Каково будущее высокочастотного кино?
В конце 2019 года в мировой прокат вышел фильм «Гемини» Энга Ли, снятый с частотой 120 кадров в секунду. Этот формат – высокочастотного видео (HFR) – появился не так давно, и его освоение происходит благодаря смелости режиссеров, экспериментирующих со зрительским восприятием, пользуясь возможностями, которые дает увеличение частоты кадров.
По мнению некоторых экспертов, появление высокочастотного видео (HFR) может вывести аудиовизуальные технологии на новый виток развития. Однако далеко не каждому профессионалу, работающему в киноиндустрии, известно какие изменения придут вместе с внедрением нового формата, и что, собственно, он из себя представляет.
Как известно, на впечатление от просмотренного фильма влияет не только то, что вы увидели, но и то, чего не заметили – проекция представляет собой не непрерывный поток, а отдельные кадры, появляющиеся на экране с определенной частотой. Это означает, что в условных «промежутках» часть информации неизбежно теряется.
Объем получаемой информации зависит от количества кадров в секунду. Чем оно ниже, тем активнее работает мозг, заполняя «пробелы»; движение картинки становится заметнее, она дрожит, становится нечеткой, появляется «замыленность». Однако единого мнения по поводу того, какая частота кадров секунду является оптимальной и до каких пределов стоит ее увеличивать, нет.
В новом формате – 48 кадров в секунду (fps) вместо эталонных 24-х снята трилогия Питера Джексона о хоббите. В 2016 году режиссер Энг Ли повысил ставки – его фильм «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» проецировался на экраны с невиданной частотой – 120 кадров в секунду. Его же «Гемини» – снят в том же формате, однако и для той, и для другой картины существуют копии, сделанные с частотой 60 fps в 4K.
Мнения кинозрителей по поводу того, как увеличение частоты кадров в секунду влияет на изображение, разделились: в новом формате улучшается четкость и детализация, пропадает размытие и дрожание, однако многие считают, что повышенная четкость мешает восприятию. Многие критики полагают, что более чистая и четкая картинка заставляет выглядеть более искусственным действие на экране, а это как раз то, от чего необходимо уходить.
Негативная реакция зрителей на выход фильма «Хоббит» в формате 48 fps оказалась настолько бурной, что Питер Джексон добавил легкое размытие в двух сиквелах, чтобы снизить четкость изображения в отснятом материале. Фильм «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» можно купить в качестве с 60 fps в 4K, но даже с таким низким показателем (относительно оригинальных 120 кадров) трудно поспорить, что из-за повышенной частоты кадров изображение выглядит до боли искусственным.
Захват движения со скоростью 48, 60 или 120 кадров в секунду не оставляет простора для достраивания секвенций – работе, которую наш мозг привык делать при просмотре фильмов на экране. Решение этой проблемы – вопрос ближайшего будущего.
Вслед за производителями кинопроекторов, изготовители профессиональных экранов для кинозалов начали обновлять свои линейки в соответствии с техническими требованиями для новых стандартов показа. Одной из первых представила новые киноэкраны HFR Ready индийская фирма Galalite. В России их проекционные экраны можно купить у компании Power screen.
Зато для производителей телевизионного контента появление возможности увеличивать частоту кадров в секунду стало несомненным плюсом. Такое видео позволяет уловить мельчайшие детали. Когда речь идет о съемке реальности, не нужно беспокоиться о том, что движение выглядит искусственным.
Использование этой технологии прекрасно подходит для спортивной съемки, так как она в наибольшей степени страдает от потери промежуточной информации, которая неизбежно происходит при более низкой частоте кадров.
Отдел исследований и разработок BBC экспериментирует со съемкой спортивных событий с 2014 года. На канале транслировались Игры Содружества с частотой 100 кадров в секунду. В 2016 году на технологической выставке IFA в Берлине компания LG показала кадры игры в теннис и выступления легкоатлетов на двух OLED-телевизорах с частотой 100 и 120 кадров в секунду. В мае 2017 года LG подписала партнерское соглашение с европейской компанией SES в сфере спутникового вещания на трансляцию видео в 4K HDR с частотой 120 кадров в секунду.
Японская компания NHK будет транслировать Олимпийские игры 2020 года в Токио с разрешением 8K и высокой частотой с помощью камер Ikegami SHK-810 8K.
В ходе эксперимента с трансляцией Игр Содружества на телеканале BBC выяснилось, что только 5 % зрителей не увидели разницу или не были впечатлены новой картинкой. Также BBC поделилась, что специалисты Beeb получали около 9 Гб данных каждые 3 секунды. Им пришлось использовать одновременно 8 высокоскоростных SSD-дисков суммарным объемом 4 ТБ и передавать данные на компьютер по четырехканальному интерфейсу SDI со скоростью 3 Гб/с. Впрочем и телевизоров с возможностью отображения видео с частотой более 60 fps пока немного.
Поскольку стандарт HDMI (v2.0) позволяет передавать лишь 18 Гбит/с, этого хватит только для воспроизведения видео в 4K со скоростью до 60 кадров в секунду. HDMI 2.1 поднимает планку до 48 Гбит/с, 10 К и 120 кадров в секунду. Стандарт HDMI 2.1 используется многими производителями телевизоров, но все еще находится на начальном этапе развития и применяется в наиболее дорогостоящих устройствах.
Технология высокочастотного видео непременно сыграет огромную роль в будущем кино и телевидения. Ее активно используют многие голливудские кинематографисты, а потенциал в сфере телевидения огромен. Не совсем ясно одно: как скоро технология станет массовой.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса