Итоги 2024 года: деньги есть, но вы держитесь!
В конце года портал ПрофиСинема по традиции подводит итоги, анализирует ситуацию и делает прогнозы. Вы уже могли ознакомиться с самыми ожидаемыми редакцией фильмами будущего года. Новая статья цикла посвящена главным событиям российской индустрии, произошедшим за последние двенадцать месяцев.
После четырех кризисных лет на 2024 год возлагалось множество надежд: экстренные меры, принятые государством в качестве поддержки пострадавшей после ухода мейджоров отрасли, должны были принести первые плоды и продемонстрировать увеличение единиц качественного контента, а также стимулировать приток новых финансовых ресурсов. По итогу общая тенденция кажется положительной, хоть и далекой от докризисных показателей — против индустрии теперь играет общая инфляция.
Состояние кинотеатров на конец года: «Выживший-2024»
За минувшие четыре года «потрясений» российские кинотеатры испытали на себе многое: закрытие из-за пандемии, многочисленные ограничения и масочный режим, уход голливудского контента, репертуарный голод, пустые кинозалы, отмены и переносы релизов. Приход «Чебурашки» в 2023, а затем и следующих блокбастеров-миллиардников в 2024 году, таких как «Холоп 2» (1 января, 3,8 млрд рублей), «Бременские музыканты» (1 января, 3 млрд рублей), «Мастер и Маргарита» (25 января, 2,3 млрд рублей), «Лед 3» (14 февраля, 1,8 млрд рублей) и других, встряхнул российский кинопоказ в начале года, однако к его концу стало понятно, что до цифр 2019 еще далеко. При этом эксперты отмечают, что кинотеатральная отрасль сейчас работает относительно стабильно, и наметилась общая тенденция на «полноценное выздоровление» кинопоказа.
Валовый бокс-офис российского кинопроката в 2024 году составил около 45 млрд рублей. Из них 35 млрд — касса официальных релизов (полнометражного игрового, анимационного и документального кино), а остальные 10 млрд рублей — альтернативный контент, как легальный (концерты, футбольные матчи и др.), так и нелегальный с предсеансовым обслуживанием и без.
«Я не пессимист, но вернуться к цифрам 2019 года российскому кинопрокату пока нереально. К сожалению, в этом году не удалось даже на 10% увеличить посещаемость по сравнению с 2023 годом. На сборы в 45 млрд рублей удалось выйти только лишь за счет повышения цены билета. Зрительский интерес сохранился на уровне прошлого года, даже незначительно, но уменьшился — по моим прогнозам, на конец года общая посещаемость составит всего 124 млн зрителей (в прошлом году была 126 млн человек — Прим. ред.), — отмечает глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков, — Средняя цена кинотеатрального билета по году составила 361 рубль. И в 2025 году цены будут планомерно расти, уже весной либо она повысится на 25-30%, либо кинотеатры начнут массово сокращать издержки (например, закрывая часть залов)».
Еще в июне глава АВК, в интервью ПрофиСинема говорил, что повышение цен необходимо «для прохождения точки безубыточности кинотеатрального бизнеса», и прогнозировал «коридор средней цены в 450–500 рублей».
В 2024 году «рекордная» средняя цена билета на сеанс в кинотеатр в России — более 400 рублей — была в августе. С 1 по 7 августа стоимость одного билета в кино составила 401,8 рубля, и этот показатель стал самым высоким с 2015 года.
«Что касается "серого проката", то ситуация кардинально изменилась: если в 2022-2023 годах в агонии кинотеатры ставили альтернативный контент и выживали за его счет, то сейчас его используют только для того, чтобы закрыть бреши в репертуаре. И, с учетом динамики роста качественного российского контента к 2025 и уж точно к 2026 году, нелегальный прокат полностью изживет себя, подобные релизы уже зарабатывают с каждым разом все меньше без маркетинга и рекламы», — добавляет Воронков.
Согласно данным ЕАИС, в 2024 году на российских экранах «демонстрировалось» 36 короткометражных лент, которые заявлялись в качестве предсеансового обслуживания голливудских блокбастеров, и по России число кинотеатров, включающих их в свой репертуар, варьировалось от месяца к месяцу. Точное количество площадок, нелегально работающих с голливудскими новинками, по всей России посчитать невозможно, часть из них не предоставляла данные по сборам в ЕАИС, но, по подсчетам ПрофиСинема, только в Москве в 2024 году в среднем около 45 кинотеатров демонстрировали нелегальный контент.
Один или несколько из 36 короткометражных фильмов почти на каждом уикенде 2024 года попадали в Топ-10 российского проката, что сигнализировало о появлении голливудских новинок в теневом прокате.
Всего на российские экраны в 2024 году нелегально вышло более 40 иностранных фильмов, самыми посещаемыми из которых стали «Дэдпул и Росомаха», «Дюна 2», «Кунг-фу Панда 4», «Фуриоса. Хроники Безумного Макса», «Головоломка 2», «Гадкий я 4», «Чужой: Ромул», «Веном 3», «Гладиатор 2» и «Моана 2». Однако их сборы, как отмечают эксперты, продолжают неуклонно снижаться, даже по сравнению с 2023 годом, не говоря уже о недостижимых результатах легального проката, которые были на порядок выше.
По словам анонимного источника, в этом году «пиратские релизы очень долго "раскачиваются", так как они не получают практически никакой рекламы, и, соответственно, зрители узнают о них на второй или третьей неделе проката, если вообще узнают».
Большинство представителей кинотеатров отмечают, что работают с нелегальными фильмами «вынужденно и предпочли бы вообще не связываться с пиратами», если бы хватало топового российского контента на каждый уикенд. Лето было особенно провальным, российские продюсеры так и не научились работать в этот сезон, который никогда не пугал мейджоров. Поэтому количество кинотеатров, работающих с нелегальным контентом выросло, а к зиме, когда расписание кинотеатров пополнили отечественные блокбастеры, опять стало меньше.
«Проблемным этапом остался летний сезон, прежде всего период с июля по конец сентября. Нормального российского рабочего кассового репертуара нет. Основные драйверы года — январские релизы. Без альтернативного проката летом — беда. Непонятна проблема с легализацией альтернативного контента. На мой взгляд, это уже история про двойные стандарты, при желании которые легко можно было бы урегулировать. Проекты были. Но почему-то именно на этом рынке они зависли. На мой взгляд, по причине продюсерского лобби. Кассовых картин пока не хватает, и это признает Министерство. Но пока идут только разговоры — теперь уже про 2027 год и далее: нарастят, научились и т.д. Однако все это в том числе за счет показчиков, к которым отношение пока не меняется. Продюсеры — творческая элита, кинотеатры — лавочники. Пока другого отношения не вижу. Много проблем с финансовыми инвестициями в переоборудовании кинотеатров. Кредиты за 40%, а все подушки января уходят на поддержку летнего периода. Рост выручки за счет повышения среднего билета, но не посещаемости — тревожный знак. На мой взгляд, кинотеатры — единственное бюджетное развлечение сейчас для многих людей. И если фильм интересует, люди деньги тратят. Поэтому заниматься контентом следует качественнее и жестче. И прекратить питать миф про то, что зрители не ходят в кино летом», — рассказывает ПрофиСинема исполнительный директор сети кинотеатров Киноплекс Юлия Солдатова.
Представители кинотеатрального сообщества считают главной проблемой даже не нехватку качественного и потенциально кассового контента, а неравномерное распределение этого контента по году, как правило, концентрация его на новогодних праздниках — «то пусто, то густо» — «горизонт планирования выстраивать практически невозможно, а про долгосрочное планирование можно и вовсе забыть». Уход от прямого конкурентного давления значительно бы повысил эффективность работы на рынке некоторых проектов.
«В этом году, как обычно, пытались работать с тем, что есть, и поэтому летние месяцы вновь провалились. Фильмов вроде много, но сборов мало. Конечно, все пытаются максимально занять праздничные даты из года в год, а в остальное время кинотеатрам приходится выживать», — отмечает управляющий директор по кинопрокату сети кинотеатров Монитор Елена Полянская.
Министерство культуры наконец осознало проблему и начало разрабатывать программу поддержки фильмов, релизы которых запланированы на летние месяцы. В ноябре министр культуры Ольга Любимова отметила, что было принято решение о возможности финансирования продолжений наиболее «зрительских» картин за счет безвозвратных средств при условии выхода в прокат в период с 1 июня по 15 августа: «Эта мера будет способствовать формированию наиболее равномерного релизного графика в будущем».
«В этом году в очередной раз подтвердилась неприятная для кинопоказчиков тенденция: как только идет отток зрителей из кинотеатров — из-за провисания в репертуаре, перепадов с релизами или недостаточно привлекательного контента — потом их вновь вернуть очень сложно. Поэтому важно наладить постоянный поток зрителей, приучать их к перманентному наличию качественного контента в кинотеатрах, — отметила директор по репертуарному планированию сети кинотеатров АСкино Анастасия Герасимова. — В этом году было немало хороших релизов, однако многие из них не оправдали ожиданий. Среди неожиданно приятных успешных релизов года — "Мастер и Маргарита" и "Граф Монте-Кристо" — узнаваемые зрителем экранизации, которые в итоге хорошо сработали, а также хорроры "Субстанция" и "Ужасающий 3". Если у фильма есть реклама, но нет хорошего "сарафана", то релиз вряд ли сработает, и покинет большие экраны спустя пару недель. Радует и воодушевляет то, что семейное кино и фильмы ужасов работают всегда, и кинотеатрам их хватает».
Кинотеатральный сегмент также возлагает большие надежды на наращивание оборотов российского кино, потому ожидать, что зарубежные мейджоры вернутся в ближайшие годы, бессмысленно. Уже начало 2025 года ознаменуется выходом таких масштабных релизов, как «Волшебник Изумрудного города», «Финист. Первый богатырь» и «Василий».
В контентных полях
Существенный рост кинопроизводства обеспечен как успехами российского кино в кинотеатрах, так и увеличением государственных инвестиций. В текущем году бюджет Фонда кино составил 9,4 млрд рублей — эта цифра оказалась больше значения 2023 года почти в 1,5 раза. По мнению председателя совета Фонда кино Владимира Толстого, именно 2024 год должен был стать ключевым с точки зрения наращивания темпов производства национального контента.
Впрочем, в 2025 году массовое кино будет поддержано еще активнее: бюджет Фонда кино вырос до рекордных 10,2 млрд в 2025-2027 годах. Субсидия Министерства культуры, напротив, осталась практически неизменной — в 2025 году она составит 4,192 млрд рублей против 4,027 млрд в уходящем году.
Зародившийся еще в эпоху пандемии тренд на сказки получил новый виток в 2024 — из 10 фильмов, собравших самую большую кассу текущего года, пять относятся именно к этому жанру. В 2021 году на питчинге Фонда кино Константин Эрнст отмечал: «Люди больше не хотят смотреть фильмы-катастрофы, у них вообще идет отрицание негативного материала. Я думаю, что интерес продюсеров к этому жанру — значительное заблуждение периода стабильности, когда всем хотелось посмотреть что-нибудь страшное».
С дальнейшим усугублением кризиса, эскапизм в российском кино обретал все бОльший масштаб: в последние три года количество сказок в отечественной индустрии выросло значительно. Сейчас в производстве находятся «Горыныч» (СТВ), сиквел «Волшебника изумрудного города» (Централ Партнершип), «Чебурашка 2», «Как Иван в сказку попал» и «Буратино» (ТриТэ), «Приключения Старика Хоттабыча» и многие другие сказочные проекты. У компаний-лидеров появился опыт производства этого жанра, они научились создавать подобные проекты быстро. К примеру, производственный цикл фильма «Бременские музыканты» (ТриТэ), одного из чемпионов проката текущего года (кассовые сборы 3 млрд рублей) занял всего год, и именно к этому опыту апеллировали режиссер Алексей Нужный и продюсер Леонид Верещагин, питчингуя новый проект «Как Иван в сказку попал». Аналогичным образом выстраивается и контент-план СТВ: с момента триумфа «Конька-Горбунка» (2021, кассовые сборы 1,2 млрд рублей), компания регулярно выпускает сказочные блокбастеры — «По щучьему велению» (2023, 2,5 млрд рублей), «Огниво» (2024, 1,2 млрд рублей).
Кроме того, заявляются уже не отдельные проекты, а киновселенные — все чаще продюсеры представляют сразу франшизу: сиквелы, приквелы, спин-оффы. Одним из примеров работы с киновселенной стал проект «Весельчак У» (Водород 2011), спин-офф фантастического хита текущего года «Сто лет тому вперед». Заметим, что заявленный бюджет картины — 1,3 млрд рублей — отражает инфляцию в кинопроизводстве: на протяжении последних нескольких лет. Бюджет картины «Мастер и Маргарита» (1,2 млрд рублей) был рекордным в отечественной киноиндустрии; теперь подобные цифры становятся более обыденными для проектов компаний-лидеров.
Среди студий, не получающих поддержку в Фонде кино, необходимо выделить Кинокомпанию братьев Андреасян, которые за четыре года 2022-2025 создали киновселенную «Манюня», где каждый следующий фильм собирает больше предыдущего за счет эффекта франшизы. И сейчас студия работает еще над несколькими франшизами.
Другой особенно востребованный жанр — фантастика, тренд на которую зародился уже в разгар кризиса. На подходе «Кракен» (ТриТэ), «Космическая собака Лида» и «Девятая планета» (СТВ), «Крысолов» (Арт Пикчерс Студия) и другие. Производственный цикл картин этого жанра на данный момент значительно длиннее, чем у сказочных, и занимает в среднем около 3 лет: по этой причине фантастический бум ожидает зрителей значительно позже.
Многие проекты так или иначе апеллируют к чувству ностальгии, переосмыслению советской классики или фольклорного материала, что, с одной стороны, подчеркивает общий кризис идей, а с другой способствует существенной экономии времени, которое потребовалось бы на разработку оригинальных сюжетов. Другой ключевой тренд текущего кинопроизводства — переосмысление классики, в контексте которого нельзя не упомянуть проект «Онегин» Сарика Андреасяна, вызвавший множество споров, и вышедшую на стриминговом сервисе Кинопоиск модернизацию «Преступления и наказания».
Уже в начале 2025 года в широком прокате появится потенциальный блокбастер от Централ Партнершип — «Пророк. История Александра Пушкина». Судьба еще одного классика — Михаила Лермонтова — получит сразу две экранизации: над одной работает Бакур Бакурадзе, над другой — компания Стар Медиа Дистрибьюшн. В некотором роде подобный интерес к классике не удивителен — экранизация произведений русской классической литературы является одним из приоритетных направлений поддержки кино. Однако напомним, что биографическая драма о Сергее Есенине, снятая Климом Шипенко, уже много лет находится «на полке». Эту печальную статистику пополнил еще один проект о поэте, но уже современном — фильму «Рыжий» Семена Серзина, премьера которого состоялась на Фестивале Маяк в 2023 году, было отказано в выдаче прокатного удостоверения за два дня до кинотеатрального релиза.
Субсидия Институту развития интернета в 2025 году составит 25,3 млрд рублей, что существенно превышает 18 млрд, полученных ИРИ от государства в 2024 году. Напомним, что в 2024 половина средств ИРИ была направлена на производство сериального контента.
С точки зрения контента, по мнению Института развития интернета, в будущем жанр сказки уступит место фэнтези, а мультиформатных историй и проектов смешанных жанров станет больше. Также усилится тренд на обращение к национальной культуре и ее переосмыслению: с 2024 года авторы начали все чаще интересоваться малоизученными периодами истории и менее известными героями.
Среди игровых сериалов, поддержанных ИРИ в этом году — проект по мотивам произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом», исторический сериал «Князь Андрей» о великом князе Владимирском Андрее Боголюбском, сказочный сериал «Лукоморье» по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», современная интерпретация советской классики «Москва слезам не верит» и другие.
При этом, несмотря на существенное увеличение господдержки, к осени текущего года российские онлайн-кинотеатры сократили выпуск оригинальных сериалов на треть. Снижение выпуска собственных сериалов в сервисах объясняется существенным ростом издержек производства. Онлайн-кинотеатры стали строже подходить к выбору оригинальных проектов и теперь фокусируются на крупных премьерах.
Фестивальные дневники в России и в мире: русский след, скандалы, расследования
С точки зрения глобальной фестивальной повестки можно констатировать, что единой политической позиции у крупных мировых европейских смотров по поводу «русских» фильмов нет. Все по-прежнему зависит от конкретных менеджеров, конкретных ситуаций и конкретных фильмов. Тотальной отмены русской культуры в мире не было и нет.
В этом году в конкурсе Канн была показана картина «Лимонов, баллада об Эдичке» — первый полностью международный проект Кирилла Серебренникова, произведенный в Италии, Франции, Испании. Байопик о нетривиальном, великом и ужасном русском писателе априори не мог вызвать однозначную массовую реакцию — его фигура слишком одиозна и соткана из противоречий. Отчасти поэтому картина во многом осталась непонятной для иностранного зрителя, в то время как на российскую премьеру фильму рассчитывать не приходится. В обозримом будущем нас ждет целый ряд картин, снятых русскими режиссерами в эмиграции: на данный момент в США над своим первыми англоязычными проектами работают Кантемир Балагов, Кирилл Соколов, а также Андрей Звягинцев.
В то же время триумфатором Канн стала мелодрама Шона Бейкера «Анора», значительная часть сцен в которой снята на русском языке. Главные роли в проекте исполнили Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, и если первый уже был известен зарубежной публике по фильму «Купе №6», то второй оказался настоящим мировым открытием — зарубежная пресса пестрила заголовками о новом таланте — русском Тимоти Шаломе. Затем стало известно, что Эйдельштейн присоединился к касту «Мистера и миссис Смит» — сериала от Amazon. Вслед за Каннами, «Анора» отправилась дальше по престижным кинопремиям, собрав множество номинаций и наград — эксперты отмечают, что картина является главным фаворитом оскаровской гонки. Юра Борисов номинирован на десяток престижных премий и уже начал получать награды как лучший актер второго плана, например, от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. В середине декабря стало известно, что Борисов оказался первым российским актером-номинантом на Золотой глобус.
В Венеции же, напротив, русский след вызвал скандал — показы для прессы и представителей индустрии грузинской драмы «Антиквариат», съемки которой отчасти проходили в России, были неожиданно приостановлены. Сюжет «Антиквариата» основан на истории депортации тысяч граждан Грузии из России в 2006 году, в числе которых была и режиссер фильма Русудан Глурджидзе. Многие увидели в событии политическую подоплеку, однако, в сущности, вопрос касался авторских прав на произведение.
Международный Шанхайский кинофестиваль традиционно обращает внимание на фильмы российского производства, и этот год не стал исключением — приз за лучшую режиссуру получила картина Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе».
Роттердамский кинофестиваль тоже нередко отбирает отечественные картины: в 2023 году в смотре участвовала драма Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет», а в 2024 — в конкурсной секции дебютов Bright Future был показан полнометражный фильм выпускницы МШНК Томы Селивановой «Пепел и доломит». В 2025 году в той же секции примет участие новая российская картина «На этой земле» — дебют режиссера Ренаты Джало, спродюсированный кинокомпанией Алексея Учителя РОК. Премьера картины состоялась на кинофестивале Маяк в уходящем году.
В нескольких конкурсных программах португальского международного фестиваля независимого кино IndieLisboa приняли участие сразу три отечественных проекта — уже упомянутый выше фильм Томы Селивановой «Пепел и доломит», а также неигровая картина «Пиблокто» Анастасии Шубиной и Тимофея Глинина и анимационная лента «Хармс» Светланы Андриановой.
На внутрироссийском фестивальном рынке также не обошлось без скандалов: практически каждый крупный отечественный фестиваль внезапно «терял» из своей программы фильмы после объявления конкурса. Опасная тенденция, начавшаяся со снятия фильма Александра Сокурова «Сказка» из программы фестиваля Каро.Арт в 2023 году, получила новое развитие: из программы фестиваля Дух огня пропала картина «Исчезнувший велосипедист» Юрия Муравицкого; фестиваль Окно в Европу лишился картины «За нашим домом сад» — дебютной ленты Антона Нефедова с Надеждой Михалковой в главной роли; фестиваль Короче «потерял» картину «СЛОН» дебютантки Маруси Фоминой; Lendoc Film Festival остался сразу без двух неигровых картин — «Край ночи» Андрея Натоцинского и «Здесь выживут только сарлыки» Светланы Стасенко.
Стоит отметить, что у некоторых фильмов имеются прокатные удостоверения, но в новой реальности даже это не гарантирует картине открытый публичный показ. От официальных комментариев пресс-службы кинофестивалей, как правило, отказываются, либо неловко ссылаются на незавершенность картин, что затем опровергают режиссеры.
Об истинных причинах «пропаж» остается лишь догадываться: и если в одних случаях фестивальные кураторы анонимно рассказывают ПрофиСинема о неожиданных «доносах» в вышестоящие инстанции на авторов фильмов, то в других — дело касается исключительно сюжетов картин.
Не остались без внимания и сериалы — «Бар "Один звонок"» с Данилой Козловским в главной роли пропал из программы Нового сезона. А вот сериал «Безбашенная» от платформы Kion не участвовал в крупных фестивалях, однако его создатели провели масштабную премьеру в кинотеатре Художественный, после чего проект «исчез» из всех анонсов стримингового сервиса.
Коллаборации и расколы
Общеполитическое движение в сторону Азии находит свое отражение и в киноотрасли — президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин поручили подготовить меморандум о развитии совместного российско-китайского кинопроизводства. Пока детали будущего документа не уточняются, впрочем, индустрия реагирует на интенцию положительно: дальневосточные кинокомпании давно мечтают наладить диалог с Китаем в силу логистических и экономических особенностей региона.
Другая культурная инициатива уходит корнями в 2022 год — тогда Никита Михалков предложил создать Евразийскую киноакадемию и учредить одноименную премию к 2025. В этом году Михалков вернулся к предложению, дополнительно подчеркнув, что Российский оскаровский комитет утратил свою актуальность и должен быть упразднен. Первое вручение Евразийской премии, которая должна стать аналогом Оскара, запланировано на осень 2025 года, однако пока участие в ней подтвердил лишь Китай. Призы для лауреатов будут денежными: лучший фильм получит награду в $1 млн, а вознаграждения в остальных номинациях составят по $250 тыс. Осталось лишь понять, за чей счет банкет.
Переходя от континентальных инициатив к столичным, необходимо упомянуть о наметившемся сотрудничестве между ИРИ и Департаментом культуры Москвы: в планах — упростить оформление съемок в столице для создателей проектов при поддержке ИРИ, разработать совместные предложения по развитию кинематографии в Москве, оказывать друг другу экспертную поддержку.
Другая масштабная новость касается реконструкции Киностудии им. Горького, которая в 2023 году перешла в собственность Москвы: к концу 2025 года появится новый мощный производственный комплекс, который обойдется государству в 19 млрд рублей.
И если где-то прибыло, значит где-то убыло — созданный в 2023 году в Санкт-Петербурге международный кинофестиваль Пример интонации на этот раз был отменен. Организаторы надеются провести фестиваль уже следующим летом, что, однако, кажется маловероятным — фактически работа одноименного Фонда сейчас приостановлена. Учредитель Фонда, Александр Сокуров, планировал открыть новую мастерскую в Ереване — однако и этому замыслу не удалось осуществиться: спустя несколько дней после завершения вступительных испытаний стало известно, что запуск невозможен из-за «отсутствия диалога с руководством вуза».
«Кина не будет»: законы, запреты, отмены — что принес минувший год
2024 год продолжил тренд 2023 года, принятые законы существенно повлияли как на производство самого контента, так и его дистрибуцию. Если в прошлом году это был закон о запрете пропаганды ЛГБТ*, то в этом — о запрете пропаганды чайлдфри и наркотиков в кино. Началась разработка законопроекта о запрете квадроберов.
В ноябре Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект о запрете публичной пропаганды отказа от деторождения (чайлдфри), который был внесен на рассмотрение в сентябре. Нарушение этого закона станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения фильмам. Также предусмотрены штрафы до 400 тысяч рублей для физических лиц, до 800 тысяч — для должностных лиц, до 5 млн рублей — для юридических.
Федеральный закон о запрете пропаганды наркотиков в кино, литературе, СМИ и интернете вступит в силу 1 сентября 2025 года. Однако документ оговаривает, что произведения искусства и литературы не попадут под запрет пропаганды наркотиков, если это «составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла».
Если такие произведения уже находятся в публичном поле, они должны сопровождаться маркировкой о вреде для здоровья потребления наркотиков, а также о запрете незаконного оборота наркотических средств. За распространение произведений литературы и искусства с информацией о наркотиках с нарушением требований о маркировке предусмотрен штраф до 600 тысяч рублей.
Эксперты отрасли говорят, что причины, по которым зачастую выписываются штрафы за пропаганду ЛГБТ*, наркотиков, а также за маркировку 18+ не имеют четких критериев. На октябрьской конференции о ключевых трендах и перспективах развития рынка Медиабизнес спикеры отметили, что данные законы накладывают большую ответственность и нагрузку на бизнес, так как «весь контент приходится отсматривать в ручном режиме», и даже в таком случае штрафов бывает не избежать.
В мае на заседании Комитета Государственной Думы по культуре закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» было предложено дополнить понятием «социально значимый фильм» в целях «формирования в обществе патриотических и духовно-нравственных ориентиров посредством кино».
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Дмитрий Давиденко предложил включить в законопроект и порядок принятия решения об отнесении того или иного фильма к категории «социально значимого» — это нужно для создания экспертного совета, члены которого будут принимать соответствующее решение.
С 1 сентября изменилась процедура выдачи прокатного удостоверения, которое теперь предоставляется в виде выписки из регистра в форме электронного документа. Записью в Государственном регистре фильмов можно оформлять выдачу прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма, отказ в его выдаче (или отзыв), а также внесение каких-либо изменений. А возможность подавать заявление на прокатное удостоверение и удостоверение национального фильма в бумажном виде сохранилась.
Этот год оказался «богат» на отзывы и отказы в выдаче прокатных удостоверений. Не увидели больших экранов фильмы: уже упомянутый выше «Рыжий» Семена Серзина; показанный в рамках 77 Каннского кинофестиваля и рассказывающий о молодом бизнесмене Дональде Трампе «Ученик. Восхождение Трампа» Али Аббаси. Кинотеатральная сеть Киномакс также отменила планировавшиеся мероприятия по показу шоу «Подземелья Чикен Карри 28 "Чёрное небо вампиров"», в создании которого принимал участие юморист и телеведущий Александр Гудков.
Картине Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» о создании первой в истории организации спецназа бывшим премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем сначала было отказано в выдаче прокатного удостоверения, однако впоследствии оно все-таки получило разрешение на прокат и после майских праздников появилось на больших экранах.
В декабре стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, закрепляющий необходимость получения онлайн-кинотеатрами прокатных удостоверений, которые распространятся не только на оригинальный контент видеосервисов, но и на всю библиотеку платформ. А наличие в фильмах и сериалах «материалов, пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности, станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения».
Таким образом, онлайн-кинотеатры могут лишиться тысяч единиц контента, а также под угрозу попадут и все будущие инвестиции.
«Мы выступаем против этой инициативы, потому что этот закон вводит для аудиовизуальных сервисов (АВС) разрешительный порядок публикации контента, который крайне плохо подходит для объемов и динамики пополнения наших каталогов. Регулирование АВС идентично регулированию СМИ, а показ фильмов по телеканалам освобожден от требования в получении прокатных удостоверений. Это произошло в 2018 году, между прочим, по инициативе Правительства РФ. АВС, как и телеканалы, по закону обязаны следить за содержанием контента, и мы опираемся ровно на те же критерии, по которым нас проверяет Роскомнадзор и на которые опираются сотрудники Минкультуры, принимающие решение о выдаче или отказе в выдаче прокатного удостоверения. Эти нормы совпадают дословно. Различается только порядок. Разрешительный порядок — с выдачей прокаток — был придуман 30 лет назад для весьма ограниченного применения в офлайне и совершенно не подходит для регулирования цифровых платформ», — комментирует данную инициативу генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин.
18 декабря Госдума завершила осеннюю сессию, и рассмотрение законопроекта в первом чтении состоится не раньше января, в это время, по словам Бырдина, ведется работа по сбору всех замечаний, аргументов и фактуры в обоснование своей критической позиции и для диалога с авторами законопроекта.
К положительным изменениям в законотворческой сфере можно отнести принятие в июле закона о развитии креативных индустрий, а также разработку в этом же месяце стандартов продвижения экологической повестки в отечественном кино.
Первый документ не только посвящен основам правового регулирования отрасли «как базового сектора креативной экономики» и устанавливает условия деятельности и господдержки субъектов креативных индустрий, но и предполагает создание креативных кластеров. Также закон наделяет большими полномочиями региональные власти, которые смогут определить важные для себя индустрии, расставить акценты и определять меры их поддержки.
За экологическую инициативу в российском кино отвечает Российский экологический оператор (РЭО), который отметил, что, согласно анализу, в киноиндустрии такие тренды, как осознанное потребление и экологичный образ жизни, практически не отображены. Эксперты РЭО будут совместно с кинематографистами формулировать темы и подбирать понятные для широкой аудитории сообщения.
***
Несмотря на общее кризисное состояние российской экономики, рост цен на кинопроизводство и кинобилеты, а также на сомнительные законодательные инициативы, государство всерьез намерено наращивать объемы контента. Но пока, к сожалению, одна рука лечит, а другая — калечит.