Майский Индекс «ПрофиСинема» 2016: Блокбастер блокбастеру рознь
В мае 2016 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» выше как апрельского показателя, так и прошлогоднего значения. Ежегодно в дистрибьюции и кинопоказе в мае прослеживается прямая зависимость от фактического начала сезона блокбастеров, а у продюсеров от сроков конкурсов господдержки. И поэтому экспертные оценки по маю подвержены сильным колебаниям, и год к году сильно разнятся. Ситуация в киноиндустрии постепенно стабилизируется, с начала года не было ни одного провального месяца, а сейчас кривая индекса поползла вверх.
Значение индекса в мае в дистрибьюции — 7,79, в кинопоказе — 7,7
Значение индекса в апреле в дистрибьюции — 7,5, в кинопоказе — 6,59
Прогнозные значения индекса на май у кинопоказчиков и дистрибьюторов совпадали и были достаточно оптимистичны. От мая ожидания экспертов были большие, но фактические цифры оказались несколько ниже прогноза.
Снижение оценки обусловлено падением сборов на 3-й неделе, которое было достаточно чувствительным для кинотеатров. Последний уикенд несколько исправил ситуацию, у экспертов появилась надежда, что кинобизнес оживает. Как отмечают наши респонденты, сиквелы надоели зрителю, он хочет чего-то нового, и вышедший в прокат «Варкрафт» оказался именно тем, что ожидала аудитория. К сожалению, подобных больших, свежих проектов, выходит не более трех в год. Кинопоказчики отмечают, в связи с переходом на цифру издержки прокатных компаний на производство копий сокращаются, рентабельность их бизнеса повышается при сопоставимых кассовых сборах. А вот в кинотеатрах аншлаги случаются гораздо реже, чем раньше, и в независимых кинотеатрах денег хватает только «на выживание», в сетях чуть лучше….
Наконец, хоть и с опозданием, сезон блокбастеров открылся. Крупные проекты выходили в мае каждую неделю. «Любимчиком» кинопоказчиков в мае стал фантастический боевик «Варкрафт» от UPI. Ничто так не порадовало наших респондентов, как старт в 1084 кинотеатрах фильма, действие которого происходит во вселенной Warcraft, представленной в одноимённой серии компьютерных игр. Уверенно заняв первое место в таблице кассовых сборов, фильм собрал на первой неделе 683'427'143 рублей/$10'354'957, на его долю пришлось 60% кассы ТОП-10.
Выход на одной неделе с монстрами Варкрафта не дал приключенческому фэнтези «Алиса в Зазеркалье» от WDSSPR никаких шансов. Обосновавшись на второй строчке российского бокс-офиса, она получила 260'588'587 рублей/$3'948'312 на 2264 копиях. Эксперты отмечают, что несмотря на меньший хронометраж и порой более широкую роспись, Алиса в этом противостоянии проиграет.
Три остальных блокбастера мая оставили у кинопоказчиков чувство неудовлетворения динамикой сборов.
Марвеловский фантастический боевик «Первый мститель: Противостояние (Раскол мстителей)» от WDSSPR после очень резвого старта на 2549 копиях, сдулся, теряя каждую неделю более 70% сборов. После четырех недель проката фильм остается на 6 позиции ТОП-10 с результатом 1'085'247'365 рублей/$16'443'142.
Выходящие почти каждый год весной – летом, фильмы франшизы собирают в кинотеатрах миллионы зрителей. Предыдущий фильм «Мстители: Эра Альтрона» (2015) привел 6 млн. зрителей и получил 1,7 млрд. рублей. «Первый мститель: Другая война» (2014) - почти 2 млн. зрителей и около 550 млн. рублей. «Мстители» (2012) – 5 млн. зрителей и 1,3 млрд. рублей. «Первый мститель» (2011) – более 1 млн. зрителей и 170 млн. рублей.
Такая же ситуация и с фантастическим боевиком «Люди Икс: Апокалипсис» от Фокса - продолжением фильма 2014 года «Люди Икс: Дни минувшего будущего». На второй неделе, показав падение почти в 80%, картина съехала на третье место в ТОП-10 и собрала 617'408'375 рублей/$9'354'672.
Напомним об успехах предыдущих фильмов франшизы. «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014) собрал 3 млн. зрителей и 800 млн. рублей. «Росомаха: Бессмертный» (2013) – 3 млн. зрителей и более 720 млн. рублей. «Люди Икс: Первый класс» (2011) -1,5 млн. зрителей и 180 млн. рублей.
Анимационные «Angry Birds в кино» от WDSSPR, о том как началось знаменитое противостояние птичек и свинок, персонажей популярной компьютерной игры, также подтвердили сомнения наших экспертов, высказанные в прошлом месяце. Кассовые сборы картины по итогам трех недель проката составляют 704'439'015 рублей/$10'673'318.
Таким образом, в мае пока только один иностранный блокбастер миллиардник - «Первый мститель: Противостояние (Раскол мстителей)» от WDSSPR. Возможно, вторым станет «Варкрафт» от UPI.
Что касается российских фильмов, то в мае вышла только одна российская картина на 512 копиях – военная драма, спродюсированная Николаем Расторгуевым, «72 часа» от Каро. На первой неделе она попала в ТОП-10 с результатом 5'506'949 рублей/$83'061.
Но весь май (6 недель), не опускаясь ниже пятой позиции, продолжал работать «Экипаж» от Компания «ТриТэ», телеканала «Россия» и ЦПШ с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях. Лента вышла в прокат 21 апреля в 1200 кинотеатрах на 2500 экранах, из которых 48% в формате 3D, 8% в формате IMAX 3D и 44% в формате 2D, показав лучший старт российского кино в 2016 году. По итогам шести недель в копилке фильма 1'477'455'565 рублей/$22'385'690.
Новый проект от «ТриТэ» не только сумел повторить успех «Легенды №17», которая выбыла из ТОП-10 российского бокс-офиса после восьми недель проката в конце мая 2013 года с результатом 920 млн. рублей, но и превзошел его.
Кинопоказчики в целом остались довольны результатами мая. Но высокая плотность выхода студийных блокбастеров снижает доходность каждого из них и совершенно не дает шансов независимому кино, которого в мае практически не было. Впереди лето, все с той же «клинической картиной»: блокбастеры, блокбастеры, блокбастеры.
Прогнозный индекс мая на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,83, в кинопоказе — 7,57
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 8, в кинопоказе — 7,91
Цифры прогноза на июнь у кинопоказчиков и дистрибьюторов разнятся не сильно и достаточно оптимистичны. Хотя и ниже майских. Но эксперты осторожничают, не завышая оценок. По мнению наших респондентов, рынок немного оживился, есть все шансы остаться на уровне мая, все-таки детские каникулы. Блокбастеры, которым прочат миллиарды, выходят почти каждую неделю. С другой стороны, есть опасения, что зритель устанет от такого количества и не успеет посмотреть все фильмы.
В первую очередь высокие ожидания кинопоказчиков связаны с продолжением фантастического комедийного боевика «Черепашки-ниндзя 2» от ЦПШ. У него есть все, чтобы претендовать на миллиард: и фэнтези, и комедия, и боевик, и полюбившиеся персонажи. Предыдущая часть франшизы вышла на российские экраны почти два года назад и собрала на 1817 экранах, 2/3 из которых были 3D, больше миллиарда рублей и 4,5 млн. зрителей.
Также эксперты ожидают блокбастерные сборы от фантастического боевика «День независимости: Возрождение» Роланда Эммериха (Roland Emmerich) от Фокса, продолжения легендарного «Дня независимости» 1996 года.
И от анимационного фильма «В поисках Дори» от WDSSPR, который является спин-оффом, вышедшего в 2003 году и вернувшегося на экраны в 3D в 2012 году, анимационного «В поисках Немо». Правда его сборы совсем не блокбастерные – около 80 млн. рублей.
Еще несколько проектов, по мнению наших респондентов, должны собрать приличную кассу: комедийный триллер «Иллюзия обмана 2» от ЦПШ, анимационный «Сезон охоты: Байки из леса» от Вольги, хоррор «Заклятие 2» от Каро, комедия «Соседи. На тропе войны 2» от UPI, приключенческий боевик «Тарзан. Легенда» от Каро и фэнтези Стивена Спилберга (Steven Spielberg) «Большой и добрый великан» от WDSSPR. Среди них много сиквелов и хорошо знакомых историй.
Кроме того в июне продолжат работать «Варкрафт» от UPI, и «Алиса в Зазеркалье» от WDSSPR.
В июне выходит 5 российских релизов, включая «Кольца мира» от Мульта в кино, ограниченного проката.
Остальные игровые фильмы выпускаются средним прокатом: триллер Рената Давлетьярова «Чистое искусство» от 25th Floor Film, комедии «Человек из будущего» от СТВ и Нашего кино и «Завтрак у папы» от ЦПШ, романтическая комедия «Одноклассницы» от Нашего кино.
Но только две последние, по мнению наших экспертов, могут рассчитывать на внимание зрителей. Кинопоказчики надеются, что «Одноклассницы», соберут больше 100 млн. рублей, а «Завтрак у папы» около 50 млн.
Кинопоказчики и дистрибьюторы очень надеются, что июнь пройдет на том же уровне, что и май. Но июнь сложнее. Начинается пора отпусков. Сможет ли хороший разнообразный репертуар привлечь достаточно зрителей в кинотеатры, не известно.
Значение рейтинга мая в кинопроизводстве — 5
Значение рейтинга апреля в кинопроизводстве — 4,6
Продюсеры, впервые за год, с прошлого июня подняли оценки до 5 баллов. На такой оптимизм повлияли, конечно, блокбастерные сборы «Экипажа» и прошедшие конкурсы Фонда кино.
Однако, по большому счету, ничего нового в отечественной кинематографии, что вселило бы надежды в ее «светлое будущее», не произошло и не намечается.
Предложения по отчислениям на кино от ТВ и Интернета - сырые, не конкретизированы, не проработаны, и чем эта история закончится - не очень пока очевидно. И не факт, что в наших реалиях они будут эффективны.
Частный бизнес затаился, и даже шарахается от предложений инвестировать в отечественные фильмы.
Фонд кино, как всегда предсказуемо поддержал уже сформировавшийся однажды пул «лидеров», а два десятка независимых студий получат, как всегда, по копеечке, на которые КИНО не сделать, но можно потратить на процесс и сделать кино, которое никто не увидит...
Детских российских фильмов в ближайшие годы снимать не будут, а в кинотеатрах практически все основные сеансы отдаются дорогим голливудским блокбастерам, с которыми наше копеечное кино конкурировать не может.
Прогнозный индекс мая на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,6
Сфера деятельности | Индекс апреля | Апрель прогноз на 1-3 месяца | Индекс мая | Май прогноз на 1-3 месяца |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство | 4,6 | 4,6 | 5 | 5 |
Дистрибьюция | 7,5 | 8 | 7,79 | 7,83 |
Кинопоказ | 6,59 | 7,91 | 7,7 | 7,57 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) | 6,2 | 6,77 | 6,77 | 6,74 |
Индекс ПрофиСинема в мае — 6,77
Индекс ПрофиСинема в апреле — 6,2
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в мае 2016 выше апрельского показателя и составляет 6,77 (между «Удовлетворительно» и «Хорошо» по десятибалльной шкале). Дистрибьюторы и кинопоказчики оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а продюсеры выше.
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в мае — 6,74
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в апреле — 6,77
Прогнозное значение на июнь у продюсеров равно текущему, а у дистрибьюторов и кинопоказчиков практически совпадает.
Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в мае 2015 года было на балл ниже текущего и составляло 5,73 балла. В 2015 году в кинобизнесе сложилась необычная ситуация: апрель, имеющий репутацию одного из худших месяцев в году, передал это звание маю. Эксперты в области кинопоказа и дистрибьюции надеялись, что сезон блокбастеров наконец-то откроется. А продюсеры считали, что для кинопроизводства начался удачный сезон.
Кинопоказчики оказались очень, очень, очень огорчены маем 2015 года. Относительно 2014 года, с учетом общего роста цен, кинотеатральные сборы были значительно ниже. Все релизы отработали плохо, каждый следующий уикенд хуже предыдущего. Майские праздники не оправдали себя, на улице была солнечная и теплая погода, поэтому все уехали за город. Многие респонденты отмечали, что в итоге в мае еле на зарплаты наскребли.
В качестве самых ожидаемых фильмов мая эксперты называли три крупных релиза, которые, в результате, сработали значительно ниже прогнозов: фантастический экшн «Безумный Макс: Дорога ярости» и триллер/боевик «Разлом Сан-Андреас» от Каро, приключенческое фэнтези «Земля будущего» от WDSSPR.
Май 2015 года стал переломным моментом для кинотеатров. Оказалось, что ставка на один, пусть и бесспорный хит – тактика, ведущая к провалу и снижению кассовых сборов. Майский букинг подтвердил эту теорию. Один блокбастер, в отсутствии крепких середняков из независимых зарубежных игровых и анимационных фильмов, не вытягивает кассу. Кроме того, были и объективные причины этой ситуации – начал сказываться кризис закупочных цен, и фильмов независимых прокатчиков реально стало в кинотеатрах меньше.
Что касается российских релизов, то в мае стартовало четыре. Все широким прокатом. И хотя ни от одного из них кинопоказчики ничего не ждали, все четыре попали в ТОП-10 российского бокс-офиса: военная драма «Дорога на Берлин» от Каро и Мосфильма, комедия «Одной левой» от Каро, приключенческая мелодрама «Однажды» Рената Давлетьярова от Нашего кино и комедия «Дабл трабл» от Базелевса / Фокса.
К сожалению, май 2015-го оказался очень слабым. Гораздо хуже, чем предполагали наши респонденты. Более того, самым слабым за всю историю наблюдений Индекса ПрофиСинема (шесть лет).
Значение Индекса «ПрофиСинема» в мае 2014 года было ниже текущего и составляло 6,17 балла. Некоторые дистрибьюторы остались довольны, а представители кинопоказа единогласно разочарованы месяцем и считают, что ощутимого улучшения в мае по сравнению с апрелем не произошло, и в 2014 году кассовые сборы на 40% меньше, чем в предыдущем.
Оптимистичные прогнозы экспертов на май были в первую очередь связаны с тремя фантастическими крупнобюджетными студийными проектами, вышедшими последовательно начиная с 15 мая, и таким образом открывшими летний сезон блокбастеров.
Но «Годзилла», выпущенная КАРО к 60-летию первого появления персонажа на широком экране, совсем не оправдала надежд кинопоказчиков.
«Люди Икс: Дни минувшего будущего», седьмой фильм франшизы «Люди Икс», от Фокса стартовал на неплохом уровне но, по мнению наших экспертов, могло бы быть и лучше.
«Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли от WDSSPR стала лидером последнего уикенда мая в России.
Что касается российских релизов, то главные ожидания кинопоказчиков в начале мая, связанные с отечественным релизом, комедией «Кухня в Париже» от канала СТС и ЦПШ, оправдались с лихвой. Лента, вышедшая на 1200 экранах, превзошла все самые смелые прогнозы, уверенно заняв первое место в таблице кассовых сборов на первой неделе проката, отодвинула на вторую строчку лидера предыдущей недели - фантастический экшн «Новый человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR.
В целом май 2014 года оказался абсолютно провальный. Большинство наших респондентов сказало, что по показателям это один из самых худших месяцев. Много было надежд на праздничные уикенды, но предложенный контент не позволил отработать как подобает. Ситуация немного начала выправляться только на последней неделе: детские каникулы и «Малефисента» этому поспособствовали.
Значение Индекса «ПрофиСинема» мая 2013 года было выше текущего значения и составляло 7,15 балла. Что является очень высоким показателем, почти равным январскому. Дистрибьюторы и кинопоказчики не разочаровались в результатах майского проката и оценили месяц практически так, как и прогнозировали. Продюсеры остались на прежнем уровне ожиданий от процессов, протекающих в киноотрасли. В мае 2013 года сезон блокбастеров начался. Почти каждую неделю выходили новые крупные релизы и проекты, пытающиеся до них дотянуться. Главным блокбастером месяца дистрибьюторы и представители кинопоказа единодушно назвали «Железного человека 3» от WDSSPR. Российских релизов в мае было не много, широкого проката еще меньше. Продолжала работать «Легенда №17» Николая Лебедева и выбыла из ТОП-10 российского бокс-офиса на восьмой неделе проката только в конце мая с результатом 920 млн. рублей. Картину посмотрело более 4 млн. зрителей. 1 мая широким прокатом (на 835 копиях) вышла приключенческая комедия «Сокровища О.К.» от Фокса. Продержалась три недели в ТОП-10 российского бокс-офиса. Дистрибьюторы и кинопоказчики с оптимизмом смотрели на лето 2013 года.
Значение Индекса «ПрофиСинема» мая 2012 года было выше текущего значения и составляло 6,92 балла. Некоторые эксперты кинопоказа отмечали, что все-таки сказался перенос рабочих дней, сделавший фактически не рабочей первую половину месяца. И не везде зритель предпочел просмотр фильмов в кинотеатре отдыху на природе. Основные надежды специалистов кинопоказа и дистрибьюции были связаны тогда в первую очередь с «Мстителями» от Marvel, и они оправдались, три недели фильм занимал первую позицию в таблице российских кассовых сборов. Что касается российского кино, то две крупнобюджетные военные драмы для одного не самого большого сегмента целевой аудитории, столкнувшиеся на близких датах: «Матч» Андрея Малюкова от ЦПШ 1 мая и «Белый тигр» Карена Шахназарова от КАРО 3 мая, как и следовало ожидать, результатами не порадовали. По факту проката «Шпиона», «Матча» и «Белого тигра» можно сказать, что аудитория у этих фильмов 300-600 тысяч человек.
В мае 2011 года оценка наших экспертов была значительно выше текущей и составляла 7,84 балла. Такого высокого показателя Индекса не было ни разу в 2010-2011 гг., даже в январе 2011 его значение было на полбалла ниже. Продюсеры месяц от месяца тоже постепенно повышали значение Индекса в кинопроизводстве. Май начал оправдывать высокие ожидания кинотеатров только с середины месяца – с уикенда 14-15, когда стартовали «Пираты Карибского моря: На странных берегах». До этого момента праздничный месяц шел очень вяло, вытягивая кассу за счет «остатков» апреля – проектов «Тор» и «Форсаж 5». Из других более или менее заметных майских релизов ни один не порадовал кинопоказчиков. Но если результаты «Цитадели» никого не удивили, то на проекты «Пастырь», «Ханна. Совершенное оружие» и «Храбрые перцем» многие кинотеатры возлагали надежды, так в итоге и не оправдавшиеся.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies и Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Владимир Бузов (Продюсерский центр АРТ-Лидер), Елена Гликман(Телесто), Петр Ануров (Кинослово), Алексей Петрухин (РФГ).
Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Инна Слаповская (Ленфильм), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (Megogo Distribution), Наталья Шпилькина (Megogo Distribution), Ольга Скрипачева (Megogo Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж), Андрей Селькин (25 этаж), Владислав Момджян (Bazelevs).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Геннадий Ходос (сеть кинотеатров Киномакс), Константин Терехов (Магия кино), Олег Тофанюк (сеть кинотеатров Премьер Зал), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат).