Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В статье проанализированы данные за 2017 и 2018 годы. Речь пойдет о тематике и распространении европейских телеканалов.
Аудиовизуальные медиа в Европе: каждый третий сервис - локализованная версия международного ресурса
Почти все европейские телеканалы доступны на многих языках. Это отражает языковое разнообразие на европейских рынках. Для привлечения новых зрителей и подписчиков создание локализованных услуг, адаптированных к различным национальным рынкам, в настоящее время максимально ускоряется. Локализованные версии, предназначенные специально для других рынков, как правило, работают под управлением одной из центральных вещательных компаний. Платформы, предоставляющие видео по требованию, также стали распространять свой контент по всей Европе, и столкнулись с проблемой национального лицензирования.
В конце 2017 года каждый третий аудиовизуальный ресурс, созданный в странах ЕС, был локализованной версией международного. В двух из трех случаев они принадлежали американским компаниям.
На долю Amazon Prime, iTunes Store, Netflix и HBO Go приходилось только 13% платных аудиовизуальных платформ, запущенных в странах ЕС. Но, при учете локализованных версий, этот показатель увеличивался до 38%. Также, в то время как ведущие телеканалы американских групп Discovery, Twenty-First Century Fox, Viacom и AMC Networks составляли всего 5% от всех телеканалов в ЕС, на их долю приходилось 15% среди локализованных ресурсов.
Более двух третей эфирных и платных телеуслуг, созданных в ЕС к 2017 году и ориентированных на иностранные рынки, были сосредоточены только в трех странах: сервисы, базировавшиеся в Великобритании, Нидерландах и Ирландии, насчитывали 67% от всех ресурсов, ориентированных на зарубежные рынки. В то же время эфирные телеуслуги в Соединенном Королевстве, Чешской Республике и Франции вместе составили 69% от всех таких платформ, ориентированных на иностранные рынки.
Три четверти всех телеканалов, созданных в ЕС и ориентированных на иностранные рынки в 2017 году, можно было разделить на пять тематических направлений: фильмы и телесериалы (24%); документальное кино (15%); спорт (13%); дети (13%); развлечения (13%). Основную часть контента платформ, предлагающих видео по запросу, составляли фильмы и сериалы (86%), на втором месте универсальный контент (8%).
В конце 2017 года аудиовизуальная продукция в странах ЕС транслировалась в общей сложности на 61 языке. Вместе с другими европейскими странами число языков вещания возросло до 64. Во Франции на телерынке было представлено больше всего языков вещания - 35, включая арабский, турецкий, китайский, иврит, тамильский и урду. Другими разнообразными рынками ЕС с точки зрения языков вещания были Швеция (27), Германия (26), Польша (24), Словения (23), Великобритания (23), Дания (22), а также Эстония и Словакия (по 20).
Более половины всех телеканалов в Исландии транслировались на английском языке. Это самый высокий показатель в Европе. На втором месте Мальта (47%). Среди других стран, где больше одного из четырех телевизионных каналов были доступны на английском языке, - Кипр (30%), Португалия (26%), Норвегия (26%), Хорватия (26%), Финляндия (25%) и Греция (25%).
Европейские зрители отказываются от эфирных телетрансляций в пользу просмотров программ по запросу
В Европе общее время, проведенное за просмотром телевизора, варьируется между 1:41 и 5:46. Меньше всего телевизор смотрят в немецкоязычной Швейцарии, Исландии и Норвегии; больше всего - в Португалии, Румынии и Македонии.
Среднее время, потраченное в Европе на просмотр телевизора, как правило, незначительно снижалось в течение анализируемых лет. Следует, однако, отметить, что просмотр телепередач со сдвигом во времени (до семи дней) постепенно интегрируется в данные по аудитории. На самом деле это время может составлять значительную часть общего времени просмотра телепередач (например, 14% в Великобритании и 9% во Франции в 2017 году). Таким образом, продолжительность просмотра эфирного телевидения в целом уменьшается быстрее, чем это показывают цифры, но не в каждой стране. Резкое снижение в Дании, Великобритании, Латвии, Исландии и Норвегии контрастирует со значительным увеличением на Кипре, в Литве, Португалии, Румынии и Словении.
В среднем на четыре ведущих телеканала приходится 50% телевизионной аудитории в одной европейской стране. Эта пропорция уменьшилась в последние годы из-за увеличения количества доступных телевизионных каналов и, следовательно, фрагментации аудитории.
Аудитория телевизионных холдингов, управляющих несколькими телеканалами в одной стране больше, чем у каждого конкретного телеканала. Среди четырех основных телехолдингов по крайней мере в четырех европейских странах можно назвать RTL Group (9 стран); Nordic Entertainment (7); 21st Century Fox (6); CEME/Time Warner (6); Discovery (6) и Mediaset (4). В среднем, на ТОП-4 телегрупп приходится 69% общего времени просмотра ТВ. Доля четырех ведущих холдингов снижается, но медленнее, чем доля четырех ведущих телеканалов. Хотя в большинстве случаев в рейтинге доминировали национальные игроки, некоторые телевизионные группы как в Европе, так и в США, получили значительную долю аудитории в нескольких европейских странах.
Что касается времени просмотра телепередач, то оно варьируется между странами: от самой высокой в Исландии, Дании и Швеции до самой низкой в Турции, Македонии и Греции.
Телевизионные новостные каналы в Европе: сохранение баланса между национальными и глобальными рынками
В Европе доступно около 140 новостных телеканалов. В общей сложности 43% из них являются национальными, то есть их редакционная политика ориентирована на одну конкретную европейскую территорию. Остальные (57%) – международные. Их новости не имеют национальной направленности, либо основная аудитория не является европейской. В среднем 15 телевизионных новостных каналов доступны на любом европейском рынке, но только один из четырех вещает на официальных языках этого рынка. На большинстве исследованных национальных рынков более 50% новостных телеканалов, вещающих на официальном языке (языках) страны, являются национальными. Четыре из пяти телеканалов, доступных в Европе лицензированы там. Остальные - международные, запущенны за пределами Европы.
За немногими исключениями телевизионные новостные каналы адаптируют свою редакционную политику к основной аудитории, будь она национальная, региональная или глобальная. Другими словами, локализация контента тесно связана с рыночной актуальностью телевизионного новостного канала. Государство поддерживает почти каждый третий телевизионный новостной канал, что значительно больше, чем у телеканалов другой тематики. Стремясь глобализировать новостную повестку, сохраняя при этом актуальность для региональной и иногда национальной аудитории, международные сети, такие как Euronews, DW, France 24, RT, Al Jazeera и i24News, разработали специализированные многоязычные и многокультурные выпуски для своих новостных каналов, нацеленные на транснациональные рынки или глобальные языковые общества.
Почти 70% всех телевизионных новостных каналов, созданных в Европе, контролируются холдингами, владеющими только одним таким каналом. В то же время из 80 медиагрупп, владеющих новостными телеканалами в Европе, почти у 90% такой канал один. 64% этих групп используют телевизионные новостные каналы как часть универсального медиа-портфеля, ориентированного на один национальный рынок. Это говорит о том, что взаимодействие между медиа активами имеет первостепенное значение для поддержки бизнес-модели теленовостей.
Поскольку для новостного контента в первую очередь важна актуальность, а его производство напрямую зависит от ресурсов вещателя, то развитие нескольких каналов, нацеленных на различные рынки, не пользуется популярностью в отрасли.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:
Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке
Европейское телевидение теряет рекламу и не привлекает новых зрителей
Сервисы SVOD вытесняют домашнее видео
Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем
Выход Британии из Евросоюза: что потеряет каждая из сторон
Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса