Общественное вещание переживает непростые времена
ПрофиСинема продолжает серию публикаций о результатах исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory.
В этом материале речь пойдет о положении общественного вещания в Европе: рассматривается динамика выручки подобных сервисов, их доля аудитории, а также сравниваются показатели по странам.
Доля аудитории общественного вещания снижается
Общественное вещание теряет среднюю долю на рынках Европы. С 2013 по 2018 годы она сократилась на 4 процента. По странам Европейского союза этот показатель снизился на 0.2%.
Сервисам общественного вещания, как и их коммерческим соперникам, приходится приспосабливаться под новые реалии рынка, в первую очередь - под нарастающую фрагментацию публики, связанную с увеличением числа каналов цифрового ТВ. Изменения вкусов и предпочтений зрителей обусловлены растущим уровнем потребления видеокотента через стриминговые платформы. Этот фактор затрудняет сохранение аудитории.
Различие объемов финансирования — ключевой фактор, объясняющий, почему доля аудитории европейских сервисов общественного вещания в 2018 году варьировалась от 5% до более 70% с наиболее заметной разницей между Скандинавией и некоторыми балтийскими и восточноевропейскими государствами.
Средние показатели выручки общественного вещания демонстрируют стагнацию
В 2018 году общая операционная прибыль сервисов общественного вещания в 38 странах, информация по которым была доступна Европейской аудиовизуальной обсерватории, составляла 35.84 млрд евро. 93% общего дохода приходилось на организации из 28 стран-членов ЕС. Крупнейшие бюджеты сервисов общественного вещания были в Германии (на эту страну приходилось 28% выручки по ЕС), Великобритании (20%) и Франции (14%). Их совокупная выручка составила в 2018 году 20.8 млрд евро — 63% от общей выручки подобных сервисов ЕС.
Третий год подряд инфляция опережала темп среднего роста годовой выручки сервисов общественного вещания, который по состоянию на 2018 год составлял 0.9% в странах ЕС (280 млн евро в денежном выражении) и 0.2% или 36.47 млн евро во всех европейских странах. Таким образом, в ЕС, за исключением Германии, наблюдалось отсутствие роста данного рынка и падение (-0.9%) в странах, информация по которым была доступна Европейской аудиовизуальной обсерватории.
Что касается отдельно взятых европейских стран, более половины из них показали рост выручки ниже темпов инфляции в 2017-2018 годах, либо ее падение. Наибольшее снижение данного показателя продемонстрировали Мальта, Турция и Болгария.
Выручка общественного вещания в разных странах различается не только в абсолютном выражении, но и в размерах поступлений с каждого жителя. Для швейцарской организации SSR-SRG этот показатель в 2017 году составил 170.6 евро, для датской DR — 168.5 евро. Для сравнения, выручка общественного вещания с одного жителя составляет 4 евро в Грузии и 9.1 евро в Румынии — последняя страна демонстрирует самый низкий показатель в ЕС.
Снижение показателей выручки обусловлено проблемами с государственным финансированием и кризисом рекламы. Как правило, общественное вещание полагается именно на эти два источника средств, хотя и в разной степени: по состоянию на 2018 год в 28 странах ЕС госфинансирование составляло в среднем 77.8% ресурсов данных сервисов (78.3% в европейских странах вообще). Тем не менее, общественное вещание в Финляндии, Люксембурге, Швеции и Норвегии на 95% зависело от государства. Обратная ситуация наблюдалась в Польше и на Мальте — там данные сервисы получали менее 50% финансирования из государственных источников.
- Производство телевизионного контента как повод для консолидации европейских медиакомпаний
- Общественное вещание переживает непростые времена
- Американские компании доминируют на мировом медиарынке
- Сервисы видео по запросу в Европе: рост SVOD и перспективы AVOD
- Платные сервисы в России ищут способы увеличения выручки
- Рынок платного ТВ в Европе крайне неоднороден
- Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться
- Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте
- Экспорт сериалов и рынок аудиовизуальных сервисов в Европе и странах ЕС
- Экспорт европейских фильмов снизился в 2018 году
- Обзор каталогов VOD: соотношение фильмов и сериалов на TVOD- и SVOD-платформах
- Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие - одно из основных условий гранта
- Производство мини-сериалов в Европе растет большими темпами
- Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве
- Финансирование кино в Европе: основные источники - господдержка и вещатели
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса