Лунные гонки: «Аполлон 11» и другие фильмы о полете на Луну
20 июля исполняется полвека со дня высадки человека на Луне. 20 июля 1969 года знаменитый космический корабль «Аполлон-11» доставил Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза к поверхности спутника Земли. Это событие потрясло весь мир и нашло отражение в множестве произведений искусства. Вспомним, как кинематографисты задолго до 1969 года мечтали о путешествии на Луну, и как на большом экране была показана легендарная экспедиция Армстронга и других астронавтов.
Хроники путешествий
«Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса - самый известный его фильм и первая в истории кинофантастика, где были показаны, пожалуй, первые спецэффекты. Другой важный пример - «Женщина на Луне» (1929) Фрица Ланга, снятая по мотивам романа его жены Теа фон Харбоу. В отличие от Мельеса, Ланга и Харбоу интересовала возможность показать реалистичность полета, и немецкие кинематографисты в этом преуспели. Во многом Лангу помог главный технический и научный консультант картины, выдающийся австрийский инженер и энтузиаст ракетостроения Герман Оберт. Про Германа Юлиуса Оберта в России мало кто знает. Он, увлеченный идеей освоения космического пространства, в 1912 году, будучи шестнадцатилетним юношей, вывел знаменитую формулу К.Э. Циолковского, которую русский ученый открыл несколькими годами раньше. Оберт познакомился с трудами Циолковского только в 1925 году.
В 1917 году, первый в мире, Оберт сделал проект ракеты высотой 25 и диаметром в 5 метров, использующей в качестве топлива спирт, а в качестве окислителя - жидкий кислород, попадающий в двигатель при помощи насоса. Для стабилизации полета он предложил использовать гироскоп. Поэтому ракета, показанная Лангом в фильме, проработана на самом современном (на тот момент) техническом уровне. Ассистентом Германа Оберта на картине Ланга работал юный Вернер фон Браун. Тот самый Вернер фон Браун, который создал первую в мире баллистическую ракету, знаменитую Фау-2. После войны, переехав в США, он стал отцом – основателем американской космической программы и одним из создателей сверхтяжелой ракеты – носителя Сатурн – 5, которая использовалась для вывода лунных Аполлонов на околоземную орбиту.
О точности фильма Ланга говорит впервые показанный в кинематографе обратный отсчет перед стартом ракеты. Для режиссера это был просто художественный прием, но с развитием космонавтики обратный отсчет вошел в практику уже в реальном мире, как самый удобный способ управления стартом.
Важно отметить, что, несмотря на интерес писателей и кинематографистов к теме, в реальном мире освоение Луны и ракетно-космическую программу всегда двигала идеология и военные. Вернер фон Браун, с одной стороны, был величайшим ученым-изобретателем, а с другой, работал в условиях и реалиях Третьего рейха. В создании его аппаратов принимали участие узники фашистских концлагерей. Таким образом, путь человечества к Луне не обошелся без крови.
Первым проектом, в котором пытались более или менее серьезно описать то, как может выглядеть космическое путешествие, можно считать фильм Ирвинга Пичела и продюсера Джорджа Пэла «Место назначения - Луна» (1950). Идея принадлежала Роберту А. Хайнлайну, но от его романа «Ракетный корабль «Галилео»» в результате на экране мало что осталось. Интересно, что тут фактически предсказали мотивацию такого полета - космическую гонку с СССР. Вообще же в 50-60-е снималось много би-муви с названиями типа «Эксперимент Куотермасса» или «Оно! Ужас из космоса». Они были откликом на интерес аудитории к тому, что находилось за пределами Земли, и чем встреча с запредельным могла бы для нас обернуться.
В 1964 году в прокат вышла адаптация романа Герберта Уэллса «Первые люди на Луне», фильм, в плане антуража и эффектов, полный небывальщины, но романтичный и милый. Роман Уэллса адаптировали еще не раз. Так, в 1997 году появилась видеоверсия с Леонардом Нимоем в роли чудаковатого доктора Кейвора. А в телеварианте 2010 года эту роль сыграл Марк Гэтис.
Следующим этапом было уже совсем другое кино - «2001 год: Космическая одиссея» (1968). Главный фильм Стэнли Кубрика вышел всего за год до реальной высадки на Луну. Его успех - свидетельство не только исключительного таланта создателя, но и желания аудитории помечтать о космосе. После 20 июля 1969 года на экраны выходили очень разные фильмы, от чудесного китча «Луна 02» про то, как один астронавт поселился на Луне и собирал металлолом, до «Отрезанных от мира» Джона Стерджеса с Грегори Пеком и Джином Хэкманом об опасностях космоса. Эти несколько лет были временем небывалого энтузиазма аудитории и кинематографа. Появившиеся спустя всего несколько лет «Молчаливое бегство» Дугласа Трамбалла и «Солярис» Андрея Тарковского словно были сняты на какой-то совсем другой Земле.
Политическая ситуация в мире злила, пугала, шокировала. А когда общественность осознала реальные расходы на лунную программу, ее энтузиазм ослаб окончательно. Такие фильмы, как «Темная звезда» (1974) Джона Карпентера или «Козерог один» (1977) Питера Хайамса размышляли больше об абсурде и афере, чем об истинном величии задачи. В 1977 году вышел «Лунный гонщик» Льюиса Гилберта, самый фашистский и самый романтичный фильм бондианы. Но появление в приключениях агента 007 самого слова «Луна» и вообще космоса было обусловлено скорее успехом «Звездных войн», чем интересом к исследованию вселенной. Энтузиазм 60-х больше никогда не повторялся.
В 1971 году началась работа по программе Space Shuttle, первые челноки отправились в космос спустя десятилетие. Вышедший в 1983 году фильм Филиппа Кауфмана «Парни что надо» был посвящен летчикам-испытателям, чьи героические усилия конечно же способствовали успеху лунной миссии. Такого рода кино должно было возродить общественный энтузиазм, но этого не произошло. Критика у фильма была отличная, кроме того, он получил четыре Оскара. Но все это не имело отношения к кассе - фильм собрал всего 21 миллион долларов. Для сравнения, вышедший тогда же новый эпизод «Звездных войн» («Возвращение Джедая») собрал больше 23 миллионов уже в первый уикэнд.
В 1984 году появился сиквел фильма Кубрика, «Космическая одиссея 2010» Питера Хайамса, но он ни с какой стороны не сумел повторить успех своего предшественника, даже близко. В конце 80-х-начале 90-х более или менее систематически в прокате мелькало кино типа «Ловушка на Луне» или «Темная сторона Луны» про разнообразную инопланетную нечисть, которая подкарауливала выбравшееся за пределы родной планеты человечество - безумное, развлекательное, но не более того.
В середине 90-х наблюдался новый всплеск интереса к лунной теме. В 1995 году на экраны вышел «Аполлон 13» Рона Ховарда, драматическая история о неудачной лунной миссии. Снявшийся в главной роли Том Хэнкс тогда находился в зените славы - за год до «Аполлона 13» вышел «Форрест Гамп», а еще годом раньше «Филадельфия», Хэнкс получил свои Оскары и утвердился в статусе главной голливудской звезды эпохи. Вплоть до начала нового века самое разное кино подстегивало интерес к космосу, от удалого «Армагеддона» Майкла Бэя до очень неглупых «Контакта» Роберта Земекиса и «Космических ковбоев» Клинта Иствуда. Но это уже было совсем другое время. В 2010 году президент Барак Обама свернул лунную программу и планы NASA по созданию постоянной базы на спутнике Земли. А год спустя окончательно завершилась и программа космических челноков.
Хотя разумеется свежие фильмы о Луне и о полете к ней человека появлялись и появляются, и самые разные. Например, еще в 2005 году Алексей Федорченко получил приз венецианских «Горизонтов» за свое внежанровое нечто «Первые на Луне». В 2009 году вышла «Луна 2112» Дункана Джонса, ностальгическая фантазия о космосе и одиночестве. В 2011 - дизайнерский хоррор от продюсера Тимура Бекмамбетова «Аполлон 18» о том, почему человек больше не летает на Луну. А в 2012 - блестящая комедия Тимо Вуоренсола «Железное небо» о нацистах, которые спрятались на Луне, но планируют вернуться на родную Землю.
Головокружение
К 50-летию первого полета на Луну создан документальный фильм «Аполлон 11» Тодда Дугласа Миллера, хроника этого события и работы ЦУПа, уникальный, способный вызвать головокружение, имеющий на Rottentomatoes сокрушительный рейтинг 99%.
«Аполлон 11», как считает его режиссер Тодд Дуглас Миллер - это фильм о миллионе мелких деталей. Он создан из хроники, предоставленной Национальным архивом, уникального киноматериала и 11 тыс. часов аудиозаписей ЦУП. Пафос в кадре фигурирует (детские фото членов экипажа, звонок президента, «полет станет кульминацией…» и прочее бла-бла), но его немного. В основном этот фильм - удивительная возможность для зрителя почувствовать себя в шкуре тех, кто слетал на Луну и вернулся обратно. Испугаться, обрадоваться, может, даже заплакать.
Вот огромную ракету везут к месту старта. Вот астронавты под аплодисменты сотрудников ЦУПа отправляются к автобусу, который доставит их к ракете. А в это время техники спешно устраняют какую-то неполадку и докручивают гайки на высоте 60 м на этой невыносимо огромной конструкции, которая должна взлететь. Вот толпятся зрители со всей Америки, приехавшие сюда со своими фотоаппаратами поглазеть на старт и приобщиться к великому событию. Вот момент взлета и выхода на орбиту Земли - в IMAX всё вокруг гудит и дрожит, а на экране еще и горит. Погружение в ситуацию почти полное, даже если отдавать себе отчет в том, что все это было давно, а многие до сих пор считают, что и неправда. Эти трое летят себе (Армстронг: «О, у нас тут красивый вид из окна»), а в кадре ЦУП, экран делится на пять частей, в каждой кто-то сосредоточенно работает. Облет вокруг Луны - тут может и укачать, ибо когда «пол» в кадре всё время сбоку, это нервирует. Американский флаг, следы на лунной поверхности, путь домой, разговор с президентом, приводнение, овации встречающих, карантин. Почувствуй себя Нилом Армстронгом, уважаемый зритель. Самые впечатлительные успеют почувствовать себя и Майклом Коллинзом, который оставался на орбите один, пока Армстронг и Базз Олдрин гуляли по Луне, и вот это действительно страшно. Первые показы фильма в Москве сопровождались выступлениями ученых, профильных журналистов, даже представителей NASA. Они так серьезно обсуждали, отправятся ли в следующий полет к Луне люди или роботы, где именно лучше устраивать лунную базу и что вообще-то Луна не есть самоцель, она лишь трамплин для нашего проникновения в галактику, что в какой-то момент показалось, будто все это вот-вот начнет происходить.
Мировая премьера фильма состоялась в начале года на кинофестивале Sundance, и американская критика забилась в экстазе примерно сразу же. The New York Times назвала «Аполлон 11» чудом, а Indie Wire отметила, что редко когда качество изображения может вызывать физическую реакцию, и Миллер отсек минувшие 50 лет, как кардиохирург, который отсекает опасный сгусток с тем, чтобы кровь снова могла течь.
«Аполлон 11» удачно подоспел к юбилею полета. Но готовиться к нему начали еще раньше. В кино самым громким событием стал прошлогодний «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла, хотя он в художественно-экономическом смысле, может, и не оправдал возлагавшихся на него надежд. А уж с июня на экранах и в телерадиоэфире США творится настоящий праздничный шабаш. «Аполлон 11», «Аполлон 13», «Человек на Луне», документальный «Армстронг» с закадровым Харрисоном Фордом, радиошоу с названиями типа «Лунный обман» (куда ж без этого) и др.
Уже довольно давно на наших глазах началось нечто, отдаленно напоминающее новую лунную гонку, только с большим числом сторон-участниц - теперь это еще и Китай, Европа, богатые частники, а также Израиль, экспериментирующий не всегда удачно, но чрезвычайно энергично. В этой теме с энтузиазмом заявляет о себе действующий президент США Дональд Трамп. NASA планировала следующий пилотируемый полет в 2028 году, но в начале весны Трамп поручил Агентству уложиться быстрее, а именно - в ближайшие пять лет. Кажется, он видит в новом пилотируемом полете на Луну национальную идею. И уж совсем интересно, как отреагирует на все это Голливуд, который с одной стороны какое-то время назад снова люто полюбил фантастику и «космическое» кино, а с другой совершенно не выносит Трампа.
К сожалению, о событии, которое стало поворотным пунктом в гонке космических держав СССР и США, в России пишут мало, видимо сказывается травматический шок от того, что мы не стали первыми на Луне. Не любим мы вспоминать об истории неудач. Предпочитаем забыть и советскую лунную программу. Ржавеют где-то остатки Лунного Корабля, который был практически полностью готов к полету. Не принято вспоминать и проблемы ракеты-носителя Н-1, которые стали основным препятствием на пути к Луне для Советского Союза. Вот и фильм «Аполлон-11», видимо, стал заложником ситуации. Премьерный показ в формате IMAX состоялся 28 июня 2019 года, а уже 4 один из авторов статьи в прокате фильм не обнаружил. Вот такое грустное окончание рассказа о знаменитом событии: «Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества».
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса