Работа режиссеров и сценаристов в Европе: авторы в полном метре, исполнители на SVOD
Европейская аудиовизуальная обсерватория исследовала распределение функций режиссера и сценариста в европейском кино за период с 2015 по 2021 годы. Аналитики подсчитали, какая доля авторов совмещает эти роли, а какая — придерживается своей конкретной специализации. Кроме того, ЕАО предоставили данные по распределению занятости авторов в кинотеатральных и стриминговых проектах.
Занятость режиссеров и сценаристов, распределение функций между ними, распределение авторов между разными отраслями киноиндустрии отражают и состояние кинематографа в целом, динамику и вектор его трансформации. Портал ПрофиСинема предлагает вашему вниманию основные выдержки из исследования ЕАО.
С 2015 по 2021 годы в Европе были активны 29 734 сценариста и режиссера. Из них 49% занимались только написанием сценариев. Среди оставшихся — 27% писали и режиссировали, 24% выступали только постановщиками.
Также из 29 734 сценаристов и режиссеров 55% были задействованы лишь в производстве полнометражных кинотеатральных фильмов, 36% работали только на телевизионных или SVOD-проектах, в обоих сферах трудилось только 9% творцов.
В европейском кино продолжает доминировать так называемая «авторская» модель: среди всех сценаристов, работавших над фильмами, 47% писали только для собственных картин, где они выступали и в качестве режиссера. Сфера ТВ/SVOD отличается большей утилитарностью и разделением труда: лишь 8% сценаристов телевизионных и стриминговых игровых проектов писали сценарии исключительно для самих себя в качестве постановщика.
О крене кинотеатрального кино в сторону «авторской» модели говорит и средняя численность создателей одного фильма. С 2015 по 2021 год средний европейский сценарист работал на 1,3 лентами. Над одной лентой трудились в среднем 1,8 сценаристов (включая сценаристов-режиссеров).
Иная ситуация — в сфере ТВ/SVOD. Здесь один сценарист с 2015 по 2021 годы работал в среднем над 1,9 проектами; а один проект писали в среднем 4 автора.
При том, что работа сценаристов в ТВ/SVOD сегменте носит более «конвейерный» характер, в этой сфере авторов задействовано меньше, нежели в полнометражном кино: с 2015 по 2021 годы ЕАО выявило 10 250 активных сценаристов телевизионных и стриминговых проектов против 14 200 сценаристов кинотеатрального полного метра. Однако и это соотношение постепенно меняется в пользу стримингов. С 2020 года наблюдается небольшое, но устойчивое падение числа киносценаристов и такой же — медленный, но четко заявленный — рост сценаристов для ТВ/SVOD сегмента.