Индекс ПрофиСинема. Февраль 2019: январская эйфория уже прошла, а до лета еще далеко
В феврале 2019 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема чуть ниже прогноза и среднестатистического значения месяца за последние шесть лет. От марта у экспертов по всем направлениям также нет высоких ожиданий, и рекордов от него никто не ждет.
Значение индекса февраля в дистрибьюции — 6,79 (прогноз на февраль — 6,95)
Значение индекса февраля в кинопоказе — 7,30 (прогноз на февраль — 7,43)
Прогнозы на февраль у кинопоказчиков и дистрибьюторов были не очень оптимистичными, и по факту подтвердились. Не все проекты оправдали ожидания и сработали хуже, чем предполагали эксперты.
В первую очередь надежды наших респондентов были связаны с третьей частью анимационной франшизы «Как приручить дракона 3» от UPI. И небезосновательно. На первой неделе лента заняла первое место, собрав более 60% кассы Топ-10. Третья часть франшизы стартовала в российском прокате лучше двух предыдущих, заработав 715,4 млн. рублей. Первый фильм трилогии, вышедший в 2010 году, за первый уикенд собрал 212,8 млн. рублей, а второй в 2014 – 442,2 млн. Среди анимационных лент по результатам первого уикенда картина уступила только «Миньонам» (865,2 млн рублей в 2015 году).
И уже очевидно, что миллиардом сборы не ограничатся.
Напомним, первая часть вышла в 2010 году и собрала 686.222.121 руб/$23.460.585, вторая в 2014 году заработала 1.030.141.335 рублей/$30.077.119.
А вот два других мейджорских продукта выступили хуже, чем прогнозировали эксперты. От продолжения анимационного сиквела «Лего. Фильм 2» (дистрибьютор Каро) ждали большего. Первая часть в 2014 году собрала не так много, как хотелось бы прокатчику и кинотеатрам: 221.268.945 рублей/$6.146.360. Но и вторая часть сработала на том же уровне. После трех недель проката фильм выбыл из десятки лидеров с результатом 210.512.230 рублей/$3.213.196.
Приключенческий экшен «Алита: боевой ангел» от Фокса кинопоказчики с самого начала считали спорным. Представители кинотеатров полагают, что Фокс не смог раскрутить проект и называют сборы за две недели (684.730.800 рублей/$10.451.528) провальными.
Надо отметить феноменальные результаты проката драмы Питера Фаррелли «Зеленая книга» от Капеллы, вышедшей еще в январе. Пять недель картина держится в середине десятки лидеров и собрала уже более 400 млн. рублей. 24 февраля фильм получил главный приз Американской киноакадемии – Оскар, что обеспечило ему дополнительное внимание аудитории.
Из пяти российских проектов, выпущенных в феврале широким прокатом, пожалуй, только «Громкая связь» от WDSSPR порадовала кинопоказчиков. Ремейк итальянского хита «Идеальные незнакомцы» после двух недель проката остается на третьем месте в Топ-10, а общая касса фильма приближается к 400 млн. рублей.
Сборы остальных комедий февраля: «Как я стал русским» и «Семь ужинов» от ЦПШ, «Любовницы» от WDSSPR составляют 100 - 150 млн. рублей, что является средним показателем для фильмов российского производства этого жанра.
Исторический экшен «Тобол» от ЦПШ не стал фильмом-событием месяца, собрав на старте только 72 млн. рублей. А после катастрофического падения кассовых сборов на втором уикенде и вовсе вскоре покинет десятку лидеров.
Несмотря на то, что нынешний февраль прошел достаточно ровно без резкого спада, эксперты остались недовольны месяцем. Кинопоказчики считают, что он очень слабый. Кассовые недоборы нужно будет компенсировать в следующем месяце, что тоже не просто.
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,68
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопоказе — 7,65
В прогнозах на март эксперты реалистичны. С одной стороны, достаточно разнообразный репертуар: много анимации, хорроров, комедий. С другой, нет безусловных блокбастеров, в основном средние, некоммерческие фильмы. Кроме того в середине марта – провис, нет хорошего рабочего кино. Остается только надеяться на сборы второй недели «Капитан Марвел» и детские каникулы.
Помимо приключенческого экшена «Капитан Марвел» от WDSSPR кинопоказчики считают, что высоким кассовым потенциалом обладают анимационный «Волшебный парк Джун» от ЦПШ и семейное фэнтези Тима Бертона «Дамбо» от WDSSPR.
Российских проектов в марте, также как и феврале, 11. Пять из них планируется расписать на 1000 кинотеатров и более. Остальные выходят ограниченным или средним тиражом. Российские мартовские релизы широкого проката жанрово разнообразны.
Анимационный «Гурвинек. Волшебная игра» от КиноАтиса и MVK для детей. Два хоррора «Гости» от ЦПШ и «Пиковая дама. Зазеркалье» от WDSSPR. Эксперты отмечают, что прокат последних российских ужастиков показывает не слишком высокие кассовые сборы. Но «Пиковая дама» проект интересный, так что можно надеется¸ что на него зритель пойдет.
Одна комедия Резо Гигинеишвили «Трезвый водитель» от WDSSPR.
И, наконец, самая широкая роспись у российско-сербской военной драмы, спродюсированной Гошей Куценко, «Балканский рубеж» от Фокса. По мнению наших респондентов, фильм сам по себе не выдающийся, но обладает мощной рекламной поддержкой, которая поможет собрать неплохую кассу.
Репертуар марта не сулит кинопоказчикам ничего хорошего. Выйти бы на плановый минимум, и то хорошо.
Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,96
Значение рейтинга января в кинопроизводстве — 5,09
Продюсеры немного снизили оценку февраля, но повысили значение в прогнозе. Пока еще очень осторожно. Таким образом кинопроизводители выражают свой оптимизм в связи появившимися положительными тенденциями в отрасли.
Во-первых, все ожидают прояснения ситуации с дополнительным госфинансированием (в 1 млрд. рублей) детского кино и анимации. Эксперты считают, что косвенно это может повлиять на настроения потенциальных частных инвесторов, которые обратят внимание на возможность инвестирования в кино.
Во-вторых, на прошлой неделе появилась информация о регистрации фонда Романа Абрамовича Кинопрайм. Наши респонденты положительно оценивают предлагаемую фондом схему финансирования и называют ее весьма привлекательной.
И еще с весной появился ряд обнадеживающих трендов. В отрасли заметно оживление. Минкульт планирует поддерживать миноритарную копродукцию, увеличивается финансирование небольших фильмов, зарубежные продажи нашего кино растут.
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,13
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,05
Сфера деятельности |
Индекс |
Январь |
Индекс |
Февраль |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
5,09 |
5,05 |
4,96 |
5,13 |
Дистрибьюция |
8,23 |
6,95 |
6,79 |
6,68 |
Кинопоказ |
8,90 |
7,43 |
7,30 |
7,65 |
Индекс ПрофиСинема |
7,38 |
6,46 |
6,27 |
6,42 |
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,27
Индекс ПрофиСинема в январе — 7,38
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в феврале 2019 года ниже январского значения больше, чем на балл и составляет 6,27 («Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца — 6,42
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца — 6,46
Прогнозное значение на март 2019 года у продюсеров и кинопоказчиков выше текущего, а дистрибьюторы снизили прогнозные оценки.
История наблюдений
Интересно, что значение Индекса ПрофиСинема в феврале 2018 года было несколько выше текущего и составляло 6,51. От последнего месяца зимы дистрибьюторы и кинопоказчики не ждали ничего хорошего, поэтому прогнозные оценки были очень низкие. Февраль - традиционно месяц низких продаж, поскольку выходит преимущественно альтернативный контент. Но в прошлом году февраль приятно удивил кинопоказчиков сборами и новыми рекордами отечественного кино, которое вытянуло вторую половину месяца. Некоторые эксперты отмечали, что репертуар и посещаемость после 23 февраля можно было сравнивать с новогодним периодом. Зрители в концешн-барах брали много не только дешевого поп-корна, но и дорогого. Большое количество детей посетило разнообразные детские и семейные фильмы.
Среди иностранных релизов в феврале 2018 года безусловных лидеров не было.
Главный фаворит кинопоказчиков - «Чёрная Пантера» от WDSSPR, ушел на конец февраля.
Оценивая шансы мелодрамы «Пятьдесят оттенков свободы» от UPI, наши респонденты сомневались в ее кассовом потенциале, полагая, что третья часть пройдет, скорее всего, средне и без аншлагов. Но результаты проката оказались лучше ожиданий.
Кинопоказчики остались довольны всеми пятью крупными российскими релизами, вышедшими в феврале широким прокатом.
Героем месяца стала музыкальная мелодрама «Лёд» от WDSSPR. В прогнозе у наших респондентов картина была самой ожидаемой. Они отмечали большое количество рекламы и усилия производителя и прокатчика по продвижению. Тем не менее, такой результат стал для всех сюрпризом.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2017 года было ниже текущего и составляло 6,05 балла. Это самый низкий показатель за последние три года. Эксперты по всем направлениям прогнозировали спад, и реальность подтвердила ожидания. Оценки соответствовали ситуации. Респонденты отмечали, что февраль отработал либо согласно прогнозам, либо чуть хуже, но не критично. Не помогли даже небольшие четырехдневные «каникулы», которыми завершался февраль. Зритель предпочел провести выходные не в кинотеатре.
Несколько проектов февраля, которые эксперты назвали в качестве потенциально коммерчески успешных, сработали на уровне эстимейтов.
Мелодрама «На пятьдесят оттенков темнее» от UPI в итоге ожидаемо собрала меньше, чем первая часть. Триллер/боевик «Джон Уик 2» с Киану Ривзом в главной роли, от ЦПШ порадовал кинопоказчиков больше. Хорошо показал себя анимационный «Лего Фильм: Бэтмен» от Каро, разбавивший репертуарный план февраля об извращенцах, маньяках и мазохистах.
Из отечественных релизов февраля малобюджетная черная комедия «Гуляй, Вася» Романа Каримова, расписанная ЦПШ более чем на 1000 копиях, понравилась зрителям. Самым главным разочарованием кинопоказчиков в феврале стал фантастический экшн «Защитники» от компаний Большое кино и Каро.
Февраль 2017 года не только не стал исключением, но и прошел гораздо слабее, чем в прошлые годы. Средний репертуар, не слишком привлекательный для зрителя, а также ряд не оправдавших ожиданий проектов, не позволил экспертам быть более оптимистичными.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2016 года было почти равно текущему и составляло 6,28 балла. Незначительный всплеск активности в январе не смог переломить ситуацию стагнации в российском кинематографе, начавшуюся в октябре. Поэтому в феврале не наблюдалось ярко выраженного спада, как это было в прошлые годы. Дистрибьюторы и кинопоказчики сошлись в оценке февраля, значительно подняв показатели относительно прогноза.
И поводом к такому кардинальному пересмотру экспертами своих оценок прогноза стал фантастический боевик «Дэдпул» от Фокса, который вызывал у респондентов в январе серьезные опасения. Благодаря «Дэдпулу» февраль оказался лучше, чем все ожидали, несмотря на то что, часть денег кинопоказчики упустили из-за возрастного ценза. «Дэдпул» пришелся по вкусу молодежи и стал открытием и спасителем февраля.
Самым ожидаемым российским фильмом февраля кинопоказчики называли «День выборов 2» от UPI. «Квартет И» еще раз доказал, что у него есть своя аудитория, и их фильмы всегда собирают кассу.
Кинопоказчики отмечали успешный старт спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» от Enjoy Movies и Фокса.
Ромком «30 свиданий» от Каро продержался в десятке лидеров две недели, что можно считать успехом, в отличие от режиссерского дебюта Артема Михалкова - ромкома «Ставка на любовь» от ЦПШ, покинувшего десятку лидеров после первой недели проката.
Февраль 2016 года оказался не так плох, как прогнозировали эксперты. Не было серьезного провала по сборам.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2015 года было выше текущего и составляло 6,72 балла. В феврале 2015 второй год подряд февраль не оправдывал репутацию самого провального месяца.
Цифры прогноза на февраль 2015 у кинопоказчиков и дистрибьюторов хоть и были ниже январских оценок, но все равно отражали высокие ожидания наших респондентов. По факту оценки оказались еще выше. Большинство экспертов отмечали, что месяц прошел лучше, чем они прогнозировали. Почти все релизы отработали выше ожиданий, но были и разочарования.
В феврале 2015 года высокие кассовые показатели кинопоказчики в первую очередь связывали с тремя крупными проектами.
Лидером февраля стала мелодрама «Пятьдесят оттенков серого» от UPI. Криминальная комедия «Kingsman: Секретная служба» от Фокса, с Колином Фертом в главной роли, выпущена на 1770 экранах, потому что дистрибьютор верил, что лента станет бесспорным блокбастером февраля. Но на старте она заняла только третье место.
А вот фантастический экшн «Восхождение Юпитер» от Каро, снятый Энди и Ланой Вачовски с Ченнингом Татумом, Милой Кунис в главных ролях, конечно, не зря вызывал определенные опасения у экспертов. Ни имена Вачовски, ни студии-мейджора Warner Bros. не повлияли на сборы проекта.
Особо эксперты выделили интерес аудитории к оскаровским проектам. После трех недель в ТОП-10 драму «Бёрдмэн» от Фокса сменила драма «Игра в имитацию» от ЦПШ, которая также продержалась в десятке лидеров 3 недели. А следом вышла биографическая драма «Вселенная Стивена Хокинга» от UPI.
Что касается российских релизов, то из десяти единственным российским фильмом, с которым кинопоказчики связывали свои ожидания, была историческая драма «Батальонъ» Дмитрия Месхиева от WDSSPR. И они оправдались.
Продюсеры в феврале 2015 продолжали снижать значение Индекса потому, что какие-либо позитивные изменения не предвиделись ни в протекционистских мерах, ни в законодательном обеспечении совершенствования функционирования отечественной киноотрасли.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2014 года было выше текущего и составляло 6,49 балла. Несмотря на то, что цифры прогноза на февраль у дистрибьюторов и кинопоказчиков разнились почти на балл, оценили месяц эксперты обоих направлений практически одинаково. Причем представители кинопоказа в прогнозе были более осторожны, но посчитали, что по факту февраль оказался лучше. А дистрибьюторы оценили месяц примерно так, как и прогнозировали.
В целом февраль порадовал экспертов, не оправдав на этот раз звание самого слабого месяца в году. Причиной тому явились, во-первых, очень хороший старт «Вия 3D». Во-вторых, «Волк с Уолл-стрит», ставший самым кассовым фильмом Мартина Скорсезе. В-третьих, во второй половине февраля стартовали «Робокоп» и «Помпеи», которые показали рекордные результаты по сборам среди февральских уикендов за всю историю российского кинопроката, что неплохо для февраля - месяца, от которого обычно никто ничего не ждёт.
Что касается российских фильмов, то из четырех фильмов ограниченного проката только лента «Трудно быть богом» Алексея Германа от Люксора могла похвастать результатами.
Из пяти широких релизов только два: комедия «В спорте только девушки» от ЦПШ и анимация «Белка и Стрелка: Лунные приключения» от Каро, вышедшие 6 февраля, оправдали широкую роспись, они продержались в Топ-10 российского бокс-офиса три недели.
Февраль 2014 года – месяц нашей Олимпиады, по факту оказался не так уж и плох, относительно прошлых лет. Во многом это произошло благодаря российскому блокбастеру в 3D – «Вию». Это лишний раз доказывает, что зрители делят кино только на хорошее и плохое, а не по национальной принадлежности. И готовы смотреть в кинотеатрах российское кино, соответствующего качества.
Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2013 года было ниже текущего значения и составляло 5,6 балла. Февраль 2013 оказался еще слабее, чем предполагали эксперты, которые в один голос говорили, что практически все релизы не достигли планируемых сборов. При этом надо отметить, что за всю историю наблюдений (6 лет) самый низкий показатель в дистрибьюции и кинопоказе был в феврале 2011 года.
В феврале 2013 года вышло много релизов, но крупных не было. Даже единственный блокбастер февраля «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» от Фокса не оправдал ожиданий кинопоказчиков.
Вера в оскаровские картины некоторых экспертов оказалась напрасной. Из вышедших в феврале номинантов престижной американской кинопремии можно было выделить только одного - «Отверженные» Тома Хупера от UPI.
Что касается российских фильмов, то бесспорным лидером месяца стало «Метро» от Профита и Нашего кино, занявшее на старте первую строчку российского бокс-офиса, но ненадолго. Эксперты говорили, что хотя фильм неплохой, все же не дотянул до ожидаемых результатов.
Вообще, в сетке релизов февраля отечественных фильмов было мало. Однако стоит отметить нечасто встречающуюся ситуацию в российском бокс-офисе: вышедшие 28 февраля картины «Тайна перевала Дятлова» от A Company и Фокса, копродукция с США, где с российской стороны картину продюсировал Александр Роднянский, и «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро, вместе с «Метро» заняли три первых строчки.
В целом февраль 2013 года оставил удручающее впечатление.
Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2012 года было ниже текущего и составляло 5,92 балла. Февраль – один из самых слабых месяцев года по сборам, и поэтому дистрибьюторы и кинопоказчики не питали особых иллюзий. Прогноз и оценка почти совпали, что говорит об адекватном отношении экспертов к релизам. По сравнению с февралем 2011 года ситуация несколько лучше. Начало месяца было слабое, только со второй половины аудитория снова потянулась в кинотеатры. Несмотря на то, что в феврале было выпущено немало фильмов, явных фаворитов не наблюдалось. Тем не менее, две ленты, названные экспертами как потенциальные хиты, оправдали ожидания: «Призрачный гонщик 2» и «Путешествие 2: Таинственный остров». Фильм «Значит, Война» от Фокса, немного «пободавшись» с отечественной «Zолушкой» от ЦПШ, все-таки обошел ее по сборам в два раза. Что касается остального российского кино, то оно по преимуществу вышло в ограниченный прокат, такие фильмы как «Дом на обочине» или «4 дня в мае» особой погоды в кинотеатрах не сделали. Единственный отечественный блокбастер – «Август. Восьмого» от продюсера и режиссера Джаника Файзиева хоть и был выпущен максимально широким на тот момент тиражом (более 1500 копий) и имел поддержку Первого канала, что позволяло экспертам делать оптимистический прогноз по поводу картины, тем не менее, ожиданий не оправдал.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).
Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век Фокс), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Дмитрий Можаев (Ten Letters), Ия Лебедева (Каро), Надежда Мотина (Capella Film), Татьяна Фокина (Megogo), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика).
Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (сеть кинотеатров Кинопланета), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж)