничего, как-то справились.

Корреспондент:
Будем надеяться, что на этот раз результаты будут более воодушевляющими.

Сергей Кравец:

Будем надеяться. Но я должен сказать, что и «Поп», и «Святитель Алексий» - очень долгоиграющие фильмы. Фильмы, к которым будут возвращаться. А это значит, что главную нашу задачу мы выполнили.
Автор:
Мария Мухина
Реклама