Сентябрьский Индекс ПрофиСинема 2018: лучше не стало
В сентябре 2018 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема незначительно улучшил показатели относительно августа и подтвердил репутацию одного из худших месяцев в году. Прогнозы на октябрь немного оптимистичнее.
Значение индекса сентября в дистрибьюции — 6,20 (прогноз на сентябрь — 6,50)
Значение индекса сентября в кинопоказе — 5,64 (прогноз на сентябрь — 5,95)
В прогнозах на сентябрь эксперты Индекса ПрофиСинема высказывали робкий оптимизм, однако реальность оказалась хуже ожиданий. Причин тому несколько: слабый репертуар, снижение покупательной способности, начало учебы в школах и ВУЗах, теплая погода. Кроме того, продолжается миграция зрителей в интернет. Стоит упомянуть и специфический для России «фактор Минкульта» - «закручивание гаек» с прокатными удостоверениями, завышение возрастного ограничения для иностранных картин, перенос дат и лоббирование любых отечественных фильмов вне зависимости от их качества создает не самые лучшие условия для развития или, как минимум, удержания рынка от медленного скатывания в депрессию.
Эксперты Индекса ПрофиСинема, анализируя результаты проката сентября, в один голос говорили о том, что практически все крупные релизы сработали или хуже, или значительно хуже ожиданий. Если еще некоторое время назад наши респонденты считали месяц не очень удачным, если был только один проект, преодолевший планку в 1 млрд. рублей, то в сентябре это значение нужно понизить в два раза, так как ни один релиз не собрал в России даже 500 миллионов. Ближе всего к этой цифре приблизились: ужастик «Проклятие монахини» от Каро Премьер – 492 млн. рублей, фантастический боевик «Хищник» от Фокса – 465 млн. рублей и третья часть кинотеатрального сериала «Гоголь. Страшная месть» от Каропроката – 468 млн. рублей, впрочем, последний проект, строго говоря, относится к августу, так как вышел в прокат 30.08.
Остальные релизы собрали и того меньше. Например, бокс-офис триллера «Великий уравнитель 2» от WDSSPR - чуть более 230 млн. рублей, а комедийный боевик «Агент Джонни Инглиш 3.0» вплотную подобрался к 180 млн.
Среди российских релизов на этом фоне выделяется драма «Непрощенный» от Большого кино и Каропроката, которая вышла 27 сентября и заняла первое место в ТОП-10 с результатом 143 млн. рублей.
Несколько фильмов из конкурса прошедшего Кинотавра работали неплохо для своего сегмента. Остальные отечественные картины не оправдали ожиданий части экспертов, говоривших, что изголодавшийся за лето по родным проектам зритель массово пойдет на них в кинотеатры. Например, комедия «Счастья! Здоровья!» от Большого кино и Каропроката, вышедшая в широкий прокат 13 сентября, смогла собрать 71,5 млн. рублей.
Затяжное четырехмесячное падение посещаемости резко отрицательно сказывается на экономической устойчивости кинотеатров. Если тренд последних нескольких месяцев будет продолжаться и далее, можно ожидать значительные изменения на рынке.
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,00, в кинопоказе — 6,95
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,50, в кинопоказе — 5,95
Однако опрошенные ПрофиСинема эксперты с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее и увеличивают значение прогнозного индекса, надеясь на лучшее по двум причинам. Во-первых, репертуар на октябрь значительно сильнее сентябрьского, и, во-вторых, в октябре зрители обычно возвращаются в кинотеатры, чему способствует ненастная, дождливая и холодная октябрьская погода.
Погода сущность весьма непостоянная, и как она себя проявит можно будет сказать только в конце месяца, а вот ожидания сильных релизов, похоже, начинают оправдываться. 4 октября вышел в прокат «Веном» от WDSSPR и в первый же день собрал 207 млн. рублей, установив рекорд по сборам для первого дня проката студии Sony Pictures в России (предыдущий рекорд принадлежит фильму «Человек-паук: Возвращение домой» - 138 миллионов). Впрочем, об общих сборах судить пока рано – кинокомикс получил противоречивые оценки от первых зрителей.
Одновременно с «Веномом» в широком прокате стартовала музыкальная драма «Звезда родилась» от Каро Премьер, с Брэдли Купером и Леди Гагой в главных ролях. Это уже третий перезапуск одноименного фильма 1937 года. Первый ремейк вышел в 1954 году с Джуди Гарленд и Джеймсом Мейсоном, а второй в 1976 году с Барбарой Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном. Выход фильма широко освещается в СМИ, картина вполне способна привлечь поклонников творчества известной певицы.
В месяц празднования Хэллоуина в прокат выходит более десяти фильмов для любителей пощекотать себе нервы: от хоррора «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» (дистрибьютор Фокс) до фильма ужасов «Хэллфест» (дистрибьютор ЦПШ).
Октябрь достаточно сбалансирован, есть среди релизов и анимация – «Смолфут» от Каро Премьер, и несколько комедий.
Богат месяц и на российские релизы – в прокат выйдет 12 фильмов. Три российских ленты в октябрьском пакете WDSSPR: мелодрама «Без меня» и анимационный долгострой «Гофманиада» стартуют 11 октября, а комедия «СуперБобровы: народные мстители» 20 октября.
Военную драму «Несокрушимый» о подвиге экипажа танка КВ-1 25 октября выпустит в прокат Фокс. Представители голливудских мэйджоров все охотнее работают с российскими картинами. И объясняется это не только ростом качества отечественного продукта и возросшего интереса аудитории. Отечественные проекты становятся своеобразной защитой перед патриотическим лобби, активно критикующим представительства мейджоров и пытающимся ограничить их деятельность на территории России при помощи нерыночных механизмов.
Эксперты Индекса ПрофиСинема надеются, что рабочий репертуар октября поможет вернуть аудиторию в кинотеатры. Главное, чтобы погода не помешала…
Значение рейтинга сентября в кинопроизводстве — 5,14
Значение рейтинга августа в кинопроизводстве — 4,75
В сентябре продюсеры несколько повысили оценки. С одной стороны, рынок оживляется, Минкульт объявил итоги господдержки анимационных и документальных фильмов. Открылось финансирование по игровым проектам. Студии начинают запускать новые картины и продолжают производство текущих.
В сентябре проходит много российских фестивалей. К концу месяца зрители постепенно начали возвращаться в кинотеатры, в репертуаре которых стало больше отечественных фильмов.
С другой стороны, продюсеры считают, что количество выпущенных в прокат российских проектов само по себе еще ни о чем не говорит. В основном это арт сегмент, который в последнее время становится все более востребованным у целевой аудитории. Но, вместе с тем, очень много картин коммерческого сегмента вообще ничего не собирают.
Кроме того, продюсеры чрезвычайно обеспокоены ситуацией вокруг Фонда кино и не видят оснований для оптимизма. Эксперты опасаются, что со сменой руководства фонда система, которая выстраивалась несколько лет и уже начала приносить первые плоды в виде коммерчески успешных фильмов, вновь будет сломана, а значит все надо будет начинать сначала.
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,09
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,88
Сфера деятельности |
Индекс |
Август прогноз на |
Индекс |
Сентябрь прогноз на |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
4,75 |
4,88 |
5,14 |
5,09 |
Дистрибьюция |
6,20 |
6,50 |
6,20 |
7,00 |
Кинопоказ |
5,70 |
5,95 |
5,64 |
6,95 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
5,50 |
5,72 |
5,64 |
6,33 |
Индекс ПрофиСинема в сентябре — 5,64
Индекс ПрофиСинема в августа — 5,50
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в сентябре 2018 года выше августовского значения и составляет 5,64 (между «Уже не плохо, но еще не удовлетворительно» и «Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Представители кинотеатров и дистрибьюторы оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а продюсеры выше.
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца — 6,33
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца — 5,72
Прогнозное значение на октябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов выше текущего, а у продюсеров ниже.
История наблюдений
Интересно, что значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2017 года было выше августовского значения, а также выше текущего и составляло 5,97. В 2017 году сентябрь уступил звание самого слабого месяца в году августу. И хотя эксперты отмечали, что посещаемость кинотеатров относительно сентября 2016 года выросла, объективно, Индекс все равно оставался низким.
Респонденты в своих прогнозах выделяли единственный большой релиз месяца: «Kingsman: Золотое кольцо». Его результаты оказались выше, чем у первой части франшизы, «Kingsman: Секретная служба».
Результаты проката фильма ужасов «Оно» стали веским доводом для наших респондентов повысить оценки Индекса ПрофиСинема. Хоррор, от которого не ждали рекордов, оказался спящим хитом.
Из отечественных самым кассовым релизом сентября стал детектив «Гоголь. Начало». Первая серия кинотеатрального сериала, стартовавшая 31 августа, весь сентябрь не покидала ТОП-10.
Сентябрь в целом прошел чуть лучше, чем предполагали эксперты. Кроме того наметилась положительная тенденция – рост посещаемости.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2016 года было выше текущего и составляло 5,77 балла. По факту сентябрь 2016 подтвердил стабильно низкие результаты. И даже хорошие проекты месяца и фильмы летнего репертуара, которые зрители не посмотрели вовремя из-за отпусков, не смогли переломить эту ситуацию. Хотя, по оценкам некоторых экспертов, сентябрь 2016 был лучше, чем сентябри предыдущих нескольких лет. Но все проекты месяца сработали ниже ожиданий.
В первую очередь это боевик «Джейсон Борн» от UPI, которому эксперты прочили лидерство на своей дате, но он так и не сумел обойти удерживавшую третью неделю подряд первую строчку анимационную ленту «Тайная жизнь домашних животных» от того же дистрибьютора.
Пожалуй, меньше всего претензий у кинопоказчиков было только к комедийной мелодраме «Бриджит Джонс 3» от UPI и к биографической драме Клинта Иствуда (Clint Eastwood) «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли, от Каро.
Из десяти российских релизов сентября только два проявили себя – комедия «Жених» от Каро и историческая костюмная драма «Дуэлянт» от WDSSPR.
«Жених» прямо-таки порадовал представителей кинотеатров и сработал на уровне ожиданий. Чего не скажешь про «Дуэлянта» от компании «Нон-Стоп Продакшн» и WDSSPR. Кинопоказчики очень надеялись, что фильм Алексея Мизгирева станет событием сентября и приведет зрителя в кинотеатры. Но, к сожалению, несмотря на поддержу IMAX, ни продюсерам, ни прокатчику не удалось убедить зрителя прийти в кинотеатры на первый уикенд.
За счет низкой посещаемости «Дуэлянта» последняя неделя сентября оказалась совершенно провальной. Вместе с тем наши респонденты отмечали общую тенденцию к уменьшению прибыльности кинотеатров. Заметно упала покупательская способность зрителя, который стал выбирать дешевые утренние сеансы или же походы в кино в будни. Для того чтобы удержать аудиторию, кинотеатры начали вступать в жестокую конкурентную борьбу, снижая цены на билеты, устраивая всевозможные акции. В сентябре 2016 года речь шла о выживании кинотеатрального бизнеса.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2015 года было ниже текущего и составляло 5,48 балла. Эксперты надеялись, что самый слабый за последние шесть лет август будет уравновешен сентябрем. Но, к сожалению, первый месяц осени подтвердил свою многолетнюю репутацию худшего месяца года. В 2015 году осень началась в августе, и результаты сентября были сопоставимы с августовскими. Для многих кинотеатров ситуация в начале осени оказалась очень серьезной - еще хуже, чем в августе, и по факту оценки наших респондентов оказались еще ниже.
Как и в августе 2015, однозначных фаворитов в сентябре у кинопоказчиков не было. И ожидания от репертуара в целом более или менее оправдались. Но скорее менее.
К концу месяца несколько улучшил грустную ситуацию сентября драматический триллер «Эверест» от UPI. Две недели, держась на первой строчке, фильм оставлял за собой значительную долю сборов от ТОП-10 российского бокс-офиса.
Что касается отечественных релизов, то в сентябре 2015 их вышло одиннадцать. Но только про одну картину можно было сказать, что она окупилась в прокате - хоррор «Пиковая дама: Черный обряд» от Вольги.
От сентября 2015 наши эксперты ничего и не ждали. Первый месяц осени - сложный для кинобизнеса период. Он прошел еще хуже, чем август. Но на уровне сентябрей предыдущих лет.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2014 года было ниже текущего и составляло 5,5 балла. Месяц, как ожидалось, оказался абсолютно безликим и неинтересным. Во второй половине месяца ситуация несколько улучшилась, но все равно сентябрь 2014 стал худшим месяцем года.
Как и предполагали эксперты в области кинопоказа, единственным сколько-нибудь крупным релизом, который мог претендовать на звание блокбастера в сентябре, стал фантастический триллер «Люси» Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон и Морганом Фриманом в главных ролях от UPI. Вторым проектом, спасшим сентябрь 2014, стал фантастический экшен «Бегущий в лабиринте» от Фокса.
Все остальные фильмы, на которые надеялись кинопоказчики, показали удручающие результаты и совершенно разочаровали наших респондентов.
Из подавляющего большинства российских картин, вышедших в сентябре 2014 года в ограниченный прокат, только драма «Класс коррекции» от Фокса режиссера Ивана И. Твердовского попала ТОП-10 российского бокс-офиса на первой неделе на десятое место.
В целом сентябрь оказался очень слабым, особенно первая половина месяца. Эксперты отмечали низкую активность аудитории с одной стороны, и небогатый пакет фильмов, - с другой.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2013 года было ниже текущего – 5,56 балла. В целом сентябрь, как всегда слабый месяц, и это было абсолютно ожидаемо, поскольку в отсутствие сильных релизов в связи с окончанием сезона отпусков и началом учебного года зритель неохотно идет в кино. Еще один очень важный момент отметили наши эксперты: в сентябре 2013 года практически не было релизов на пленке. Цифра окончательно и бесповоротно пришла в кинопоказ.
Главные ожидания прокатчиков и показчиков в сентябре 2013 года были связаны с «Риддиком» от ЦПШ, третьим в серии фильмов о космическом преступнике Риддике, с Вином Дизелем в главной роли. Но результаты разочаровали кинопоказчиков и блокбастером не стал даже он.
В остальном, по мнению экспертов, большое количество фильмов носило характер проходных сиквелов.
Что касается российских фильмов, то в сентябре их вышло не многим больше, чем августе – четыре и ни один не стал ни лидером проката, ни сколько-нибудь заметным явлением.
Сентябрь для многих кинотеатров – мертвый сезон. Прокатчики ставят слабые фильмы. Ни один из них не стал блокбастером. Многие из тех, кто занимал первую строчку бокс-офиса, попадали туда «на безрыбье».
Значение Индекса «ПрофиСинема» сентября 2012 года было ниже текущего значения и составляло 5,3 балла. Тогда эксперты оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
В оценках сентября 2012 года дистрибьюторы и кинопоказчики, существенно снизив показатели относительно прогноза, отразили провальность этого месяца для кинобизнеса. Хотя в прогнозе была надежда, что он будет не хуже августа. В сентябре все идут в школу, покупают учебники, поэтому начало месяца, как всегда, просело. В связи с этим и релизы, на которые все рассчитывали, не оправдали себя по сборам. В сентябре 2012 года не было 3D кино, что тоже отрицательно отразилось на бокс-офисе.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с перезапущенной франшизой шпионского боевика «Эволюция Борна» от UPI. Хоть и показавшей неплохие результаты в первый уикенд, но не оправдавшей надежды. А также еще одной франшизой с всенародно любимой «русской» американской актрисой Миллой Йовович «Обитель зла: возмездие 3D» от WDSSPR. К сожалению, «Обитель зла», хотя работала неплохо, не смогла спасти ситуацию.
Значение Индекса «ПрофиСинема» сентября 2011 года было ниже текущего значения и составляло 4,45 балла. Дистрибьюторы и кинопоказчики, оценивая сентябрь, опустили значение индекса как никогда низко. Ни один из релизов не сработал так, как ожидали. Не оправдались надежды и на «спящие хиты».
Анализируя ситуацию, эксперты в качестве причин, приведших к таким печальным последствиям, называли: во-первых, традиционный спад с началом нового сезона.
Во-вторых, в сентябре дистрибьюторы, как правило, перестают тратить деньги на рекламу картин. В 2011 году это было особенно обидно, так как фильмы могли стартовать и сработать лучше, если бы в их раскрутку были вложены соответствующие средства.
В-третьих, в сентябре наблюдалась недоработка дистрибьюторов. Фильмы неправильно распределялись в течение года. В мае все толкались, а в сентябре ничего не было.
Значение Индекса «ПрофиСинема» сентября 2010 года было ниже текущего значения и составляло 4,93 балла. Представители кинотеатров были крайне расстроены кинопоказом в сентябре. Репертуар в первый осенний месяц был слабым.
Главным образом, ставка делалась на четвертую часть франшизы «Обитель зла». Однако картина собрала не так много, как ожидали кинопоказчики.
Представители региональных кинотеатров отмечали, что с конца августа прокатчики стали сильно экономить на рекламе за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Так, например, новая работа Андрея Кавуна «Детям до 16...» не добрала в прокате потому, что не было достаточного количества наружной и внутрикинотеатральной рекламы в городах, где она демонстрировались.
Представители региональных кинотеатров также сообщали, что дистрибьюторы экономят и на выпуске фильмокопий. Например, картина «Ешь, молись, люби», прокат которой стартовал 7 октября 2010 года, провинциальным кинотеатрам предлагалась только в цифровом формате.
Разочаровали представителей кинотеатров сентябрьские сборы и российских картин («Цветок дьявола», «Край»), и, казалось бы, столь популярных сейчас мультфильмов в 3D, в частности, «Альфа и Омега: Клыкастая братва».
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media)
Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Андрей Селькин (независимый эксперт), Дмитрий Можаев (Ten Letters), Ия Лебедева (КАРО), Надежда Мотина (Capella Film), Татьяна Фокина (МЕГОГО), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Елена Полянская (кинотеатр «Олимп», Буденновск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курский Филиал Госфильмофонда России), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Константин Терехов (Магия кино), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (кинотеатр «Пирамида», П-Камчатский), Надежда Быстрова (кинотеатр «Невский Синема», Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров КАРО), Анна Титова (Море Синема).