Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве
Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. Этот материал о выявленном гендерном дисбалансе среди режиссеров европейских фильмов - только 21% из них снимают женщины.
Анализ основан на выборке из 21054 игровых фильмов из Европы, произведенных в период с 2003 по 2017 год и выпущенных в кинотеатральный прокат (по крайней мере в одной европейской стране) в период с 2003 по 2018 год.
Всего лишь пятая часть европейских фильмов снята женщинами
Женщин среди всех режиссеров европейских фильмов - 2997, что составляет 21% от общего числа. Анализ показал, что женщины-режиссеры, как правило, работают над меньшим количеством фильмов, чем их коллеги-мужчины. Почти половина женщин-режиссеров сняли только один полнометражный фильм за исследуемый период (по сравнению с 40% мужчин-режиссеров) и только 30% работали более чем над двумя фильмами (у мужчин показатель - 39%).
Существенного увеличения доли фильмов, снятых женщинами, не произошло
В общей сложности только 17% игровых фильмов из выборки были сняты одной или несколькими женщинами, что соответствует 3618 фильмам. Мужчины-режиссеры работали над 16 789 картинами, что составляет 80% от общего количества. А 647 лент (3%) сняты режиссерами обоих полов.
Доля фильмов, снятых женщинами-режиссерами, за период с 2003 по 2017 год выросла лишь незначительно - с 15% в 2003 году до 19% в 2017 году. И этот рост обусловлен лишь увеличением количества документальных лент, снятых женщинами.
Однако между европейскими рынками наблюдаться значительные различия в показателях. Среди всех приведенных в выборке стран во Франции - наибольшее количество фильмов, снятых женщинами-режиссерами в период с 2013 по 2017 год - 307 картин. Этот показатель также достаточно высокий (в сравнении с другими странами) в Нидерландах (33%), Швеции и Латвии (31%), а также Норвегии и Австрии (29%).
Большинство фильмов, снятых женщинами, являются игровыми (65%), доля документальных лент за последние годы резко возросла, достигнув 42% в 2017 году по сравнению с 16% в 2003 году.
Кинотеатральная посещаемость фильмов женщин-режиссеров крайне мала
В общей сложности, на картины женщин-режиссеров приходится лишь 8% от всех проданных билетов на европейские фильмы в период с 2003 по 2017 год. Эта доля значительно ниже общей доли фильмов, снятых женщинами (17%). Одно из логичных объяснений этого несоответствия заключается в том, что женщинам-режиссерам обычно доверяют кинопроекты с более низкими бюджетами, чем их коллегам-мужчинам. А именно высокобюджетные фильмы в прокате получают большее количество сеансов, и, соответственно, проданных билетов.
В отличие от доли самих фильмов, не наблюдается последовательной тенденции к росту кинотеатральной посещаемости лент женщин-режиссеров уже в течение многих лет. Лишь в 2016 году был зафиксирован необычайно высокий процент проданных билетов на картины, снятые женщинами - 15%. Но и этому есть объяснение – в тот год кассовый успех был у британской комедии Шэрон Магуайр «Бриджит Джонс 3», на которую продали почти 18 миллионов билетов по всей Европе.
- Производство телевизионного контента как повод для консолидации европейских медиакомпаний
- Общественное вещание переживает непростые времена
- Американские компании доминируют на мировом медиарынке
- Сервисы видео по запросу в Европе: рост SVOD и перспективы AVOD
- Платные сервисы в России ищут способы увеличения выручки
- Рынок платного ТВ в Европе крайне неоднороден
- Европейская кинотеатральная инфраструктура продолжает расширяться
- Европейский аудиовизуальный рынок: диспропорции в размерах, структуре и росте
- Экспорт сериалов и рынок аудиовизуальных сервисов в Европе и странах ЕС
- Экспорт европейских фильмов снизился в 2018 году
- Обзор каталогов VOD: соотношение фильмов и сериалов на TVOD- и SVOD-платформах
- Финансирование кино в Европе: социо-культурное многообразие - одно из основных условий гранта
- Производство мини-сериалов в Европе растет большими темпами
- Гендерное (не)равенство: женщины–режиссеры в Европе в меньшинстве
- Финансирование кино в Европе: основные источники - господдержка и вещатели
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.Дзен, Instagram, Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса