Федор Бондарчук: «Нельзя с холодным сердцем подходить к съемкам»
23 апреля 2009 года на экраны страны выходит вторая часть дилогии Федора Бондарчука «Обитаемый остров. Схватка». Фильм будет показан на полгода раньше запланированного срока. О том, почему это произошло, что ждет зрителей в финальной «Схватке» и многом другом читайте в эксклюзивном интервью режиссера для портала Proficinema.
Корреспондент:
Каковы итоги проката фильма «Обитаемый остров» и почему релиз второго фильма перенесен на апрель?
Ф. Бондарчук:
Первоначально релиз второго фильма стоял на октябрь. Это планировалось до кризиса. Но поскольку сложилась такая экономическая ситуация, то потери на первом фильме из-за изменения курса валют составили $8 млн. 700 миллионов рублей, которые мы собрали за счет проката первой картины, равны $30 млн. до кризиса и $22 млн. с его наступлением.
Тогда в СМИ появились публикации, что у нас какие-то финансовые проблемы. Но тут надо понимать главное: мы планировали заработать на российском прокате, как любая нормальная продюсерская компания. Конечно же, в планах заработать и на международном прокате. Соответственно, сейчас мы планируем свести доход к нулю. Поскольку бюджет картины большой – $36 млн., решено сократить промежуток между датами выхода картин. «Обитаемый остров. Схватка» выйдет в прокат не в октябре, как планировалось первоначально, а 23 апреля. 21 апреля состоится премьера второго фильма.
Наши прокатчики посчитали, что посещение кинотеатров снизилось на 25%, но самое главное последствие кризиса – падение рубля. И плюс нельзя не сказать о страшном пиратстве, как в Интернете, так и на DVD. Через неделю после выхода картины на экраны в сети было зафиксировано миллион сто тысяч скачиваний «Обитаемого острова». Три тысячи пиратских сайтов мы закрыли, но огромное количество осталось.
Корреспондент:
Условия проката второго фильма несколько иные? Почему первый фильм был выпущен под Новый год?
Ф. Бондарчук:
«Обитаемый остров. Схватка» выходит в более благоприятный период отсутствия жесткой конкуренции. Наш первый фильм выходил одновременно с раскрученным брендом «Любовь-Морковь 2» и, к тому же, в новогодний период, когда зрители хотят смотреть комедию, а тем более столь полюбившуюся им по предыдущему фильму. В то же время был еще один российский релиз, поддерживаемый основным телеканалом нашей страны, –«Стиляги» Валерия Тодоровского. «Обитаемый остров» выходил рядом с двумя такими большими картинами. Сейчас конкурентов такого масштаба нет.
Но дата выпуска первого фильма была вполне обдумана. Более того, мы эту ситуацию сами и сконструировали: еще в январе 2007 года сообщества кинопрокатчиков и кинопродюсеров были очень недовольны, когда было решено поставить «Жару» одновременно с выходом «Волкодава». Мы это сделали осознанно, декларативно заявляя, что время монополии на прокат закончилось, потому что страна производит огромное количество фильмов – и не должна стоять в самое сладкое время, пятнадцать дней новогодних праздников, одна российская картина.
Корреспондент:
Довольны ли вы полученным результатом?
Ф. Бондарчук:
Собрать $22 млн. в нашей стране сумели не больше пяти картин. Я доволен тем, что получилось.
Корреспондент:
Какие меры нужно принимать в борьбе с пиратами? Поможет ли государственная поддержка?
Ф. Бондарчук:
С пиратами в Интернете и с государственной поддержкой бороться очень тяжело. Нужно иметь мощную правовую организацию, как в Америке, но и там существует утечка данных в сеть, правда, не в таком масштабе, как у нас. DVD как формат в ближайшие года два вообще исчезнет, как это произошло с музыкой на CD. Она вся ушла в Интернет. Производство нелегальных DVD можно закрыть в один день при поддержке государства – одним волевым решением президента. А именно от пиратских DVD мы пострадали больше всего. Закрытие сайтов не решает задачу предотвращения распространения нелегальных дисков по всей стране, которое контролировать невозможно. Это проблема не аудитории, которая покупает пиратские диски, а тех, кто их производит.
Корреспондент:
Считается, что вторую часть прокатывать легче – у фильма уже есть лояльная аудитория. На какие рекламные ресурсы Вы рассчитываете, кроме «сарафана»?
Ф. Бондарчук:
Конечно, телевидение, Интернет и воздействие на целевую аудиторию в кинотеатрах – приклеивание роликов к крупным релизам, например, к «Тарасу Бульбу», «Форсажу 4». Наружная реклама – ситиформаты в Москве, Питере и других городах, и брандмауеры на фасадах кинотеатров: они будут заметны, на этот раз у нас не менее яркая кампания. После телевидения и рекламы на улицах и в кинотеатрах по количеству вложений идет Интернет. Сайт «Обитаемого острова» стоит на первом месте в поисковиках по запросам на тему фильма. Сейчас, когда прошло несколько месяцев после запуска, он входит в десятку самых посещаемых сайтов.
Корреспондент:
Что ждет зрителей во втором фильме?
Ф. Бондарчук:
Мне как режиссеру, фанату Стругацких, больше нравится первая картина. Я отдаю ей предпочтение, потому что там практически не измененные тексты из книги – идея писателей о мироустройстве, о тоталитарном режиме, о природе власти. Первая часть для меня философски более интересна, чем вторая. Зрителю, который жаждет зрелища, «Обитаемый остров. Схватка» понравится больше. Это мощный фильм с точки зрения визуального решения: танковая атака во время ядерной бомбардировки, город мутантов, белая субмарина, полеты, гонки на автомобилях, драка Странника и Максима Каммерера в воздухе, которую ставили специалисты, делавшие «300 спартанцев». Зрителей ждет много интересного. К тому же, картина идет час сорок пять минут, а не два часа пятнадцать. Это час сорок пять сплошного энтертейнмента.
Корреспондент:
Повлияла ли критика на то, как монтировалась вторая картина? Прислушивались ли Вы к каким-то замечаниям?
Ф. Бондарчук:
Критика нет. Но мы провели фокус-группы и показали «Обитаемый остров. Схватка» на кинорынке владельцам кинотеатров и киносетей, и учли их мнение о картине. Не все мнения совпали – они не касаются художественной целостности фильма, а только темпоритма монтажа.
Корреспондент:
Для России «Обитаемый остров» достаточно масштабный проект. Наша кинематография не вполне готова к этому. Вы упомянули, что что-то для вас делали американские специалисты. Что приходилось делать у нас впервые?
Ф. Бондарчук:
Все приходилось делать впервые. Всю компьютерную графику, департамент которой возглавил Леонид Волосатов, мы делали в России. Например, танковую атаку, где клонировали танки – из двадцати машин делали двести двадцать. Конечно, до зарубежных компаний нам расти и расти. Для «Обитаемого острова» на компьютере было обработано очень много натурных съемок. Чаще всего это не заметно глазу, что является самой главной похвалой.
Корреспондент:
Как фильмы будут прокатываться за рубежом?
Ф. Бондарчук:
Все ждут второй картины. Скорее всего, два фильма будут показаны в Америке и европейскому зрителю. Этим занимается одна из крупнейших прокатных компаний, которая ведет Тарантино и Родригеса, – William Morris Agency. Пока не известно, как «Обитаемый остров» будет там прокатываться – двумя картинами, или западный монтажер создаст специально один фильм, с дубляжом или с субтитрами. Все это еще в процессе обсуждения.
Корреспондент:
Как Вы думаете, американцы поймут Стругацких?
Ф. Бондарчук:
«Дюна», «Бегущий по лезвию бритвы», «Эквилибриум» – это все картины, которые зритель «догонял» через год и дольше. Мне кажется, что «Обитаемый остров» – фильм не первых двух уик-эндов, а картина, у которой впереди долгая-долгая жизнь.
Корреспондент:
В одном интервью Вы сказали, что не испытываете проблем с постановкой фильмов на любую тему. Насколько, по-Вашему, режиссеру необходимо чувствовать тему, исходный материал, или же постановка – дело техники?
Ф. Бондарчук:
Я настолько погружен в современные технологии и кинематограф, что технических преград действительно нет. Но лежит ли душа к фильму – это очень важно. Я «9 роту» делал с полной самоотдачей, также как и «Обитаемый остров», хотя это два совершенно разных фильма. Нельзя с холодным сердцем подходить к съемкам, как бы проект не был для тебя манок.