Октябрьский Индекс «ПрофиСинема»: Перемены к лучшему
В октябре 2015 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» почти на балл выше сентябрьского значения. Наконец оживился прокат, наметилась тенденция увеличения кассовых сборов, впереди Новогодняя битва. Российское кино становится все заметнее на экранах кинотеатров. Прогноз на ноябрь у дистрибьюторов и кинопоказчиков еще более оптимистичный. Продюсеры, в ожидании следующей «раздачи слонов» в будущем году, пока не видят принципиального улучшения ситуации.
Значение индекса в октябре в дистрибьюции — 7,05, в кинопоказе — 7,57
Значение индекса в сентябре в дистрибьюции — 6,24, в кинопоказе — 5,43
Цифры прогноза на октябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов были очень оптимистичными. По факту, после сильнейшего провала в сентябре, сборы октября выглядят гораздо лучше, но примерно на том уровне, как и ожидали эксперты. Октябрь вывел кинотеатральный бизнес в рентабельную зону, кинопоказчики продолжают надеяться, что этот тренд продолжится. А вот дистрибьюторы не совсем довольны результатами октября и снизили оценку относительно прогноза на полбалла.
И хотя в октябре, как и августе, и в сентябре однозначных фаворитов у наших респондентов не было, несколько релизов, по мнению представителей кинопоказа, вытянули месяц.
В первую очередь это научно-фантастический триллер Ридли Скотта «Марсианин» от Фокса, с Мэттом Деймоном (Matt Damon) в главной роли, вышедший широчайшим прокатом (2246 копий) и собравший за четыре недели 1'118'469'046 рублей/$17'530'863. Стоит отметить, что «Марсианину» удалось преодолеть заветную планку в миллиард рублей за три недели проката. В сравнении с научно-фантастической лентой Кристофера Нолана «Интерстеллар», которую компания Каро выпустила 6 ноября 2014 года, «Марсианин» показал лучший результат - так, «Интерстеллару» миллиард покорился после четырех недель.
Вторым проектом месяца наши респонденты назвали анимационный сиквел «Монстры на каникулах 2» режиссера Геннди Тартаковского (Genndy Tartakovsky). За две недели проката фильм заработал 686'281'702 рублей/$10'756'766. Кроме того, каникулы с конца октября перенесены на первую неделю ноября. На восемь дней осеннего отдыха дети, скорее всего, останутся в городе. Школы начали бронировать места. Поэтому представители кинотеатров в ноябре ожидают даже бОльшие кассовые сборы этого фильма, чем в октябре.
Напомним, что оригинальный анимационный фильм «Монстры на каникулах» вышел в октябре 2012 года и собрал после пяти недель проката 488'923'108 рублей/$15'423'442.
Хорошо показали себя в октябре, хотя, как отмечают некоторые эксперты, несколько недобрали из-за неудачных дат релизов («Марсианин» не дал им полностью реализовать свой потенциал) - фэнтези «Пэн: Путешествие в Нетландию» от Каро (кассовые сборы за три недели проката 250'037'996 рублей/$4'000'608). И байопик Роберта Земекиса (Robert Zemeckis) «Прогулка» с Джозефом Гордоном-Левиттом (Joseph Gordon-Levitt) в главной роли, от WDSSPR (кассовые сборы за три недели проката 314'381'104 рублей/$4'927'604).
Ниже ожиданий работали и хорроры в октябре: «Багровый пик» с Томом Хиддлстоном (Tom Hiddleston) и Джессикой Честейн (Jessica Chastain) в главных ролях, от UPI (кассовые сборы за три недели проката 307'470'899 рублей/$4'819'293). А также продолжение известной франшизы «Паранормальное явление 5: Призраки в 3D» от ЦПШ (кассовые сборы за две недели проката 175'514'833 рублей/$2'751'016).
Напомним, что «Паранормальное явление 4» в октябре 2012 года за три недели собрало 202'819'124 рублей/$6'438'702, а «Паранормальное явление: Метка Дьявола» в январе 2014 года за две недели заработало 184'938'873 рублей/$5'504'133.
Резво стартовал в конце месяца фантастический боевик «Последний охотник на ведьм» с Вином Дизелем (Vin Diesel) в главной роли, от ЦПШ, заработав 271'106'294 рублей/$4'249'315.
Чего не скажешь про «Черную мессу» от Каро, с совершенно неузнаваемым Джонни Деппом. Несмотря на третью строчку российского бокс-офиса, кассовые сборы картины составили 65'310'356 рублей/$1'023'673. Целевая аудитория этого фильма очень чувствительна к критическим отзывам, которые после Венецианского фестиваля были крайне негативными. И Джонни Депп в очередной раз не смог спасти проект.
Что касается отечественных релизов, то из четырех широко расписанных в октябре только Комедия «Без границ» от WDSSPR была отмечена кинопоказчиками как оправдавшая ожидания (кассовые сборы за две недели проката 143'452'620 рублей/$2'248'474).
Наше кино выступило в октябре с двумя неудачными проектами: драмой «Родина» Петра Буслова производства СТВ, которая после нескольких показов для профессионалов и прессы, вызвала неоднозначную реакцию и большие сомнения кинопоказчиков в потенциале картины. Но старт оказался совершенно разочаровывающим, как для дистрибьютора, так и для кинотеатров (кассовые сборы за две недели проката 41'697'800 рублей/$667'165).
И анимационным фильмом «Крепость: Щитом и мечом» производства «Мельницы», вышедший на 1082 экранах, который на старте не поднялся выше 7 места и собрал 25'300'063 рублей/$396'553.
Спортивная драма «Воин» от Арт Пикчерс и ЦПШ с отцом и сыном Бондарчуками в главных ролях, несмотря на гигантский объем рекламы и 1720 экранов, тоже не вызвала энтузиазма у зрителей и выбыла из десятки лидеров после трех недель проката с кассовыми сборами 202'459'401 рублей/$3'297'384. Очевидно, что не на такой результат рассчитывали производители и прокатчик.
Нашумевший фестивальный хит, молодежная мелодрама «14+», расписанная ЦПШ более чем на 300 копиях, тоже не стала феноменом проката, как, видимо, надеялись продюсеры, получив восторженную фестивальную прессу. На старте фильм заработал 6'105'926 рублей, после чего выбыл из десятки лидеров.
А вот драма «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, которую Люксору удалось расписать более чем на 400 копиях, продержалась в десятке лидеров две недели и собрала 10'668'977 рублей. Но кинопоказчики отмечают стойкий зрительский интерес к картине, а дистрибьютор планирует долгий прокат на ограниченном количестве копий.
Октябрь 2015 года переломил негативную тенденцию августа-сентября и подал нашим экспертам надежду на улучшение ситуации, хотя кризис никто не отменял и люди меньше стали ходить в кино.
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,86, в кинопоказе — 8,05
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,57, в кинопоказе — 7,43
Цифры прогноза на ноябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов не сильно разнятся. Представители кинопоказа более оптимистичны. После предыдущих провальных месяцев в ноябре однозначно будет подъем, за счет каникул и нескольких фильмов.
Конечно, наиболее ожидаемыми фильмами ноября кинопоказчики назвали в первую очередь продолжение самой длинной и популярной франшизы в мире «007: СПЕКТР» от WDSSPR. В нынешнем фильме роль Бонда уже в четвертый раз воплотил на экране Дэниэл Крейг. Широчайшая роспись и мощнейшая маркетинговая компания приведут в кинотеатры, как всегда, всех поклонников Бондианы. Напомним, предыдущий фильм киносериала «007: Координаты Скайфолл» (2012), вышел на 1254 экранах и собрал более 800 млн. рублей. А «Квант милосердия» (2008) вышел на 750 экранах и собрал около 700 млн. рублей.
И вторым самым ожидаемым фильмом ноября стала последняя часть молодежной приключенческой франшизы «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», также от WDSSPR. Фильмы киносериала выходят регулярно с 2012 года, кроме того, последняя часть неожиданно перекочевала из пакета Вольги к WDSSPR, о чем было объявлено на мартовском кинорынке, что, говоря объективно, пошло на пользу маркетингу картины. Поэтому в адекватных кассовых сборах представители кинотеатров не сомневаются. Напомним, «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) заработала в российском прокате 806,5 млн. рублей. Это больше, чем у предыдущей части «Голодные игры: И вспыхнет пламя» (717 млн. рублей).
Кроме того, эксперты назвали еще ряд проектов, имеющих в ноябре определенный кассовый потенциал: анимационный «Хороший динозавр» от WDSSPR, триллер/боевик «Скорость: Автобус 657» от Парадиза с Робертом Де Ниро (Robert De Niro) и Кейт Босворт (Kate Bosworth) в главных ролях. И фэнтезийный триллер/хоррор «Виктор Франкенштейн» от Фокса, с Дэниэлом Рэдклиффом (Daniel Radcliffe) и Джеймсом МакЭвоем (James McAvoy) в главных ролях.
Что касается отечественных релизов, то в ноябре их выходит 15 и больше половины ограниченным прокатом: драмы «Синдром Петрушки» от Экспоненты, «Экспириенс» от АТК-Студио, «Ангелы революции» Алексея Федорченко от Премьер-Прокат, «Наследники» Владимира Хотиненко от Ливандия Энтертейнмент, «Метаморфозис» от Синема Престиж, «Лабиринты любви» от Каро, «Зеленая карета» от 25th Floor Film и криминальная драма «Дети 90-х» от Chaka Production (самокат).
Несколько проектов продюсеры вместе с прокатчиками пытаются расписать пошире (300-700 копий): драмы «Училка» от Каро, «Райские кущи» и «Пингвин нашего времени» от Парадиза, криминальная драма «Переводчик» и эротический триллер «Саранча» от ЦПШ.
Два фильма выходят широким прокатом: анимационный «Савва. Сердце воина» от Арт Пикчерс и Нашего кино и «Иерей-сан. Исповедь самурая» от Люксора.
И только одна картина называется кинопоказчиками как потенциально перспективная в плане кассовых сборов - «Савва. Сердце воина». Эксперты считают, что она может побороться в ноябре за бокс-офис. У нее есть бюджет на продвижение, кроме того, работает клип, где поет девочка из шоу «Голос».
У остальных российских фильмов шансов в ноябрьском прокате нет.
Оптимистичные прогнозы экспертов на ноябрь 2015 года связаны с сильными релизами, пусть и не многочисленными, и началом сезона. От ноября наши респонденты ждут уже серьезных результатов. А там еще немного, и Новогодняя битва.
Значение рейтинга октября в кинопроизводстве — 4,59
Значение рейтинга сентября в кинопроизводстве — 4,82
Продюсеры в конце 2015 года, как никогда пессимистичны. Идет не афишируемое сокращение финансирования, Минкульт не верит в перспективу развития отечественного кино. У большинства отечественных фильмов нет шансов собрать в прокате соответствующую кассу. Даже такой «якобы блокбастер» как «Родина», на поверку оказался дутым. В основном в России снимают фестивальное кино, а как бы хорошо оно ни было сделано, ему все равно не выйти на окупаемость.
Итоги месяца и года неутешительные – сокращение всех основных базовых показателей: доля российского кино в кинотеатрах, количество зрителей, доходы продюсеров, количество отечественных фильмов в Топ-10 по сборам и т. д. Но самое главное – полгода нет ни одного фильма-события. Может быть, к концу года появятся новые прогнозы, и будет обнародован некий план событий предстоящего Года кино...
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,64
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,73
Сфера деятельности |
Индекс |
Сентябрь |
Индекс |
Октябрь |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
4,82 |
4,73 |
4,59 |
4,64 |
Дистрибьюция |
6,24 |
7,57 |
7,05 |
7,86 |
Кинопоказ |
5,43 |
7,43 |
7,57 |
8,05 |
Индекс ПрофиСинема |
5,48 |
6,55 |
6,38 |
6,81 |
Индекс ПрофиСинема в октябре — 6,38
Индекс ПрофиСинема в сентябре — 5,48
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в октябре 2015 почти на балл выше сентябрьского показателя и составляет 6,38 (между «Удовлетворительно» и «Хорошо» по десятибалльной шкале). Продюсеры и дистрибьюторы оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а эксперты в области кинопоказа чуть выше.
Текущая оценка октября соответствует среднестатистической оценке месяца.
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в октябре — 6,81
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в сентябре — 6,55
Прогнозное значение на ноябрь у экспертов в области дистрибьюции и кинопоказа значительно выше текущего.
Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в октябре 2014 года было чуть ниже текущего и составляло 6,2. В дистрибьюции и кинопоказе наметилась тенденция к росту Индекса до середины зимы, а у продюсеров, наоборот, предпринимательские ожидания не были высоки. Как и говорили эксперты, несмотря на разнообразный и достаточно интересный репертуар октября – ужастики, фэнтези, комедии, анимация, драмы – не каждый уикенд выходили сильные релизы.
В первую очередь, высокие ожидания наших респондентов в октябре 2014 года были связаны с фэнтези «Дракула» от UPI, главную роль в котором исполнил Люк Эванс. Ожидания оправдались. Выйдя на весьма умеренном количестве экранов – 1068, картина на старте заняла первую позицию бокс-офиса и собрала за первый уикенд $9,732,867, продержалась две недели в лидерах и по результатам трех недель проката осталась на третьем месте, собрав $18,717,421.
Вторым голливудским блокбастером октября, как и предполагали эксперты, стал анимационный фильм «Город героев» от WDSSPR, который, хоть и уступил на старте «Горько! 2» пальму первенства, собрав $4,222,638, но, судя по восторженным отзывам кинопоказчиков, надолго задержится в ТОП-10 российского бокс-офиса и станет одним из долгоиграющих семейных анимационных проектов от WDSSPR. В чем секрет успеха таких фильмов у зрителей, на Кино Экспо рассказал эксклюзивно для портала “ПрофиСинема” продюсер «Города героев» Рой Конли.
Что касается российских релизов, то безусловным лидером октября стала ожидаемая как профессионалами, так и зрителями комедия «Горько! 2» от Базелевса – сиквел феноменального блокбастера от Жоры Крыжовникова с тем же актерским составом. За первый уикенд картина собрала в кинотеатрах России и СНГ (без учета Украины) миллион зрителей и 247,4 млн. рублей. Эта цифра превышает кассовые показатели первой части. Картина стала лидером уикенда и уже за четыре дня окупила затраты на производство (80 млн. рублей). И если по первому фильму у создателей и дистрибьютора были определенные сомнения в кассовом потенциале, то с релизом сиквела дистрибьютор действовал уже уверенно. С четверга по воскресенье в 2000 кинозалах страны состоялось около 35 000 сеансов фильма, что сделало «Горько! 2» самым крупным российским релизом за современную историю отечественного кинопроката.
Из громких российских релизов октября стоит отметить новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» от DreamTeam, результаты которого оказались не то, чтобы разочаровывающими (никто и не ждал, что фильм станет блокбастером), но совершенно не соизмеримыми с бюджетом. Фильм вышел на 632 копиях и заработал после трех недель проката- $1,693,797 при бюджете более $20 миллионов.
Октябрь 2014 года не преподнес сюрпризов ни плохих, ни хороших. Прошел достаточно ровно, и уж точно лучше, чем сентябрь. Но по факту сезон блокбастеров не открыл.
Оценки и прогнозы продюсеров в течение последних месяцев, замершие на одной отметке, поползли вниз. Эта тенденция демонстрировала, что продюсеры не видели поводов для оптимизма и уже начали ощущать последствия снижения курса рубля: подорожание услуг, связанных с оборудованием, работающем на импортных расходниках. Эксперты высказывали опасение, что в скором времени начнут расти и зарплаты. Кроме того, были опасения, что режим экономии бюджетных средств в тех политических условиях в первую очередь коснется расходов на культуру и кинематограф.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в октябре 2013 года было выше текущего на балл – 7.35. В целом октябрь 2013 можно было охарактеризовать как очень успешный месяц. Несмотря на то, что основную кассу, как и предполагали наши эксперты, сделали всего три релиза.
В октябре 2013 года высокие оценки прокатчиков и показчиков в первую очередь связаны с российским кино. Впервые не «новогодняя битва» стала причиной обсуждений отечественных картин, которые собрали рекордный бокс-офис.
Конечно, главным событием месяца стал выход в прокат 10 октября военной драмы Федора Бондарчука «Сталинград». С одной стороны, никто не отрицал, что на второй неделе первую строчку российского бокс-офиса однозначно займёт «Сталинград». Хотя релиз вызывал много споров и неоднозначен с художественной и нравственной точки зрения, в коммерческом потенциале после показа на Кино Экспо кинотеатры уже не сомневались, и поэтому вопросов по продвижению и росписи не было. С другой стороны, все-таки оставались опасения в том, что военная тема может не привлечь широкого потока зрителей в кинозалы. Но вопреки сомнениям экспертов, «Сталинград» установил такое количество рекордов, что остается только констатировать факт суперпрофессиональной работы продюсеров и прокатчика. Почти все эксперты в своих комментариях отмечали, что сборы «Сталинграда» оказались выше их прогнозов.
Самым ожидаемым дистрибьюторами и кинопоказчиками в октябре голливудским блокбастером была «Гравитация» Альфонсо Куарона от КАРО, открывавшая 28 августа 2013 года 70-й Венецианский международный кинофестиваль, главные роли в которой исполнили Джордж Клуни и Сандра Буллок. В российском прокате кассовые сборы за первый уикенд составили $7,498,027, а по итогам 5 недель проката в начале ноября $20,176,150 и лента все еще входила в ТОП 10. Некоторые эксперты отмечали, что она могла бы собрать больше, если бы не «Сталинград».
Третьим рекордсменом октября 2013 года стала тоже российская картина - комедия «Горько!» от Базелевса. По итогам второго прокатного уикенда, общее число ее зрителей в России и странах СНГ (без учета Украины) составило 2,3 млн. человек, а совокупная касса первых 12 дней проката (с 24 октября по 4 ноября включительно) - 526 млн. рублей / $16,7 млн. Сборы второго уикенда оказались меньше первого всего на 20,4%. Это самое низкое кассовое падение среди российских релизов 2013 года, что говорит о сохранении высокого зрительского интереса и положительном «сарафане», как и следовало ожидать. Самым сложным для прокатчика было привести зрителей в кинотеатры на первый уикенд, потому что позиционирование фильма и промоушн оставляли определенные сомнения.
Можно сказать, что октябрь 2013 года порадовал наших экспертов и открыл сезон российских блокбастеров раньше, чем обычно.
Значение Индекса «ПрофиСинема» октября 2012 было практически равно текущему значению и составляло 6,3 балла. Тогда эксперты оценили месяц так, как и прогнозировали. В целом месяц оправдал ожидания, показал нормальные стабильные сборы без сюрпризов. Хотя первые две недели были слабые. Особенно порадовала кинопоказчиков последняя неделя.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с франшизой шпионского боевика «007: Координаты Скайфолл» от WDSSPR. Прокатом первых недель довольны и кинопоказчики, и дистрибьютор. Фильм находился две недели подряд на первой строчке российского бокс-офиса (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 1254 экранах составили $16,540,425).
Вышедшие вместе с Бондом «Сайлент Хилл 2» от Веста (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 1140 экранах составили $9,848,846) и «Астерикс и Обеликс в Британии в 3D» от ЦПШ (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале ноября на 900 экранах составили $4,906,361) сделали кассу. Хотя целесообразность выпуска Астерикса на одной дате с Бондом очень сомнительна, при том, что рекламная и PR-кампании у него значительно проигрывали.
Из российских проектов самым ожидаемым и единственным отечественным блокбастером октября стал «Духless» от Арт Пикчерс и UPI. Ожидания от российского проката у продюсеров были большие, но они начали сбываться практически сразу, за первый день фильм собрал 29,5 млн. рублей. В кинотеатры пришло почти 2 миллиона зрителей (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в начале ноября составили $13,059,937). Некоторые эксперты признались, что не ожидали такого успеха российского фильма в прокате.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Александр Роднянский (Non-Stop production), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Григорий Подземельный (Интерфест), Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies), Лиза Антонова (Пассажир), Владимир Бузов (Продюсерский центр АРТ-Лидер).
Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Инна Слаповская (Ленфильм), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Андрей Иванов (Панорама кино), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Татьяна Разуваева (25 этаж), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Леонов (независимый эксперт), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Михаил Блаженов (кинотеатр «Юбилейный», г. Раменское), Валентина Гурдюмова (кинотеатры «Дружба» и «Октябрь», г. Киров) и другие.