Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие - одно из основных условий гранта
ПрофиСинема продолжает серию публикаций о результатах исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В этом материале речь об актуальных критериях предоставления грантов европейскими государственными фондами, об основных требованиях к ним и условиях выдачи.
Подавляющее большинство фондов одним из условий предоставления помощи называют наличие в проекте социо-культурного многообразия. Почти все фонды также хотят, чтобы были соблюдены критерии гражданства заявителей. Если претендент на грант является физическим лицом, условия как правило связаны с его гражданством и/или местом жительства либо постоянного пребывания. Если речь идет о юридическом лице, могут применяться различные требования, касающиеся места регистрации или гражданства руководителя или основных акционеров организации.
Условиями выделения гранта также являются обязательства продюсера выпустить аудиовизуальное произведение в кинотеатральный прокат или показать по телевидению, или распространить через VoD-сервисы, которые гарантируют, что у финансируемого продукта есть минимальный коммерческий потенциал. Большинство фондов требует, чтобы у поддерживаемых ими проектов — кинофильмов и телепродукции - имелись подтверждения предполагаемого кинотеатрального выпуска в стране, либо обязательства телеканала.
Кассовые сборы в кинотеатральном прокате предыдущих релизов продюсера как критерий для получения средств на будущие проекты, в большинстве случаев, используется для объективного расчета уровня финансовой поддержки наряду с фестивальным успехом для проектов авторского кино.
20,1% от всех грантов рассчитаны на то, что претендент на поддержку уже имеет бюджет или вложил собственные средства. В половине изученных финансовых схем были установлены четкие минимальные расходы в стране/регионе в виде доли от выделенной суммы (среднее значение - 109%, медиана — 100%). И только четверть фондов требовали минимальных расходов в регионе как доли от общего бюджета (соответственно 58% и 50%).
Из всех изученных схем финансирования только в 17% (в 13 странах) присутствовали обязательные критерии, связанные с гражданством актеров и членов съемочной группы. Обычно речь шла о ключевых позициях, таких как режиссер, сценарист или продюсер. Язык съемок, язык сценариев или язык, на котором была доступна окончательная версия продукта, регулировались в некоторых фондах в 20 странах. Этот критерий имеет особое значение там, где есть несколько региональных или государственных языков или языковые меньшинства.
Фонды большинства стран в своей деятельности особое внимание уделяют гендерному равенству и внедряют меры для его достижения. Наиболее распространенными их них являются мероприятия по сбору данных и мониторингу (в 14 странах), обучению (в 10 странах), интеграция гендерных аспектов в политику фондов (в 10 странах).
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2020 года):- Производство телевизионного контента как повод для консолидации европейских медиакомпаний
- Общественное вещание переживает непростые времена
- Американские компании доминируют на мировом медиарынке
- Сервисы видео по запросу в Европе: рост SVOD и перспективы AVOD
- Платные сервисы в России ищут способы увеличения выручки
- Рынок платного ТВ в Европе крайне неоднороден
- Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться
- Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте
- Экспорт сериалов и рынок аудиовизуальных сервисов в Европе и странах ЕС
- Экспорт европейских фильмов снизился в 2018 году
- Обзор каталогов VOD: соотношение фильмов и сериалов на TVOD- и SVOD-платформах
- Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие - одно из основных условий гранта
- Производство мини-сериалов в Европе растет большими темпами
- Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве
- Финансирование кино в Европе: основные источники - господдержка и вещатели
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.Дзен, Instagram, Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса