Февральский Индекс «ПрофиСинема» 2016: Приспосабливаемся к текущей экономической ситуации
В феврале 2016 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» несколько ниже январского значения и практически равен прогнозному значению на март. Незначительный всплеск активности в январе не смог переломить ситуацию стагнации в российском кинематографе, начавшуюся в октябре и продолжающуюся уже полгода. Поэтому в феврале не наблюдалось ярко выраженного спада, как это было в прошлые годы. Но, судя по всему, весной эксперты тоже не ждут улучшений.
Значение индекса в феврале в дистрибьюции — 7,43, в кинопоказе — 7,38
Значение индекса в январе в дистрибьюции — 7,83, в кинопоказе — 7,67
Цифры прогноза на февраль у кинопоказчиков и дистрибьюторов были низкими. Причем представители кинопоказа считали, что месяц будет совсем вялым. Никто не видел феврале потенциальных миллионников и явных хитов, как например в прошлом году «50 оттенков серого». Эксперты надеялись на два праздника – День всех влюбленных и День защитника отечества и уповали на то, что не будет большого спада.
И дистрибьюторы и кинопоказчики сошлись в оценке февраля, по факту значительно подняв показатели относительно прогноза.
И поводом к такому кардинальному пересмотру экспертами своих оценок прогноза стал фантастический боевик «Дэдпул» от Фокса, который вызывал у респондентов в январе серьезные опасения. Благодаря «Дэдпулу» февраль оказался лучше, чем все ожидали, несмотря на то что, часть денег кинопоказчики упустили из-за возрастного ценза. Фильм молодежный, и зрители постарше выходили из зала. По итогам стартового уикенда картина заняла первое место в таблице кассовых сборов отечественного проката со сборами в 957,4 млн. рублей (это лучший показатель стартового уикенда в 2016 году). На долю ленты пришлось 75% от кассы ТОП-10. Падение сборов на второй неделе составило 74,2%, но картина все равно не уступила лидерство новичкам проката, - двум российским сиквелам. И только на третьей неделе фильм переместился на третью строчку с результатом 1 678 813 102 рублей/$21'088'245. Видимо, создателям картины, а исполнителем главной роли и продюсером выступил Райан Рейнольдс, в конце января посетивший Москву в рамках промо-тура фильма, удалось сохранить баланс неоднозначного умора и не перейти границы пошлости, существенно сокращающие аудиторию. «Дэдпул» пришелся по вкусу молодежи и стал открытием и спасителем февраля.
В феврале эксперты отметили неплохой старт в конце месяца фэнтези «Боги Египта» с Джерардом Батлером от ЦПШ: на 1965 копиях картина заняла первое место российского бокс-офиса с результатом 328'557'107 рублей/$4'301'049.
Ряд картин совсем не оправдали ожиданий наших респондентов в феврале. Пересказ классического романа Джейн Остин в жанре зомби-апокалипсиса - фантастический экшн «Гордость и предубеждение и зомби» от ЦПШ, после первой недели проката на 615 копиях выбыл из ТОП-10, собрав 17'068'449 рублей/$223'409. Также как семейная комедия «Новые приключения Аладдина» от Нашего кино не привлекла соответствующую аудиторию и выбыла из десятки лидеров после первой недели проката на 700 копиях с результатом 12'826'890 рублей/$168'332.
Триллер «И грянул шторм» от WDSSPR об одной из самых выдающихся спасательных операций в истории Береговой охраны США, снятой в 3D и IMAX 3D, для того чтобы зрители смогли оказаться в эпицентре шторма, продержался в десятке лидеров 3 недели и собрал 236'668'426 рублей/$3'097'754.
Зато эксперты отметили, что в феврале продолжали успешно работать январские релизы. В первую очередь это приключенческая драма Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Alejandro Gonzalez Inarritu) «Выживший» от Фокса. Фильм был лидером по количеству номинаций (12) на премию Оскар, в том числе за лучший фильм, режиссуру, мужскую роль и мужскую роль второго плана. В итоге ему достались три статуэтки – за режиссерскую работу, награды оператору и исполнителю главной роли. Леонардо Ди Каприо уже получил за свою игру премию Золотой глобус и стал лауреатом Американской гильдии киноактеров (Screen Actors Guild – SAG).
После шести недель проката в середине февраля картина выбыла из десятки лидеров, заработав больше миллиарда - 1'091'960'778 рублей/$14'330'194.
Комедийный вестерн Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» от ЦПШ за семь недель проката собрал 425 438 724 рублей/$5 568 908, что уже больше общих сборов «Джанго» (370 миллионов рублей), который был в прокате 17 недель.
А также продолжение анимационной франшизы «Кунг-фу Панда 3» от Фокса, которая стартовала в конце января с первого места. После пяти недель проката картина остается на 8 строчке российского бокс-офиса, но заветный миллиард уже, видимо, не соберет -940'822'735 рублей/$11'909'149.
Что касается российских фильмов, то в феврале их вышло 11, не считая сборника Мульт в кино. Почти половина прошла самокатом и ограниченным количеством копий.
Самым ожидаемым российским фильмом февраля кинопоказчики называли «День выборов 2» от UPI. «Квартет И» еще раз доказал, что у него есть своя аудитория, и их фильмы всегда будут собирать кассу. Стартовав со второй строчки ТОП-10, после двух недель проката, фильм прибавил в копиях (1034) и остается на четвертой позиции с результатом 269'069'820 рублей/$3'456'260.
Кинопоказчики отмечают успешный старт спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» от Enjoy Movies и Фокса. Это сиквел вышедших в январе 2014 года «Чемпионов». Первый фильм собрал в прокате 183 миллиона рублей, дистрибьютор сделал ставку на продолжение и серьезно занимался его продвижением. Эксперты отмечали, что реклама у «Чемпионов» была намного лучше «Дня выборов 2» – не только в кинотеатрах, но и на улицах, и по ТВ. Хотя результат не назовешь впечатляющим, по итогам двух недель проката картина переместилась на шестое место со сборами 149'416'095 рублей/$1'919'282.
Комедия «Пятница» от ЦПШ, второй фильм с Данилой Козловским в этом году, собрал на 661 копии 44'590'340 рублей/$583'720.
Анимационные «Крякнутые каникулы» от Каро, сильно потеряв в копиях после стартового уикенда, скорее всего выпадут из ТОП-10 после двух недель проката, достигнув своего предела по сборам 83'211'851 рублей/$1'068'874.
Ромком «30 свиданий» от Каро продержался в десятке лидеров две недели с результатом 97'115'870 рублей/$1'274'486, что можно считать успехом, в отличие от режиссерского дебюта Артема Михалкова - ромкома «Ставка на любовь» от ЦПШ, собравшего 18'524'907 рублей/$243'109 и покинувшего десятку лидеров после первой недели проката.
Февраль оказался не так плох, как прогнозировали эксперты. Кассу спасла «темная лошадка» - «Дэдпул». Не было серьезного провала по сборам. Зиму проскочили. И хотя общая экономическая ситуация пока не улучшается, остается надеяться на приближающийся сезон блокбастеров.
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,48, в кинопоказе — 7,38
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,96, в кинопоказе — 6,58
Цифры прогноза на март у кинопоказчиков и дистрибьюторов практически совпадают. А также практически совпадают с текущими значениями. Март богат на релизы, почти каждую неделю выходит блокбастер. Вокруг них проекты, которые так или иначе тоже неплохо соберут, помогут каникулярный период и праздники. Но у некоторых экспертов есть сомнения: в марте все-таки мало взрослых фильмов, а серьезные картины, которые могут быть интересны зрителю, непонятно как сработают.
Самыми ожидаемыми фильмами марта наши респонденты назвали, во-первых, анимационный «Зверополис» от WDSSPR, который за первые два дня превью-показов собрал более 107 млн. рублей, показав рекордный результат по превью-сеансам для оригинального нефраншизного анимационного фильма. Это лучший старт в формате превью для анимационных фильмов Disney и Disney/Pixar за всю историю российского проката, второе и третье места соответственно занимают анимационные хиты Disney «Холодное сердце» (66,4 млн. рублей) и Disney/Pixar «Головоломка» (45,4 млн. рублей), итоговые кассовые сборы каждого из которых превышают 1 млрд. рублей. 3 марта, в день выхода картины «Зверополис» в широкий прокат, количество ежедневных сеансов в России и СНГ увеличилось в 5 раз.
Во-вторых, фантастический боевик «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» от Каро, который, по мнению наших экспертов, ОБЯЗАН преподнести большой сюрприз, но вот какой это будет сюрприз…? «Дэдпул» установил новую планку.
Некоторые кинопоказчики считают его центральным проектом месяца, очень рассчитывают на него и в своих кинотеатрах выделяют лучшие рекламные места, делают баннеры на фасаде здания больше других и т.д.
Ещё ряд проектов кинопоказчики считают потенциально успешными в марте. Фантастический экшен «Дивергент, глава 3: За стеной» от ЦПШ. Правда, некоторые эксперты отмечают падение интереса зрителей к пост апокалиптической тематике и считают, что в скором времени ее постигнет судьба вампиров. И хотя никто не сомневается, что «Диверегент» станет первым на 10 марта в десятке лидеров, тем не менее, много не соберет. Напомним, «Дивергент, глава 2: Инсургент» (2015) собрал 1 835 214 зрителей, 487 292 000 рублей/$8 259 158, а «Дивергент» (2014) - 1 072 377 зрителей, 242 936 051 рублей/$6 807 974.
Боевик «Падение Лондона» с Джерардом Батлером от Парадиза наши респонденты считают сильным проектом от независимого прокатчика. И самая сильная его сторона - это реклама, она буквально повсюду.
А также продолжит работать в марте релиз конца февраля - фэнтези «Боги Египта» с Джерардом Батлером от ЦПШ.
Что касается российских фильмов, то в марте их выходит 15, не считая сборника Мульт в кино. Но больше половины идет ограниченным количеством копий: комедийная драма «Тряпичный союз» от Ракеты Релизинг, комедия «Ералаш. Ну просто фантазтика!» от Кинодетства, драмы «Как поднять миллион. Исповедь z@drota» от Cinema Prestige, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе от Премьер-Кинопрокат, «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» (Самокат), комедия «Уроки выживания», драмы «Охрана» Александра Прошкина и «Вакантна жизнь шеф-повара» от Парадиза.
Часть фильмов претендует на средний прокат: драма «Контрибуция» Сергея Снежкина от Ленфильма, драма «Герой» от Каро, хоррор/триллер «Маршрут построен» от Фокса, комедия «Помню – не помню!» от Нашего кино.
Но только три проекта наши респонденты отметили, как потенциально имеющие шансы на успех.
В первую очередь это «Смешарики. Легенда о золотом драконе» от UPI. Смешарики – достаточно известный бренд и родители сделают свой выбор. Плюс на последней неделе марта школьные каникулы. Эксперты считают, что «Смешарики» определенно будут иметь своего зрителя, а конкурентное окружение не помешает им собрать большой бокс-офис.
А вот с комедиями «8 лучших свиданий» от ЦПШ и «СуперБобровы» от WDSSPR мнения наших экспертов разделились.
«8 лучших свиданий» - фаворит на 8 марта и дополнительных выходных, будем надеяться, что зритель не устал от этой франшизы.
«СуперБобровы», несмотря на обнаженную Оксану Акиньшину и заверения директора по маркетингу компании Дисней Елены Бродской на прошедшем Кинорынке, что шуток в фильме много и они смешные, не слишком обнадежили кинопоказчиков.
Кинопоказчики и дистрибьюторы очень надеются, что март будет не хуже февраля. Представители кинопоказа вполне удовлетворены планами на март - репертуар рабочий, весенние каникулы. Но также понимают, что в сложившейся экономической ситуации скорее всего нам придется жить долго, поэтому приходится приспосабливаться. Экспертами отмечается одна очень неприятная тенденция: количество зрителей, приходящих в кинотеатр, соответствует прогнозу, в феврале их было даже больше, чем ожидалось, но посетители стали откровенно экономить на кинобаре. Доходы от продажи еды в кинотеатрах падают.
Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,16
Значение рейтинга января в кинопроизводстве — 4,42
Продюсеры с осени 2015 и до конца зимы 2016 года выставляют оценки около 4,5, не понижая существенно, но и не повышая. В феврале несколько снизили оценку, но снова повысили в прогнозе.
Итоги состоявшегося в феврале Совета по кино разочаровывающие. Многие продюсеры задаются вопросом, зачем объявлять Год кино, если нет программы по подъему кинопроизводства. Все мероприятия носят в основном пиарный характер. Пройдет Год кино, в течение которого выйдут проекты, запущенные в предыдущие годы. А что потом? Нет долгосрочной перспективы.
Ведущие кинематографисты больше работают на свой pr, нежели на искусство или социальные вопросы.
В данный момент в кинопроизводстве затишье, все находятся в состоянии ожидания конкурсов в Фонде кино и Министерстве культуре РФ. Независимые продюсеры очень опасаются, что в этом году мейджоры поделят между собой государственные деньги, а на их долю останутся крохи, и, таким образом, будет сильно обужено поле кинопроизводства, на котором останутся только крупные игроки. Остальные будут вынуждены уйти.
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,32
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,42
Сфера деятельности |
Индекс января |
Январь |
Индекс февраля |
Февраль |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
4,42 |
4,42 |
4,16 |
4,32 |
Дистрибьюция |
7,83 |
6,96 |
7,43 |
7,48 |
Кинопоказ |
7,67 |
6,58 |
7,38 |
7,38 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
6,64 |
5,99 |
6,28 |
6,35 |
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,28
Индекс ПрофиСинема в январе — 6,64
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в феврале 2016 несколько ниже январского показателя и составляет 6,28 (между «Удовлетворительно» и «Хорошо» по десятибалльной шкале). Дистрибьюторы и кинопоказчики оценили месяц выше, чем прогнозировали, а продюсеры снизили значение.
Текущая оценка февраля ниже февральских значений последних трех лет.
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в феврале — 6,35
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в январе — 6,00
Прогнозное значение на март у дистрибьюторов и кинопоказчиков практически равно текущему. А у продюсеров выше.
Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2015 было выше текущего значения и составляло 6,72 балла. В феврале 2015 второй год подряд февраль не оправдывал репутацию самого провального месяца.
Цифры прогноза на февраль 2015 у кинопоказчиков и дистрибьюторов хоть и были ниже январских оценок, но все равно отражали высокие ожидания наших респондентов. По факту оценки оказались еще выше. Большинство экспертов отмечали, что месяц прошел лучше, чем они прогнозировали. Почти все релизы отработали выше ожиданий, но были и разочарования.
В феврале 2015 года высокие кассовые показатели кинопоказчики в первую очередь связывали с тремя крупными проектами.
Лидером февраля стала мелодрама «Пятьдесят оттенков серого» от UPI На первом уикенде картина собрала в России более 705,2 млн. руб., став абсолютным лидером бокс-офиса. На долю фильма пришлось более 50% кассовых сборов ТОП-10. Кроме того, лента поставила сразу несколько рекордов. По итогам трех недель, практически не потеряв в копиях, оставаясь на 6 месте российского бокс-офиса, фильм собрал 1'076'551'954 рублей.
«Пятьдесят оттенков серого» вышла на одной дате с криминальной комедией «Kingsman: Секретная служба» от Фокса, с Колином Фертом (Colin Firth) в главной роли. Дистрибьютор верил, что лента станет бесспорным блокбастером февраля и выпустил на 1770 экранах. На старте картине было трудно тягаться с «Пятьюдесятью оттенками серого» и она заняла третье место. Но уже на второй неделе ситуация изменилась и фильмы поменялись местами. По итогам трех недель проката, существенно снизив количество копий до 1069, собрала 597'166'148 рублей.
А вот фантастический экшн «Восхождение Юпитер» от Каро, снятый Энди и Ланой Вачовски (Lana Wachowski) с Ченнингом Татумом (Channing Tatum), Милой Кунис (Mila Kunis) в главных ролях, конечно, не зря вызывал определенные опасения у экспертов. Ни имена Вачовски, ни студии-мейджора Warner Bros. не повлияли на сборы проекта, который выбыл из десятки лидеров поле трех недель проката с результатом 576'090'678 рублей.
Особо эксперты выделили интерес аудитории к оскаровским проектам. После трех недель в ТОП-10 драму «Бёрдмэн» от Фокса (кассовые сборы $1'358'626) сменила драма «Игра в имитацию» от ЦПШ, которая также продержалась в десятке лидеров 3 недели c результатом $2'215'248. А следом вышла биографическая драма «Вселенная Стивена Хокинга» от UPI, собравшая за одну неделю $255'004.
Что касается российских релизов, то, из десяти, единственный российский фильм, с которым кинопоказчики связывали свои ожидания – была историческая драма «Батальонъ» Дмитрия Месхиева от WDSSPR. И они оправдались, за две недели проката на 1550 копиях фильм собрал 379'560'904 рублей, стартовав со второго места и оставаясь на нем 2 недели подряд.
Продюсеры в феврале 2015 продолжали снижать значение Индекса потому, что какие-либо позитивные изменения не предвиделись ни в протекционистских мерах, ни в законодательном обеспечении совершенствования функционирования отечественной киноотрасли.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2014 года было несколько выше текущего и составляло 6,49 балла. Несмотря на то, что цифры прогноза на февраль у дистрибьюторов и кинопоказчиков разнились почти на балл, оценили месяц эксперты обоих направлений практически одинаково. Причем представители кинопоказа в прогнозе были более осторожны, но посчитали, что по факту февраль оказался лучше. А дистрибьюторы оценили месяц примерно так, как и прогнозировали.
В целом февраль порадовал экспертов, не оправдав на этот раз звание самого слабого месяца в году. Причиной тому явились, во-первых, очень хороший старт «Вия 3D». Во-вторых, «Волк с Уолл-стрит», ставший самым кассовым фильмом Мартина Скорсезе. В-третьих, во второй половине февраля стартовали «Робокоп» и «Помпеи», которые показали рекордные результаты по сборам среди февральских уикендов за всю историю российского кинопроката, что неплохо для февраля - месяца, от которого обычно никто ничего не ждёт.
Что касается российских фильмов, то из четырех фильмов ограниченного проката только лента «Трудно быть богом» Алексея Германа от Люксора могла похвастать результатами: за один день проката на 150 копиях собрала 3 219 107 рублей и 12 300 зрителей.
Из пяти широких релизов только два: комедия «В спорте только девушки» от ЦПШ и анимация «Белка и Стрелка: Лунные приключения» от КАРО, вышедшие 6 февраля оправдали широкую роспись, они продержались в ТОП-10 российского бокс-офиса три недели и собрали $6 262 928 и $5 441 037, соответственно.
Февраль 2014 года – месяц нашей Олимпиады, по факту оказался не так уж и плох, относительно прошлых лет. Во многом это произошло благодаря российскому блокбастеру в 3D – «Вию». Это лишний раз доказывает, что зрители делят кино только на хорошее и плохое, а не по национальной принадлежности. И готовы смотреть в кинотеатрах российское кино, соответствующего качества.
Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2013 года было ниже текущего значения больше, чем на балл и составляло 5,6 балла. Февраль 2013 оказался еще слабее, чем предполагали эксперты, которые в один голос отмечали, что практически все релизы не достигли планируемых сборов. При этом надо отметить, что за всю историю наблюдений (6 лет) самый низкий показатель в дистрибьюции и кинопоказе был в феврале 2011 года.
В феврале 2013 года вышло много релизов, но крупных не было. Даже единственный блокбастер февраля «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» от Фокса не оправдал ожиданий кинопоказчиков (кассовые сборы по итогам 3 недель проката в начале марта составили $11'729'577).
Вера в оскаровские картины некоторых экспертов оказалась напрасной. Из вышедших в феврале номинантов престижной американской кинопремии можно было выделить только одного - «Отверженные» Тома Хупера от UPI, собравшего по итогам 3 недель проката в конце февраля $3'367'598 на почти 500 экранах.
Что касается российских фильмов, то бесспорным лидером месяца стало «Метро» от ПРОФИТА и Нашего кино, занявшее на старте первую строчку российского бокс-офиса, но ненадолго. Эксперты говорили, что хотя фильм неплохой, все же не дотянул до ожидаемых результатов.
Вообще, в сетке релизов февраля отечественных фильмов было мало. Однако стоит отметить нечасто встречающуюся ситуацию в российском бокс-офисе: вышедшие 28 февраля картины «Тайна перевала Дятлова» от A Company и Фокса, копродукция с США, где с российской стороны картину продюсировал Александр Роднянский, и «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро, вместе с «Метро» заняли три первых строчки.
В целом февраль 2013 года оставил удручающее впечатление.
Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2012 ниже значения этого года и составляло 5,92 балла. Февраль – один из самых слабых месяцев года по сборам, и поэтому дистрибьюторы и кинопоказчики не питали особых иллюзий. Прогноз и текущая оценка почти совпали, что говорит об адекватном отношении экспертов к релизам. По сравнению с февралем 2011 года ситуация несколько лучше. Начало месяца было слабое, только со второй половины аудитория снова потянулась в кинотеатры. Несмотря на то, что в феврале было выпущено немало фильмов, явных фаворитов не наблюдалось. Тем не менее, две ленты, названные экспертами как потенциальные хиты, оправдали ожидания: «Призрачный гонщик 2» и «Путешествие 2: Таинственный остров». Фильм «Значит, Война» от Фокса, немного «пободавшись» с отечественной «Zолушкой» от ЦПШ, все-таки обошел ее по сборам в два раза. Что касается остального российского кино, то оно по преимуществу вышло в ограниченный прокат, такие фильмы как «Дом на обочине» или «4 дня в мае» особой погоды в кинотеатрах не сделали. Единственный отечественный блокбастер – «Август. Восьмого» от продюсера и режиссера Джаника Файзиева хоть и был выпущен максимально широким на сегодняшний день тиражом (более 1500 копий) и имел поддержку Первого канала, что позволяло экспертам в прошлом месяце делать оптимистический прогноз по поводу картины, тем не менее, после второй недели проката собрал почти $9 млн., что меньше бюджета. Поэтому говорить о прибыльности этого социально-значимого проекта уже не приходится.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies и Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Владимир Бузов (Продюсерский центр АРТ-Лидер), Елена Гликман(Телесто), Петр Ануров (Кинослово), Алексей Петрухин (РФГ).
Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Инна Слаповская (Ленфильм), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж), Андрей Селькин (25 этаж), Владислав Момджян (Bazelevs).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Геннадий Ходос (сеть кинотеатров Киномакс), Константин Терехов (Магия кино), Олег Тофанюк (сеть кинотеатров Премьер Зал), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат).