Сценаристы. Игра на выживание в отрасли
В последние годы в связи с высоким запросом на контент от стриминговых платформ все больше обостряется проблема нехватки качественных сценариев. Почему продюсеры не могут найти нужный материал в сотнях заявок, которые рассылают сценаристы? С какими проблемами сталкиваются авторы при общении с кинокомпаниями? Результаты исследования «Как сценаристу найти работу» отвечают на эти и другие актуальные вопросы.
В социологическом исследовании, проведенном в июне 2022 года сайтом Justscript.net, приняли участие 158 сценаристов, от 18 до 65 лет, как профессионалы, так и новички, проживающие в небольших городах и в городах-миллионниках.
Согласно данным, менее 11% всех работающих сценаристов могут похвастаться тем, что зачислены в штат компании. И даже работая в штате, половина из них указала, что параллельно пытается подрабатывать как фрилансеры.
Формат работы
Сценаристы – крайне незащищенная часть работников киноотрасли. Мало кто может мечтать об оплачиваемом отпуске или выплатах социального страхования в случае временной нетрудоспособности.
Возраст сценаристов, работающих на фрилансе
На фрилансе находятся не только самые молодые авторы, но и их зрелые коллеги, которые так же вынуждены постоянно искать работу. Примечателен факт, что 6% респондентов сообщили, что у них есть сценарный агент. Институт сценарных агентов не слишком развит в российском кинобизнесе. Агентств, делающих подобную работу, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но еще более интересным показалось то, что только 1% опрашиваемых указал среди основных каналов поиска работы своего сценарного агента. То есть только в одном случае из шести сценарный агент справляется со своей основной функцией.
Сценаристы, говоря о поиске работы, отмечали различные каналы, которыми пользуются. Лидером по количеству ответов были «профильные группы в социальных сетях» – почти 54%. На втором месте «поиск через друзей-знакомых» – 50%, на третьем – «сайты, на которых собрана информация о питчингах и конкурсах» – 49%.
Рассылкой своих работ и резюме по продюсерским компаниям занимается каждый третий сценарист – 34%, а простыми сайтами по поиску работы пользуются 28% респондентов. Еще 24% пытаются искать работу через получение знаний на курсах сценарного мастерства, а 19% откапывают в записных книжках контакты своих бывших преподавателей и делают это через них.
Те респонденты, которые пользуются специализированными интернет-площадками, особо отметили следующие из них: http://www.screenwriter.ru - 26,6 %, https://storygo.ru - 18,4 %, https://skriptr.ru - 9,5 %, https://movieup.ru - 8,9 %, https://www.blcklst.com - 7,6 %.
Также были упомянуты www.fiverr.com, www.inktip.com, https://radar.film/ru, https://assist.video, https://reelsource.ru/https://www.tmwr.ru/ и https://propero.ru
Отечественные сценаристы наряду с российскими площадками рассматривают и западные аналоги. Это говорит об их интересе и открытости к международному рынку.
Наиболее болезненная тема – взаимодействие сценаристов с их непосредственными работодателями. Качество общения с продюсерами сценаристы оценили на 5 баллов из 10. Хотя 10% при этом признались, что вообще не имели опыта личного общения с продюсерами, а значит, негативная оценка была дана под воздействием общего фона.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются сценаристы при общении с продюсерами / продюсерскими компаниями
К приведенным ответам также добавляется и опасение авторов, что компании вообще не заинтересованы в приглашении сценаристов без подтвержденной фильмографии, поэтому шансы начинающих сценаристов приравниваются к нулю. Такой точки зрения придерживаются 57% респондентов.
Анализируя каналы поиска работы и их эффективность, респонденты не всегда давали коррелирующие ответы. Так, 50% отметили, что поиск работы «через друзей-знакомых» наиболее эффективный, и именно этим способом они предпочитают пользоваться. Тем не менее, отвечая на вопрос «основные проблемы, с которыми сталкиваешься при общении с продюсерами» 33% указали тот факт, что «продюсеры зовут в проекты только своих». Очевидна асимметрия в восприятии процесса взаимодействиями между этими двумя группами и разочарование от невозможности попасть в круг «знакомых» или «друзей-знакомых».
Данные исследования предоставлены платформой www.justscript.net
– новой площадкой в русскоязычном интернете, на которой производители видеоконтента находят сценаристов для своих проектов.