Октябрьский Индекс ПрофиСинема 2019: дальше хуже?
Октябрьский Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема продолжает тренд первых девяти месяцев 2019 года, отмечающий депрессивные настроения в российской киноотрасли. Несмотря на небольшой подъем в октябре, эксперты вновь снижают оценки на ноябрь. Российских блокбастеров этой осенью на экранах нет.
Значение индекса октября в дистрибьюции — 6,82 (прогноз на октябрь — 7,09)
Значение индекса октября в кинопоказе — 7,92 (прогноз на октябрь — 7,78)
Дистрибьюторы и кинопоказчики смотрели на октябрь с осторожным оптимизмом, и в целом их прогнозы оправдались. Как и ожидалось, октябрь начался под знаком «Джокера» (релиз 3 октября, прокатчик Каро Премьер). Новая картина Тодда Филлипса
с Хоакином Фениксом в главной роли отработала на отлично, завершив месяц на отметке 1,83 млрд рублей и заняв 14 строчку в ТОП-20 самых кассовых фильмов в истории современной России. Сомнения части экспертов не оправдались: 5,2 млн российских зрителей посмотрели драматическую, достаточно сложную для восприятия, совсем не комиксовую картину.
И хотя стартовавшая 17 октября «Малефисента» несколько «притормозила» «Джокера», у него еще есть все шансы подняться в рейтинге самых кассовых фильмов в российском прокате на пару-тройку пунктов.
Фэнтези «Малефисента: Владычица тьмы» от WDSSPR, в звездный состав которого вошли Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Мишель Пфайффер, уже собрало 1,350 млрд рублей за две недели, оставаясь на первой позиции рейтинга кассовых сборов. Напомним, первая «Малефисента» в мае 2014 года за все время проката заработала 1,306 млрд рублей.
Кинопоказчики отмечают достойную работу в октябре анимационного фильма «Эверест» от UPI, сумевшего собрать за месяц 671,5 млн рублей.
Впрочем, не обошлось и без разочарований. Фантастический боевик «Гемини» от ЦПШ, оскароносного режиссера Энга Ли с Уиллом Смитом в главной роли сработал хуже ожиданий, получив относительно скромные 302 млн рублей. Совсем не те сборы прогнозировали эксперты рынка.
Большего кинопоказчики ждали и от вышедшего 24 октября комедийного ужастика «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» от WDSSPR, касса которого на конец месяца составила 135,6 млн рублей, что превышает итоговый рублевый результат (110,7 млн) первой части «Добро пожаловать в Zoмбилэнд» 2009 года.
С посещаемостью и сборами у российских картин в этом месяце дела обстоят совсем плохо. Драма «Текст» от ЦПШ, экранизация романа популярного российского писателя Дмитрия Глуховского, пожалуй, единственная российская лента октября, от которой дистрибьютор и кинотеатры что-то ожидали. Она собрала за первый уикенд 97,7 млн рублей. Но поднявшийся скандал вокруг постельной сцены с Кристиной Асмус и Иваном Янковским возможно оживит интерес к просмотру фильма.
По итогам десяти месяцев 2019 года можно с уверенностью сказать, что отечественное кино не только не достигнет по аудитории и доле кассовых сборов результатов 2018 года, но и значительно просядет. Титанические усилия Минкульта по очистке дат, созданию препятствий в выдаче прокатных удостоверений и завышению возрастного рейтинга иностранным релизам не принесут ощутимых результатов в текущем году. Все-таки вдобавок к административным мерам необходимы еще и качественный контент, грамотный маркетинг, работа с аудиторией и СМИ.
Дистрибьюторы и кинопоказчики очень неоднозначно оценивают октябрь. С одной стороны, прошедший месяц стал одним из лучших за год по посещаемости и сборам, с другой, кинопоказчики отмечают, что даже такие локомотивы проката, как «Джокер» и «Малефисента», не дают 100% заполняемости залов. Продолжает сказываться фактор снижения покупательной способности населения.
Прогнозный индекс октября в дистрибьюции — 6,64
Прогнозный индекс октября в кинопоказе — 7,44
Похоже, всплеск посещаемости и кассовых сборов будет непродолжительным. Прокатчики и показчики смотрят на ноябрь без особого оптимизма. Эксперты в один голос утверждают, что основная надежда в первой половине ноября от продолжающих работать октябрьских релизов.
Прежде всего это «Малефисента: Владычица тьмы», о которой мы упоминали выше, а также стартовавшие в самом конце месяца (31 октября) анимационный фильм «Семейка Аддамс» и фантастический (во всех смыслах) «Терминатор: Темные судьбы» от Фокс с реальным Арнольдом Шварценеггером и Линдой Хэмилтон. Впрочем, часть экспертов указывают на то, что зрители устали от франшизы, и высказывают сомнения в кассовом потенциале последнего «Терминатора».
Высокие ожидания у кинопоказчиков от ужастика «Доктор Сон» от Каро, экранизации одноименного романа Стивена Кинга, а также от перезапущенных «Ангелов Чарли» от WDSSPR. В числе «середнячков» эксперты называют исторические драмы «Мидуэй» от ЦПШ и «Ford против Ferrari», историю противостояния в автогонках, от Фокса. Однако кассовых прорывов от этих фильмов не ждут.
Самый ожидаемый фильм месяца, который почти наверняка станет хитом, – анимационное «Холодное сердце 2» - WDSSPR выпускает в прокат в самом конце месяца, 28 ноября, и работать оно будет уже в декабре.
В ноябре на экранах появится дюжина российских полнометражных игровых картин, не считая документальных, Мультов в кино и сборников короткометражек. Примечательно, что кинопоказчики в своих экспертных комментариях не назвали ни одного отечественного релиза, на который они бы делали ставку. Несколько респондентов упомянули фантастический триллер «Аванпост», но сомневаются, что это фильм для кинотеатральной аудитории.
По словам экспертов Индекса ПрофиСинема, репертуарные планы ноября достаточно разнообразные, но вот потенциальных блокбастеров среди них практически нет. Дистрибьюторы и кинопоказчики снижают свои прогнозы на предстоящий месяц.
Значение индекса октября в кинопроизводстве — 5,63
Значение индекса сентября в кинопроизводстве — 5,41
Продюсеры в октябре подняли значение Индекса в кинопроизводстве как никогда высоко, но в прогнозе на зиму вновь стали сдержаннее. Осенью съемочная активность всегда снижается. Основное рабочее время – лето. Сейчас снимают только те, кому нужна осенняя натура. Обычно – это период монтажа, озвучания и так далее.
Аниматоры ждут итогов нового конкурса Фонда кино на поддержку детско-юношеского кино и авторской анимации.
В связи с успехами фильма «Текст» наши респонденты отмечают, что курс на создание блокбастеров не очень оправдан. Чем больше затраты, тем болезненнее ощущается провал.
Эксперты говорят, что появилась надежда на системные изменения в отрасли, направленные на прозрачность распределения господдержки, открытость конкурсов и определения правил игры между получателями госфинансирования и государством. Но на то, чтобы отладить систему уйдет не один год.
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,46
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,64
Сфера деятельности |
Индекс |
Сентябрь |
Индекс |
Октябрь |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
5,41 |
5,64 |
5,63 |
5,46 |
Дистрибьюция |
6,14 |
7,09 |
6,82 |
6,64 |
Кинопоказ |
5,56 |
7,78 |
7,92 |
7,44 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
5,69 |
6,85 |
6,79 |
6,51 |
Индекс ПрофиСинема в октябре — 6,79
Индекс ПрофиСинема в сентябре — 5,69
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в октябре 2019 года выше сентябрьского значения больше чем на балл и составляет 6,79 (почти «Хорошо») по десятибалльной шкале. Эксперты в области кинопоказа оценили месяц ниже, чем прогнозировали, дистрибьюторы поставили оценки чуть выше, а продюсеры остались верны прогнозу.
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца — 6,51
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца — 6,85
Прогнозное значение на ноябрь 2019 года у экспертов по всем направлениям ниже текущего.
История наблюдений
Интересно, что в октябре 2018 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема соответствовал прогнозу и среднестатистическому показателю за последние семь лет, но был ниже текущего - 6,35.
В целом октябрь 2018 года более или менее оправдал ожидания экспертов кинопоказа и дистрибьюции. Сильный, относительно сентября, репертуар и, соответственно, бОльшие валовые кассовые сборы месяца повлияли на высокие оценки кинопоказчиков, хотя не обошлось и без разного рода неожиданностей.
«Веном» от WDSSPR превосходно работал на протяжении всего месяца, в течение трех уикендов был первым в ТОП-10 по кассовым сборам. Эксперты отмечают, что результаты супергеройского экшена оказались значительно выше прогнозов.
В месяц празднования Хэллоуина хорошо отработали тематические фильмы: хоррор «Хэллоуин» от UPI и детективный хоррор «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» (дистрибьютор Фокс).
Что касается российских релизов, то эксперты выделили высокие (учитывая сложность темы для аудитории) сборы драмы «Непрощенный». Все остальные отечественные проекты сработали хуже ожиданий.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2017 года было выше среднестатистического значения октября за последние шесть лет, а также выше текущего и составляло 6,88. Сезон российского кино открылся более или менее успешно. Результаты октября оправдали позитивные ожидания у прокатчиков и показчиков. И те, и другие улучшили оценки относительно прогнозов. Сильный репертуар октября позволил привлечь в кинотеатры дополнительную аудиторию, причем, во многом благодаря российским картинам. При этом в комментариях эксперты Индекса ПрофиСинема указывали на небольшой спад, который наметился в середине месяца, но был преодолен на последнем уикенде благодаря мощному старту фэнтези «Последний богатырь», результатам «Матильды» и превью «Фиксиков».
Среди октябрьских релизов иностранных картин эксперты отмечали хорошие результаты фантастического триллера «Геошторм» (дистрибьютор Каро), триллера Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» от WDSSPR, хоррора «Пила 8» от ЦПШ.
Октябрь 2017 года был насыщен громкими релизами и в целом прошел удачно для российского кинопроката и показчиков. Но представители кинопоказа отмечали, что устали от переносов дат релизов. Это путает зрителя и тем самым вызывает недовольство, и, в конечном счете, приводит к финансовым потерям.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2016 года было ниже текущего и составляло 6,16 балла. Сезон российского кино в 2016 году начался не слишком удачно. Многие релизы не оправдали ожиданий, и только в конце месяца стали выходить кассовые хиты. И если со студийным кино было все более или менее нормально, то для независимых фильмов ситуация ухудшилась.
Единственным проектом месяца, не разочаровавшим никого, стала новая режиссерская работа Тима Бертона «Дом странных детей Мисс Перегрин» от Фокса.
Старты двух фильмов в самом конце октября: фантастического экшена «Доктор Стрэндж» и анимационной комедии «Тролли» от Фокса, позволили нашим респондентам с оптимизмом посмотреть на валовые сборы ноября.
Все ждали, что с октября начнется сезон российского кино.
В конце сентября на экраны вышла историческая костюмная драма «Дуэлянт» от компании Нон-Стоп Продакшн и WDSSPR. Кинопоказчики очень надеялись, что фильм Алексея Мизгирева станет событием сентября и приведет зрителя в кинотеатры в октябре. Но, к сожалению, проект не собрал и трети прогнозируемых сборов.
Самым ожидаемым отечественным блокбастером месяца стал «Ледокол» Николая Хомерики от компании Профит и Нашего кино. Кинопоказчики отмечают, что он сработал на уровне прогноза.
Остальные российские фильмы широкого и среднего проката совершенно не оправдали ожиданий дистрибьюторов и кинопоказчиков.
Такой спад в октябре 2016 года очень сильно тревожил наших респондентов, ведь с октября обычно начинается подъем.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2015 года было ниже текущего и составляло 6,38 балла. Октябрь вывел кинотеатральный бизнес в рентабельную зону.
Несколько релизов, по мнению представителей кинопоказа, вытянули месяц.
В первую очередь это научно-фантастический триллер Ридли Скотта «Марсианин» от Фокса, вышедший широчайшим прокатом (2246 копий). Стоит отметить, что «Марсианину» удалось преодолеть заветную планку в миллиард рублей за три недели проката.
Вторым проектом месяца наши респонденты назвали анимационный сиквел «Монстры на каникулах 2» режиссера Геннди Тартаковского.
Что касается отечественных релизов, то из четырех широко расписанных в октябре только комедия «Без границ» от WDSSPR была отмечена кинопоказчиками как оправдавшая ожидания.
Октябрь 2015 года переломил негативную тенденцию августа-сентября и подал нашим экспертам надежду на улучшение ситуации, хотя кризис никто не отменял и люди меньше стали ходить в кино.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2014 года было ниже текущего и составляло 6,2. В дистрибьюции и кинопоказе наметилась тенденция к росту Индекса до середины зимы, а у продюсеров, наоборот, предпринимательские ожидания не были высоки. Как и говорили эксперты, несмотря на разнообразный и достаточно интересный репертуар октября – ужастики, фэнтези, комедии, анимация, драмы – не каждый уикенд выходили сильные релизы.
В первую очередь, высокие ожидания наших респондентов в октябре 2014 года были связаны с фэнтези «Дракула» от UPI. Ожидания оправдались.
Вторым голливудским блокбастером октября, как и предполагали эксперты, стал анимационный фильм «Город героев» от WDSSPR, который, хоть и уступил на старте «Горько! 2» пальму первенства, надолго задержался в ТОП-10 российского бокс-офиса и стал одним из долгоиграющих семейных анимационных проектов от WDSSPR.
Что касается российских релизов, то безусловным лидером октября стала ожидаемая как профессионалами, так и зрителями комедия «Горько! 2» от Базелевса – сиквел феноменального блокбастера от Жоры Крыжовникова с тем же актерским составом.
Из громких российских релизов октября стоит отметить новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» от DreamTeam, результаты которого оказались не то, чтобы разочаровывающими (никто и не ждал, что фильм станет блокбастером), но совершенно не соизмеримыми с бюджетом.
Октябрь 2014 года не преподнес сюрпризов ни плохих, ни хороших. Прошел достаточно ровно, и уж точно был лучше сентября. Но по факту сезон блокбастеров не открыл.
Оценки и прогнозы продюсеров в течение последних месяцев, «замершие» на одной отметке, поползли вниз. Эта тенденция демонстрировала, что продюсеры не видели поводов для оптимизма и уже начали ощущать последствия снижения курса рубля. Кроме того, были опасения, что режим экономии бюджетных средств в тех политических условиях в первую очередь коснется расходов на культуру и кинематограф.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2013 года было выше текущего – 7,35. В целом октябрь 2013 можно было охарактеризовать как очень успешный месяц. Несмотря на то, что основную кассу, как и предполагали наши эксперты, сделали три релиза.
В октябре 2013 года высокие оценки прокатчиков и показчиков в первую очередь были связаны с российским кино. Впервые не «новогодняя битва» стала причиной обсуждений отечественных картин, которые собрали рекордный бокс-офис.
Конечно, главным событием месяца стал выход в прокат 10 октября военной драмы Федора Бондарчука «Сталинград». Почти все эксперты в своих комментариях отмечали, что сборы «Сталинграда» оказались выше их прогнозов.
Самым ожидаемым дистрибьюторами и кинопоказчиками в октябре голливудским блокбастером была «Гравитация» Альфонсо Куарона от Каро.
Третьим рекордсменом октября 2013 года стала тоже российская картина - комедия «Горько!» от Базелевса.
Можно сказать, что октябрь 2013 года порадовал наших экспертов и открыл сезон российских блокбастеров раньше, чем обычно.
Значение Индекса ПрофиСинема октября 2012 года было ниже текущего и составляло 6,3 балла. В целом месяц оправдал ожидания, показал нормальные стабильные сборы без сюрпризов. Хотя первые две недели были слабые. Особенно порадовала кинопоказчиков последняя неделя.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с франшизой шпионского боевика «007: Координаты Скайфолл» от WDSSPR. Прокатом первых недель довольны и кинопоказчики, и дистрибьютор.
Из российских проектов самым ожидаемым и единственным отечественным блокбастером октября стал «Духless» от Арт Пикчерс и UPI. Ожидания от российского проката у продюсеров были большие, и они начали сбываться практически сразу. В кинотеатры пришло почти 2 миллиона зрителей. Некоторые эксперты признались, что не ожидали такого успеха российского фильма в прокате.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).
Марина Бодягина (20 Век Фокс), Алексей Рязанцев (КАРО), Ия Лебедева (КАРО), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Наталия Хлюстова (WDSSPR), Сергей Некрасов (Вольга), Павел Бартяев (Вольга), Светлана Данилова (Парадиз), Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Сергей Сорочкин (СБ фильм), , Инна Слаповская (DCP24), Андрей Иванов (Панорама кино), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Сергей Рыбиков (Москино), Валерий Мелешков (Престиж кино), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Надежда Мотина (Capella Film), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика).
Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатр Россия, Нижний Новгород), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (сеть кинотеатров Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (АЙС Фильм), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж), Александр Добров (Облака, Пушкино), Андрей Яковлев (КиноГигант, Хабаровск), Елена Бондаренко (Колибри), Виктория Масленкина (сеть кинотеатров Люксор)
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса