Индекс ПрофиСинема 2019: провальный март второй год подряд
В марте 2019 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема почти на полбалла ниже прогноза. Второй год подряд март не оправдывает ожиданий экспертов. Апрель кинобизнесу также, как правило, не приносит большой прибыли, прогнозные оценки экспертов низкие.
Значение индекса марта в дистрибьюции — 6,29 (прогноз на март — 6,68)
Значение индекса марта в кинопоказе — 6,87 (прогноз на март — 7,65)
В прогнозах на март эксперты были не слишком оптимистичны. Но реальность оказалась еще хуже. Некоторые респонденты отмечают, что сборы на каникулах оказались на 40% ниже прогнозов. А со второй половины месяца началось неуклонное падение посещаемости и бокс-офиса.
Приключенческий экшен «Капитан Марвел» от WDSSPR, можно сказать, спас месяц. Стартовав с первого места в прокате России и СНГ, фильм собрал 712 млн. рублей, что составило более 56% кассы Топ-10 недели, и преодолел миллиардную отметку уже на второй неделе. В США картина также заняла первое место на первом уикенде и заработала за два дня 153 млн. долларов.
Кинопоказчики отмечают, что сборы (200 млн. рублей за 2 недели) анимационного фильма «Волшебный парк Джун» от ЦПШ соответствуют ожиданиям, равно как и старт семейного фэнтези Тима Бертона «Дамбо» от WDSSPR (150 млн. рублей, согласно ЕАИС).
Необходимо в очередной раз отметить феноменальные результаты проката драмы Питера Фаррелли «Зеленая книга» от Капеллы, вышедшей еще в январе. Девять недель картина держится в десятке лидеров и собрала уже 538.672.732 рублей/$8.450.829.
Ситуация, сложившаяся в начале месяца в связи с прокатом двух анимационных картин, претендовавших на одну дату релиза – 7 марта, им обоим на пользу не пошла. «Гурвинек. Волшебная игра» от КиноАтиса и MVK остался на дате и сумел собрать в силу объективных причин только 30 млн. рублей. «Королевский корги» от Вольги вышел в итоге 21 марта вместе с «Волшебным парком Джун» и заработал более 200 млн. рублей за две недели.
А выиграла во всей этой истории финальная часть анимационной франшизы «Как приручить дракона 3» от UPI, которая после пяти недель проката остается в середине десятки лидеров с результатом 1.741.703.605 рублей/$27.003.450.
Из пяти широких российских релизов только два оправдали ожидания кинопоказчиков. Комедия Резо Гигинеишвили «Трезвый водитель» от WDSSPR, собравшая за две недели больше 150 млн. рублей и российско-сербская военная драма, спродюсированная Гошей Куценко, «Балканский рубеж» от Фокса. Помимо мощной рекламной поддержки фильм получил положительные отзывы критиков. На старте картина заняла первое место и взяла более 20% кассы Топ-10 – 132 млн. рублей. Фильм обошел по стартовым сборам «Собибор» (106,5 млн), но собрал меньше, чем такие патриотические ленты, как «Август. Восьмого» (141,4 млн.), «Крым» (161,2 млн.) и «28 панфиловцев» (162,3 млн.).
Март, по мнению экспертов, оказался очень слабым, особенно вторая половина. Каникулы не помогли, детский репертуар оказался хуже ожиданий. Существенно повлиял на общую кассу конфликт двух анимационных лент. Поскольку впереди апрель (тоже не самый сильный месяц года), то настроения у кинопоказчиков очень пессимистичные.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,33
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопоказе — 7,04
В своих прогнозных оценках на апрель респонденты выражают надежду, что следующий месяц будет как минимум не хуже марта. Ситуация с релизами примерно такая же, как и в предыдущем месяце. Плюс самый ожидаемый проект апреля - фантастический экшен «Мстители: Финал» от WDSSPR, - сдвинут на понедельник 29 апреля, а значит вся его касса придется на май.
Но зато на апрель придется касса семейного фэнтези Тима Бертона «Дамбо» от WDSSPR.
Кинопоказчики считают, что высоким кассовым потенциалом также обладают фэнтезийный экшэн «Хеллбой» от Megogo Distribution (правда, миллиарда от него никто не ждет) и новая киноверсия культового романа Стивена Кинга, триллер «Кладбище домашних животных» от ЦПШ.
Российских проектов в апреле тринадцать. И только два выпускаются широким прокатом. Семейная комедия «Домовой» от Каропроката. И «темная лошадка», по мнению многих наших респондентов, триллер «Миллиард» от ЦПШ с Владимиром Машковым в главной роли. Остальные выходят ограниченным или средним тиражом.
В основном репертуар апреля состоит из фестивальных картин и фильмов категории В. Большой кассы на этом не сделаешь. Остается ждать мая и начала сезона блокбастеров.
Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 4,76
Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,96
У продюсеров с августа прошлого года среднее значение Индекса около 5 +-. Но в комментариях в этом месяце появился оптимизм на будущее. С весной почувствовалось оживление: появился новый фонд, государство пообещало выделить больше денег на детское кино, объявлен прием заявок на господдержку.
Эксперты отмечают еще несколько положительных тенденций рынка: повышение интереса зрителей к российскому кино, рост оборотов онлайн-кинотеатров, государство планирует расширять программу кинофикации и открывать больше кинотеатров в малых городах.
Но в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Продюсеров, особенно работающих в анимации, очень сильно огорчило в марте недружелюбное отношение киносетей к российскому анимационному контенту. Ситуация, возникшая вокруг «Гурвинека», вновь подняла массу вопросов и показала необходимость разработки механизма для урегулирования проблемы релизных планов российских и иностранных картин.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,86
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,13
Сфера деятельности |
Индекс |
Февраль |
Индекс |
Март |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
4,96 |
5,13 |
4,76 |
4,86 |
Дистрибьюция |
6,79 |
6,68 |
6,29 |
6,33 |
Кинопоказ |
7,30 |
7,65 |
6,87 |
7,04 |
Индекс ПрофиСинема |
6,27 |
6,42 |
6,00 |
6,11 |
Индекс ПрофиСинема в марте — 6,00
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,27
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в марте 2019 года ниже февральского значения и составляет 6,00 («Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца — 6,11
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца — 6,42
Прогнозное значение на апрель 2019 года у экспертов по всем направлениям чуть-чуть выше, почти равно, текущему.
История наблюдений
Интересно, что значение Индекса ПрофиСинема в марте 2018 года несколько выше текущего и составляло 6,17. Это было самое низкое значение Индекса в первом весеннем месяце за последние 8 лет, с 2011 года. Вопреки ожиданиям экспертов, после успехов начала года, в марте начался спад зрительской активности. Опасения экспертов по поводу отсутствия в релизной сетке марта явных лидеров оправдались.
У кинопоказчиков были большие ожидания от длинных выходных с 8 по 11 марта, и они не ошиблись – общие сборы Топ-10 фильмов по данным ПрофиСинема в праздничный уикенд превысили 1,18 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза превышало аналогичный показатель предыдущего года. Однако последующие уикенды показали существенное падение и в зрителях, и в сборах.
Один из самых ожидаемых релизов марта «Тихоокеанский рубеж 2» от UPI, вышедший в прокат 22 марта более чем в 1300 кинотеатрах, по оценкам экспертов, работал не так хорошо, как ожидалось. «Чёрная Пантера» от WDSSPR - первый марвеловский блокбастер из супергеройской серии, сюжет которого обыгрывает историю и культуру афроамериканского населения, - стартовал 1 марта. К концу первой декады он потерял темп, но продержался в Топ-10 проката России и СНГ весь март.
Приятный сюрприз в марте преподнесла кинопоказчикам российская комедия «Я худею» (дистрибьютор UPI). Выйдя в прокат 8 марта, картина уверено заняла первое место в Топ-10 праздничного уикенда.
Конечно, говоря о марте 2018 года, нельзя не упомянуть о трагедии в Кемерово, которая повергла в шок всю страну, существенно встряхнув кинотеатральный бизнес.
Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2017 года было почти на балл выше текущего и составляло 6,79 балла, что укладывалось в среднестатистические показатели за последние семь лет. Эксперты по всем направлениям оценили месяц выше, чем прогнозировали. В прогнозе на март кинопоказчики и дистрибьюторы были практически единодушны. А оценки оказались выше и у тех, и у других. Эксперты отмечали, что практически все проекты сработали на уровне ожиданий, и даже лучше. На некоторых площадках фактические сборы на 10-15% превысили прогнозы.
На первом месте по итогам месяца оказался не «Логан», как прогнозировали кинопоказчики, а «Босс-молокосос» от Фокса. Эксперты предполагали, что анимационный фильм про юного фантазера в озвучке Федора Бондарчука станет блокбастером, но не ожидали от него такой прыти.
Второе место поделили «Логан» и «Зверопой», которые вышли одновременно и выбыли из десятки лидеров после 4 недель проката практически с одинаковыми результатами.
Открытием месяца стал хоррор/триллер Найта М. Шьямалана «Сплит», с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, от UPI.
Разочарованием месяца эксперты назвали фантастический боевик «Могучие рейнджеры», от WDSSPR.
Из десяти отечественных релизов марта только четырем удалось побывать в десятке лидеров с весьма скромными результатами. Все фильмы имели средний прокат. Ни одного отечественного релиза с широкой росписью в марте не выходило, а на последней неделе месяца в десятке лидеров не было ни одного российского фильма.
Эксперты посчитали, что март прошел в целом хорошо. Успешные релизы собрали больше, чем недобрали провалившиеся. Так что общая касса у всех была в плюсе.
Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2016 года было выше текущего и составляло 6,54 балла. В этот период продолжилась стагнация в российском кинематографе, начавшаяся в октябре 2015 года. Эксперты выставляли осторожные оценки по текущей ситуации и в прогнозе.
Достаточно сильный репертуар, а также каникулярный период и праздники позволили марту 2016–го остаться на среднем уровне показателей за последние полгода.
Один из самых ожидаемых фильмов марта не подвел наших респондентов. Анимационный «Зверополис» от WDSSPR начал ставить рекорды уже на превью-показах. Фильм продержался три недели на первом месте в российском бокс-офисе и на четвертой неделе опустился на вторую строчку, уступив «Бэтмену». «Зверополис» стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю проката в России и странах СНГ.
Второй блокбастер месяца, по мнению экспертов, также соответствовал ожиданиям. Фантастический боевик «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» от Каро поддержал волну начала марта и, хотя не принес ошеломляющего всплеска, создал равномерную плотность посещаемости.
Только три российских проекта в марте 2016 года смогли попасть в десятку лидеров. Хуже всех в этой тройке сработала комедия «8 лучших свиданий» от ЦПШ.
А вот анимационные «Смешарики. Легенда о золотом драконе» от UPI и комедия «СуперБобровы» от WDSSPR, вышедшие в один день, имели в своем активе практически одинаковые суммы.
Кинопоказчики и дистрибьюторы остались удовлетворены результатами марта 2016. Месяц не принес супердоходов, но и не провалился, что в той экономической ситуации уже было хорошо. Практически все фильмы сработали, как и ожидалось, а «Зверополис» даже лучше. Зрители в кинотеатры ходили, и существенного снижения посещаемости не наблюдалось.
Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2015 года было выше текущего и составляло 6,43 балла. В целом март 2015 показал неплохие результаты, но все же не до конца оправдал ожидания кинопоказчиков и дистрибьюторов.
Некоторые эксперты отмечали, что этому способствовал провал в начале месяца и что следовало бы поменять даты релизов «Золушки» и «Робота по имени Чаппи» от WDSSPR.
Несмотря на «столкновение» с «Золушкой», кинопоказчики отнесли к успешным релизам фантастический триллер «Робот по имени Чаппи» от WDSSPR, который оставался в десятке лидеров четыре недели, а также фантастический триллер «Дивергент, глава 2: Инсургент» от ЦПШ - продолжение молодежной франшизы.
Что касается российских релизов, то в марте самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была драма «Духless 2» от UPI режиссера Романа Прыгунова с Данилой Козловским в главной роли. Но она же стала и главным разочарованием месяца.
Первая часть «Духless» вышла в прокат 4 октября 2012 года. На фильм пришло почти 2 миллиона зрителей. Сиквел, по итогам 4 недель в прокате, привел около 1 800 млн. зрителей, не охватив, таким образом, даже аудиторию первого фильма. А рост кассы был обусловлен возросшей ценой на билеты.
Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак» от Нашего кино Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли.
Март 2015 года не преподнес экспертам ни сюрпризов, ни больших разочарований. В целом прошел хуже, чем февраль, и слабее, чем они прогнозировали. Но не катастрофично. Без резких колебаний, что уже было хорошо. Продюсеры, неуклонно снижавшие значение индекса с ноября 2014 года, впервые повысили оценки в прогнозе. Весна дает много поводов для оптимизма. Это связано прежде всего с традиционно проходящими в это время конкурсами в Фонде кино и Министерстве культуры.
Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2014 года было выше текущего значения и составляло 6,85 балла. Цифры прогноза у дистрибьюторов и кинопоказчиков были высокими, причем кинопоказчики надеялись на март больше, чем дистрибьюторы.
Далеко не все релизы оправдали ожидания. Первая половина месяца особенно удручала кинопоказчиков. Наблюдался серьезный провал, связанный со скачком валют и политической обстановкой. Зрители в кино ходили плохо. Единственный успешный день – 8 марта. Каникулы ненадолго вернули кинопрокату весеннее дыхание.
Основные ожидания наших респондентов в марте 2014 в первую очередь были связаны с четырьмя проектами – главными блокбастерами мартовских уикендов: боевиками «300 спартанцев: Расцвет империи» от Каро и «Need for Speed: Жажда скорости» от WDSSPR, а также с анимационным «Рио 2» от Фокса и экшеном «Ной» от ЦПШ.
Что касается российских фильмов, то первые релизы марта - драма «Дубровский» от Dream Team по одноименной повести А.С.Пушкина с Данилой Козловским и комедия «C 8 марта, мужчины!» от Вольги, - имевшие широкую роспись в кинотеатрах, пробыли в десятке лидеров проката по 2 недели.
Представители кинопоказа считали, что на посещаемость первой половины месяца сильно повлияли общественно-политические события в стране. И только каникулы как-то выровняли ситуацию.
В марте 2014 продюсеры повысили значение индекса на полбалла и остались практически на таком же уровне в прогнозе. И этот оптимизм в первую очередь был связан с конкурсами в Минкульте и ожиданием объявления конкурса в Фонде кино.
Финансовые прогнозы были крайне пессимистичны. Рост курса валют, возможное существенное сокращение государственного финансирования картин способно заморозить запуск высокобюджетных фильмов.
Кроме того, в связи с событиями в Украине был риск потери достаточно большой доли доходов от реализации телепродукции, до 25-30%.
Значение Индекса ПрофиСинема марта 2013 года было выше текущего значения и составляло 6,4 балла. Месяц оказался немного хуже, чем предполагали кинопоказчики и дистрибьюторы. В результате оценки оказались на полбалла ниже прогнозных и у тех, и у других.
И хотя кинопоказчики в основном были довольны результатами проката, все-таки считали, что некоторые крупные проекты не дотянули до уровня 100% блокбастера. Лидерами проката марта 2013 стали три картины. Среди них «Оз: великий и ужасный» от WDSSPR, анимационная комедия от Фокса «Семейка Крудс» и фэнтези «Джек - покоритель великанов» от Каро.
Что касается российских картин, то в широкий прокат в последний день февраля вышла комедия Сарика Андреасяна «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро (на первом мартовском уикенде она уже заняла лидирующую позицию, вытеснив оттуда «Метро»).
В целом, в марте 2013 года ситуация несколько улучшилась по сравнению с февралем и наблюдался устойчивый рост кассы, но не такой большой, как предполагали эксперты. Продюсеры оценили март ниже, чем февраль, а также ниже, чем прогнозировали.
Значение Индекса ПрофиСинема марта 2012 года было выше текущего значения и составляло 6,95 балла. Тогда эксперты оценили месяц практически также, как и прогнозировали. Ленты, названные как потенциальные хиты, оправдали ожидания: «Джон Картер», «Лоракс», «Белоснежка», «Гнев Титанов», - и получили хорошие отзывы. А вот «Голодные игры», показав отличные результаты на старте, «сдулись» на второй неделе, в отличие от заокеанского проката. Культовая американская история оказалась не близка нашей молодежи. Выше ожиданий сработал диснеевский «Король Лев» в 3D.
Значение Индекса ПрофиСинема в марте 2011 года было равно текущему и составляло – 6 баллов. Из всех релизов месяца только романтическая комедия «Притворись моей женой» с Дженнифер Энистон и Адамом Сэндлером в главных ролях порадовала показчиков своими результатами – фильм прошел даже лучше, чем от него ожидали. «Служебный роман. Наше время» публика принимала не ровно – показатели по этой картине были очень разные. А анимационный фильм «Ранго», на который возлагались большие надежды, прошел крайне неудачно даже во время школьных каникул – многие кинотеатры отмечали, что детям не понравились мрачноватые и странные герои.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).
Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век Фокс), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Ия Лебедева (Каро), Надежда Мотина (Capella Film), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика).
Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (сеть кинотеатров Кинопланета), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж).