Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 августа 2019 14:24

Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем

Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В статье проанализированы данные за 2017 год. Речь пойдет о тенденциях, характерных для европейского кинотеатрального рынка.

Количество кинотеатров в Европе продолжает расти

Число кинозалов в странах ЕС выросло на 2,0% по сравнению с предыдущим годом, и в 2017 году их общее количество составило 31 238, причем снижение показателя зафиксировано лишь в трех странах. Третий год межгодовой рост составляет более 1%, что говорит об окончании стагнации, продолжавшейся до 2014. Рост в основном обусловлен устойчивым расширением театральной инфраструктуры в ряде стран Восточной Европы, при этом в Эстонии зарегистрирован рост на 20,8%, далее следуют Венгрия (+7,1%), Чехия (+6,5%), Литва (+5,1%) и Словакия (+2,5%). Среди крупных западноевропейских рынков Италия показала рост на 2,0% по сравнению с предыдущим годом, а Испания сменила продолжительную негативную тенденцию на рост (+1,8%), Германия и Франция также продемонстрировали умеренный рост (1,4% и 1,2% соответственно).

европейские кинотеатры по странам

В Европе рост количества экранов в 2017 году был выше (+2,7%) за год, до 40 002. В основном это произошло за счет увеличения количества экранов в России (+9,7%) с 2016 по 2017 год. И наоборот, число экранов стабилизировалось в Турции после активного роста в течение прошлых лет (+30,2% с 2014 по 2016 год).

Общее количество онлайн-кинотеатров в ЕС в 2017 году оставалось стабильным по сравнению с 2016. Однако следует отметить, что кинематографическая инфраструктура в ЕС в разных странах сильно отличается. На европейском уровне количество сайтов выросло на 2,7% за 2016 год, благодаря высоким темпам роста в России, Испании и Турции.

киноэкраны в Европе

С 39 163 цифровыми залами уровень проникновения цифровых технологий в Европе к концу 2017 года достиг пика - 98,0%. Такой же уровень зарегистрирован в ЕС - 30 672 кинотеатров. За некоторыми исключениями процесс цифровизации близок к завершению в большинстве европейских стран: в 17 странах полностью , в 14 – более чем на 90%. Тем не менее, показатели ниже в четырех странах - Литве (82%), Греции (79%), Словакии (77%) и Чехии (51%), где процесс цифровизации еще продолжается.

Количество 3D-экранов в Европе после 2015 года росло медленно. В ЕС в 2017 году на 3D-экраны пришлось 47,5% цифровых экранов (14 565 шт), что на 1,2% больше, чем годом ранее. Доля 3D среди всех цифровых экранов была немного выше (50,0%) на европейском уровне с ростом на 2,7% - до 19 577 экранов. В значительной степени это произошло из-за устойчивого роста в России (8,5%) и Турции (8,1%).

Доля рынка европейских фильмов в ЕС незначительно увеличилась в 2017 году

В отличие от 2016 года, когда значительное увеличение числа зрителей американских фильмов привело к тому, что посещаемость кинотеатров в ЕС достигла самого высокого уровня с 2004 года, число проданных билетов на показы американских фильмов уменьшилось примерно на 16 миллионов в 2017 году. С одной стороны, это привело к общему снижению количества зрителей в ЕС, а с другой - к небольшому снижению доли рынка США, с 67,3% до 66,2%.

В 2017 году было зарегистрировано незначительное увеличение числа зрителей европейских лент, произведенных при поддержки американских студий, в то же время их доля на рынке увеличилась с 3,5% до 3,7%.

проданные билеты на фильмы по странам производства

Аналогичным образом, суммарное количество проданных билетов на европейские фильмы в ЕС также немного увеличилось, составив более 270 миллионов в 2017 году (+0,6%). На фоне сокращения общего числа зрителей в ЕС на 0,8% в 2017 году доля рынка европейских фильмов незначительно выросла с 27,1% до 27,4%. Эти цифры укладываются в среднестатистический интервал от 26% до 29%, на который приходится общее число проданных билетов на европейские фильмы в ЕС.

Европейские фильмы продолжали показывать хорошие результаты на нескольких национальных рынках, особенно во Франции (37,4%; топ-фильм: «Возьми меня штурмом»), Финляндии (27,0%; «Неизвестный солдат»), Германии (23,9%; «Зачётный препод 3»), Польше (23,4%; «Letters to Santa 3») и Чехии (22,2%; «Босиком по стерне»). Британские фильмы завоевали 37,4% рынка в 2017 году, что сделало Великобританию вместе с Францией снова двумя странами ЕС с самой высокой долей национального рынка. Британские независимые фильмы (без поддержки американских студий) составили только 9,6%.

Наконец, число зрителей фильмов из других стран увеличилось примерно на пять миллионов (+24%) в 2017 году, и доля таких фильмов на рынке выросла с 2,1% до 2,7%.

топ-20 фильмов в Европе по числу проданных билетов

По оценкам Обсерватории, более 5 700 европейских игровых фильмов были выпущены по крайней мере на одном рынке ЕС в 2017 году, и в совокупности на них было продано около 265 миллионов билетов, 69,7% (185 миллионов) из них - на внутренних рынках. Годом ранее показатель был выше - 187 миллионов (70,5%).

И наоборот, 80 миллионов (30,3%) билетов были проданы на европейские фильмы на ненациональных рынках ЕС, по сравнению с 78 миллионами (29,5%) в 2016 году.

Число проданных билетов и касса в ЕС стабильны

В 2017 году количество проданных билетов и кассовые сборы в странах ЕС оставались высокими третий год подряд. По оценкам Обсерватории, общее количество зрителей в ЕС составило 984,5 млн. Это снижение незначительно (-0,8%; - 7,6 млн. билетов) по сравнению с 2016 годом, и является вторым по величине показателем для проданных билетов, зарегистрированным в ЕС с 2004.

Как и в 2016 году, в 2017 количество зрителей в странах Европы разное: посещаемость кинотеатров увеличилась на 16 и снизилась на 8 рынках ЕС, осталась стабильной на четырех. С географической точки зрения, умеренное годовое снижение посещаемости кинотеатров в ЕС было вызвано главным образом значительным сокращением числа зрителей в Италии (-14,2 млн., -12,5%), а также сравнительно плохими показателями во Франции (-3,7 млн, -1,7%). Из пяти основных рынков ЕС только в Великобритании и Германии зарегистрировано увеличение посещаемости кинотеатров в 2017 году (+2,4 млн., +1,4% и +1,2 млн., +1,0% соответственно), в то время как количество проданных билетов достигло рекордных уровней в Польше ( +4,5 млн, +8,7%), Нидерландах (+1,8 млн, + 5,3%), Румынии (+0,8 млн, +6,5%) и Словакии (+1,0 млн, +18,1%).

посещаемость и сборы кинотеатров 2007-2017

Как и в 2016 году, суммарные кассовые сборы снизились на 0,2% в годовом исчислении, но остались выше 7 миллиардов евро третий год подряд (около 7,02 миллиарда евро в 2017). Без учета инфляции это третий по величине показатель за всю историю наблюдений. При средней по Европе цене билета, которая незначительно выросла на 0,5% до 7,13 евро, снижение сборов в 2017 году было вызвано небольшим снижением посещаемости кинотеатров.

Как и в предыдущие годы, в 2017 по сборам в ЕС доминировали американские фильмы, занявшие 19 строчек в ТОП-20. «Гадкий я 3» (32,6 миллиона билетов) был самым успешным фильмом в ЕС в 2017 году, после него идет экранизация анимационного фильма «Красавица и чудовище» (30,1 миллиона) и «Звёздные войны: Последние джедаи» (29,2 миллиона). Интересно, что только «Гадкий я 3» и «Красавица и чудовище» преодолели отметку в 30 миллионов билетов; ни один фильм не достиг этого порога в 2016 году.

топ-20 фильмов по числу билетов в ЕС

Семейная анимация заняла шесть строчек в ТОП-20. Среди самых успешных проектов - «Босс-молокосос» (18,8 млн. билетов), «Зверопой» (15,3 млн.), «Тачки 3» (11,5 млн.) и «Тайна Коко» (10,4 миллиона). Подтверждая еще одну устоявшуюся тенденцию, франшизы доминировали в рейтингах в ЕС в 2017 году, причем сиквелы, спин-оффы или ремейки занимали 16 строчек в ТОП-20 и 8 в ТОП-10.

Британская драма «Дюнкерк» была единственным неамериканским фильмом, попавшим в двадцатку лучших, с 17.3 миллионами проданных билетов. За исключением европейских фильмов, финансируемых американскими студиями, ни один европейский фильм не достиг планки в 10 миллионов проданных билетов в ЕС. Самый высокий показатель у британской семейной комедии «Приключения Паддингтона 2», ее посмотрели 9,2 миллиона зрителей.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Европейский телеконтент: кто производит и где смотрят
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке
Европейское телевидение теряет рекламу и не привлекает новых зрителей
Сервисы SVOD вытесняют домашнее видео
Выход Британии из Евросоюза: что потеряет каждая из сторон
Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама