24 мая 2011 11:42
Сергей Сельянов: «Хочется, чтобы все картины были высокохудожественными, зрительские они или авторские»
С 4 по 11 июня в Сочи пройдет 22 Открытый российский фестиваль «Кинотавр», в конкурсную программу которого вошли 14 картин. Интернет-портал «ПрофиСинема» – информационный партнер фестиваля – побеседовал с Сергеем Сельяновым, продюсером двух лент, вошедших в программу киносмотра. Ими являются фильмы «Бабло» Константина Буслова и «Охотник» Бакура Бакурадзе.
Корреспондент:
Ваши фильмы регулярно участвуют в фестивалях. Вы являетесь продюсером, использующим мейджорский подход к кинопроизводству – в год у Вас выходит несколько картин различной направленности. Какое число из этих лент Вы изначально планируете как фестивальное кино? Насколько в этом смысле совпадают планы и их дальнейшая реализация?
Сергей Сельянов:
Планирование подразумевает, что вы можете придумать, скажем, два фестивальных фильма, три зрительских, а затем приступить к производству. А их не так легко придумать, выработать. То, что называется проектом, сценарием, именно это и является основной проблемой в кинематографе. Поэтому планировать эту деятельность достаточно сложно. На развитие проекта уходит от года до двух, и не всегда это заканчивается положительным результатом в виде запуска фильма в производство. Поэтому мы развиваем и те, и другие направления, и каждое стремимся реализовать максимально эффективно. Дальше, когда проект готов к запуску, мы приступаем к его производству, ориентируясь на наши возможности в данный момент. Но если ситуация складывается так, что к определенному моменту полностью завершены, скажем, 10 артхаусных проектов, то разумеется, выпустить их все одновременно невозможно. Вот тогда и появляется возможность какого-то планирования: этот выпустить сейчас, этот придержать для какого-то фестиваля и т.д. В целом все происходит шаг за шагом, при этом на каждой последующей ступени имеет место корректировка дальнейших действий ввиду довольно тяжелой работы с сопротивлением материала. Я действительно занимаюсь и артхаусом, и документальным кино, и зрительским, и анимационным, поскольку мне интересны все эти направления.
Корреспондент:
В этом году на фестивале «Кинотавр» в конкурсной программе будут участвовать сразу два фильма, спродюсированные Вами: «Бабло» и «Охотник». Они решены в различной стилистике. Если «Охотник» - это в чистом виде авторское кино, то «Бабло» - это криминальная комедия, тяготеющая к жанровому кино. Насколько, как Вам кажется, закономерно такое смешение картин различной направленности в программе одного фестиваля?
Сергей Сельянов:
В случае «Кинотавра» я считаю это абсолютно логичным, потому что «Кинотавр» - главный российский фестиваль. Соответственно, все лучшее, что создано в российском кино за год как в зрительском, так и в авторском кино, должно, на мой взгляд, там присутствовать. Это смотр лучшего, что создано на высоком профессиональном уровне. И туда может попасть и зрительское кино. Я могу вам сказать, что «Бабло» тоже в достаточной степени авторская картина. Естественно, подразумевается высокий художественный уровень и того и другого. Какие-то зрительские фильмы, очень успешные в прокате, вряд ли попадут на такой фестиваль, поскольку, помимо ремесла, должны присутствовать художественные составляющие, и наличие киноязыка все равно предполагается. Вот с этим условием, чтобы это было художественно, я считаю, что фильмы любых видов кино должны быть на главном российском фестивале. Другое дело, что могут быть артфестивали, смотры жанрового кино и прочие. Но главный фестиваль должен представлять всю палитру художественного кино.
Корреспондент:
Дата релиза фильма «Бабло» уже заявлена, он выходит на экраны 13 октября 2011. Какое значение для прокатной картины будет иметь участие в Кинотавре?
Сергей Сельянов:
К сожалению, не очень большое, потому что у нас эти механизмы не очень хорошо работают. У нас немного, как говорится, продвинутых зрителей кино, которые обращают внимание на киноязык, на художественные качества, на фестивальные успехи картины. Соответственно, поскольку этих зрителей мало, то эффект присутствия или даже победы на таком фестивале не очень велик. Впрочем, это все равно некий плюс, поскольку о нем будут писать, говорить, а это всегда для фильма полезно, для его зрительской судьбы в том числе.
Корреспондент:
«Бабло» - это дебют Константина Буслова. Пожалуйста, расскажите об этом режиссере и о том, как началось Ваше сотрудничество с ним. Чем Вас привлек этот проект?
Сергей Сельянов:
Мы работаем с Костей давно. Он участвовал в нашей продюсерской команде, так что мы давние знакомые, и у нас уже сложившиеся отношения. Он взялся писать сценарий, меня это порадовало. Когда я ознакомился с готовым материалом, то получил лишнее подтверждение тому, что он очень талантливый человек. Я прочитал сценарий с большим удовольствием, и в скором времени мы перешли к производству. Полгода поработали над сценарием, а затем приступили к съемкам. И вот фильм, в общем, готов. Сейчас он доделывается, осталось внести последние штрихи. Я считаю, что в нашем кино появился новый сильный режиссер.
Корреспондент:
Известно, что Бакур Бакуразде попал в игровое кино из Кинотеатра. doc — студии-проекта, на которой снимается документальное кино России, и элементы документальной стилистики он привносит в свои игровые картины. В «Шультесе» это выражалось, в частности, в отсутствии саундтрека, студийного озвучания и работе с непрофессиональными актерами. Насколько данная тенденция характерна для «Охотника»?
Сергей Сельянов:
В общем, для нового фильма Бакура все эти элементы тоже характерны. Это именно фирменный почерк Бакурадзе. «Охотник» в какой-то степени является развитием «Шультеса», но он гораздо глубже и, на мой взгляд, мощнее. Это Бакуразде, это Бакур. Странно было бы, если бы он сделал совершенно иной фильм. Хотя такое тоже бывает.
Корреспондент:
То есть можно сказать, что он продолжает линию, начатую в «Шультесе»?
Сергей Сельянов:
В общем, можно и так сказать. Хотя эти фильмы очень разные. Тем не менее, что-то их объединяет.
Корреспондент:
«Охотник» - это ваша вторая совместная работа с Бакуром Бакуразде. Можно ли говорить о творческом тандеме Сельянов-Бакуразде? Планируете ли вы сотрудничать с ним и дальше?
Сергей Сельянов:
Да, я всегда буду рад работать с Бакуром Бакурадзе, потому что он человек исключительной кинематографической одаренности, а для продюсера это очень важно. Это и есть то, чем мы занимаемся – стремимся к тому, чтобы все картины были высокохудожественные, зрительские они или авторские. Когда встречаются очень сильные режиссеры, то, конечно, хочется продолжать работать с ними и дальше.
Корреспондент:
Любопытна взаимосвязь режиссеров «Бабла» и «Охотника» - как известно, Константин Буслов сыграл небольшую роль в предыдущей работе Бакура Бакуразде «Шультес». Свидетельствует ли это о своего рода замкнутости круга кинематографистов, с которыми Вы сотрудничаете, или же обусловлено иными причинами?
Сергей Сельянов:
Это обычная жизненная ситуация. Мы все товарищи. Так сложилось, но это вовсе не значит, что если кто-то из них придет ко мне со сценарием, который меня не устраивает, что мы тут же радостно запустим его в производство. Или если кто-то из товарищей выразит желание сыграть главную роль, не будучи серьезным актером, то ясно, что ему будет отказано. Нельзя сказать, что кинематографический круг широк, не так уж много людей занимается кинематографом, и практически все друг с другом знакомы. Так что я не вижу в этом причин для каких-то выводов. Наверное, жизнь объединяет людей не случайно, но это уже вопрос к жизни.
Корреспондент:
Вы читаете много сценариев, работаете с режиссерами-дебютантами. Скажите, имеются ли общие тенденции в материалах, которые Вам приносят эти режиссеры? Фильмы какой специфики они хотят снимать: артхаус или кино для массового зрителя?
Сергей Сельянов:
В наших учебных заведениях воспитывают в основном художников, при этом их почти не учат ремеслу. Я не считаю это правильным. Из этого вытекает, что жанровое кино – это ремесло, а авторское кино отражение личности режиссера, равно как и его умение быть режиссером. Но предварительно, разумеется, надо понять, режиссер ли он. В этом смысле, если говорить о молодых, то, как правило, они не владеют ремеслом, не знают профессии, будучи иногда весьма талантливыми людьми. Как правило, предложения молодых кинематографистов связаны с авторским кино. Что касается жанрового кино, мы его пока практически не умеем снимать именно потому, что у нас нет школы, в том числе сценарной, которая учит людей правилам, профессии, а не только взгляду на мир, и развивает не только художнические наклонности. У нас нет педагогов. Школы нет, одним словом, этим все и объясняется. Ее надо ставить.
Корреспондент:
Ваши фильмы регулярно участвуют в фестивалях. Вы являетесь продюсером, использующим мейджорский подход к кинопроизводству – в год у Вас выходит несколько картин различной направленности. Какое число из этих лент Вы изначально планируете как фестивальное кино? Насколько в этом смысле совпадают планы и их дальнейшая реализация?
Сергей Сельянов:
Планирование подразумевает, что вы можете придумать, скажем, два фестивальных фильма, три зрительских, а затем приступить к производству. А их не так легко придумать, выработать. То, что называется проектом, сценарием, именно это и является основной проблемой в кинематографе. Поэтому планировать эту деятельность достаточно сложно. На развитие проекта уходит от года до двух, и не всегда это заканчивается положительным результатом в виде запуска фильма в производство. Поэтому мы развиваем и те, и другие направления, и каждое стремимся реализовать максимально эффективно. Дальше, когда проект готов к запуску, мы приступаем к его производству, ориентируясь на наши возможности в данный момент. Но если ситуация складывается так, что к определенному моменту полностью завершены, скажем, 10 артхаусных проектов, то разумеется, выпустить их все одновременно невозможно. Вот тогда и появляется возможность какого-то планирования: этот выпустить сейчас, этот придержать для какого-то фестиваля и т.д. В целом все происходит шаг за шагом, при этом на каждой последующей ступени имеет место корректировка дальнейших действий ввиду довольно тяжелой работы с сопротивлением материала. Я действительно занимаюсь и артхаусом, и документальным кино, и зрительским, и анимационным, поскольку мне интересны все эти направления.
Корреспондент:
В этом году на фестивале «Кинотавр» в конкурсной программе будут участвовать сразу два фильма, спродюсированные Вами: «Бабло» и «Охотник». Они решены в различной стилистике. Если «Охотник» - это в чистом виде авторское кино, то «Бабло» - это криминальная комедия, тяготеющая к жанровому кино. Насколько, как Вам кажется, закономерно такое смешение картин различной направленности в программе одного фестиваля?
Сергей Сельянов:
В случае «Кинотавра» я считаю это абсолютно логичным, потому что «Кинотавр» - главный российский фестиваль. Соответственно, все лучшее, что создано в российском кино за год как в зрительском, так и в авторском кино, должно, на мой взгляд, там присутствовать. Это смотр лучшего, что создано на высоком профессиональном уровне. И туда может попасть и зрительское кино. Я могу вам сказать, что «Бабло» тоже в достаточной степени авторская картина. Естественно, подразумевается высокий художественный уровень и того и другого. Какие-то зрительские фильмы, очень успешные в прокате, вряд ли попадут на такой фестиваль, поскольку, помимо ремесла, должны присутствовать художественные составляющие, и наличие киноязыка все равно предполагается. Вот с этим условием, чтобы это было художественно, я считаю, что фильмы любых видов кино должны быть на главном российском фестивале. Другое дело, что могут быть артфестивали, смотры жанрового кино и прочие. Но главный фестиваль должен представлять всю палитру художественного кино.
Корреспондент:
Дата релиза фильма «Бабло» уже заявлена, он выходит на экраны 13 октября 2011. Какое значение для прокатной картины будет иметь участие в Кинотавре?
Сергей Сельянов:
К сожалению, не очень большое, потому что у нас эти механизмы не очень хорошо работают. У нас немного, как говорится, продвинутых зрителей кино, которые обращают внимание на киноязык, на художественные качества, на фестивальные успехи картины. Соответственно, поскольку этих зрителей мало, то эффект присутствия или даже победы на таком фестивале не очень велик. Впрочем, это все равно некий плюс, поскольку о нем будут писать, говорить, а это всегда для фильма полезно, для его зрительской судьбы в том числе.
Корреспондент:
«Бабло» - это дебют Константина Буслова. Пожалуйста, расскажите об этом режиссере и о том, как началось Ваше сотрудничество с ним. Чем Вас привлек этот проект?
Сергей Сельянов:
Мы работаем с Костей давно. Он участвовал в нашей продюсерской команде, так что мы давние знакомые, и у нас уже сложившиеся отношения. Он взялся писать сценарий, меня это порадовало. Когда я ознакомился с готовым материалом, то получил лишнее подтверждение тому, что он очень талантливый человек. Я прочитал сценарий с большим удовольствием, и в скором времени мы перешли к производству. Полгода поработали над сценарием, а затем приступили к съемкам. И вот фильм, в общем, готов. Сейчас он доделывается, осталось внести последние штрихи. Я считаю, что в нашем кино появился новый сильный режиссер.
Корреспондент:
Известно, что Бакур Бакуразде попал в игровое кино из Кинотеатра. doc — студии-проекта, на которой снимается документальное кино России, и элементы документальной стилистики он привносит в свои игровые картины. В «Шультесе» это выражалось, в частности, в отсутствии саундтрека, студийного озвучания и работе с непрофессиональными актерами. Насколько данная тенденция характерна для «Охотника»?
Сергей Сельянов:
В общем, для нового фильма Бакура все эти элементы тоже характерны. Это именно фирменный почерк Бакурадзе. «Охотник» в какой-то степени является развитием «Шультеса», но он гораздо глубже и, на мой взгляд, мощнее. Это Бакуразде, это Бакур. Странно было бы, если бы он сделал совершенно иной фильм. Хотя такое тоже бывает.
Корреспондент:
То есть можно сказать, что он продолжает линию, начатую в «Шультесе»?
Сергей Сельянов:
В общем, можно и так сказать. Хотя эти фильмы очень разные. Тем не менее, что-то их объединяет.
Корреспондент:
«Охотник» - это ваша вторая совместная работа с Бакуром Бакуразде. Можно ли говорить о творческом тандеме Сельянов-Бакуразде? Планируете ли вы сотрудничать с ним и дальше?
Сергей Сельянов:
Да, я всегда буду рад работать с Бакуром Бакурадзе, потому что он человек исключительной кинематографической одаренности, а для продюсера это очень важно. Это и есть то, чем мы занимаемся – стремимся к тому, чтобы все картины были высокохудожественные, зрительские они или авторские. Когда встречаются очень сильные режиссеры, то, конечно, хочется продолжать работать с ними и дальше.
Корреспондент:
Любопытна взаимосвязь режиссеров «Бабла» и «Охотника» - как известно, Константин Буслов сыграл небольшую роль в предыдущей работе Бакура Бакуразде «Шультес». Свидетельствует ли это о своего рода замкнутости круга кинематографистов, с которыми Вы сотрудничаете, или же обусловлено иными причинами?
Сергей Сельянов:
Это обычная жизненная ситуация. Мы все товарищи. Так сложилось, но это вовсе не значит, что если кто-то из них придет ко мне со сценарием, который меня не устраивает, что мы тут же радостно запустим его в производство. Или если кто-то из товарищей выразит желание сыграть главную роль, не будучи серьезным актером, то ясно, что ему будет отказано. Нельзя сказать, что кинематографический круг широк, не так уж много людей занимается кинематографом, и практически все друг с другом знакомы. Так что я не вижу в этом причин для каких-то выводов. Наверное, жизнь объединяет людей не случайно, но это уже вопрос к жизни.
Корреспондент:
Вы читаете много сценариев, работаете с режиссерами-дебютантами. Скажите, имеются ли общие тенденции в материалах, которые Вам приносят эти режиссеры? Фильмы какой специфики они хотят снимать: артхаус или кино для массового зрителя?
Сергей Сельянов:
В наших учебных заведениях воспитывают в основном художников, при этом их почти не учат ремеслу. Я не считаю это правильным. Из этого вытекает, что жанровое кино – это ремесло, а авторское кино отражение личности режиссера, равно как и его умение быть режиссером. Но предварительно, разумеется, надо понять, режиссер ли он. В этом смысле, если говорить о молодых, то, как правило, они не владеют ремеслом, не знают профессии, будучи иногда весьма талантливыми людьми. Как правило, предложения молодых кинематографистов связаны с авторским кино. Что касается жанрового кино, мы его пока практически не умеем снимать именно потому, что у нас нет школы, в том числе сценарной, которая учит людей правилам, профессии, а не только взгляду на мир, и развивает не только художнические наклонности. У нас нет педагогов. Школы нет, одним словом, этим все и объясняется. Ее надо ставить.
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Реклама