Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В статье речь пойдет об объемах производства европейских фильмов, основных источниках финансирования и ситуации на российском рынке.
Объем производства европейских картин сохраняет стабильность
После увеличения объемов производства фильмов в Европе на 4,6% в 2016 году, в 2017 этот показатель остался неизменным: в общей сложности вышло 2200 полнометражных картин (на три больше, чем в 2016 году). Причем количество игровых фильмов уменьшилось на 1,1%, в то время как число документальных лент увеличилось на 2,7% по сравнению с 2016 годом - до 731. В странах ЕС количество новых игровых фильмов сократилось на 3,8%, а число документальных почти не изменилось.
На европейском уровне количество фильмов, снятых в копродукции, снижается второй год подряд (-11,4%, с 439 картин в 2016 году до 389 в 2017), в то время как число национальных картин выросло до 1778 игровых лент (на 3,0% больше, чем в прошлом году). В ЕС количество национальных фильмов осталось относительно стабильным (1414 по сравнению с 1429 в 2016 году), а совместных проектов стало меньше на 14,9%.
В 2017 году в России и Турции объемы кинопроизводства заметно выросли: 157 и 162 фильма соответственно (годовой прирост 19,8% и 17,4%). В 2017 году в Испании было выпущено больше всего национальных картин (241, из них 121 документальный), далее следуют Италия и Франция. Причем во Франции произведено самое большое количество игровых лент - 185. В странах ЕС общий объем производства вырос на девяти территориях, особенно в Хорватии (+ 50,0%), Словении (+ 20,0%) и Польше (+ 18,8%). Уменьшилось количество фильмов в 14 странах ЕС и осталось относительно стабильным в пяти.
Средние производственные бюджеты в 2017 году увеличились только в шести из 17 европейских стран, по которым имеются данные, оставаясь при этом относительно стабильными в Италии (+ 1,6%) и Болгарии (+ 0,1%). В свою очередь, в девяти странах средний бюджет фильмов снизился. Особенно заметны изменения в Венгрии (-49,3%), Словакии (-26,7%) и Германии (-20,5%). Эстонское производство продемонстрировало наибольший рост (+ 98,9%), за которым следуют чешское (+78,0%).
Бюджеты независимых британских и испанских фильмов также увеличились (на 8,7% и 3,7% соответственно), подтвердив общую тенденцию к росту с 2013 года. Фильмы с иностранными инвестициями в Великобритании имели в среднем самые высокие бюджеты в Европе (12,6 млн. евро), за ними следовали французские (4,9 млн. евро), датские (3,3 млн. евро) и немецкие (3,1 млн. евро).
Общая сумма инвестиций в кинопроизводство в 2017 году снизилась на 5,8% в 11 странах ЕС, до 4438,3 млн. евро по сравнению с 4710,3 млн. в 2016 году. Особенно резкий спад характерен для Германии (-32,5%), Италии (-23,6%) и Швеции (-16,3%). Инвестиции во французские проекты также сократились на 4,4% (на 60,6 млн евро меньше, чем в 2016 году). Увеличение инвестиций в производство было зарегистрировано только в трех странах: Австрии (+ 6,4%), Великобритании (+ 4,2%) и Эстонии (+ 115%).
Господдержка и другие источники финансирования проектов
Европейская аудиовизуальная обсерватория в сотрудничестве с Исследовательской сетью Европейского кинематографического агентства (EFARN) подробно проанализировала структуру финансирования европейских игровых фильмов. Анализ включает совокупный объем финансирования в 1,41 млрд. евро и, по оценкам, покрывает 41% средств, вложенных в производство всех европейских игровых фильмов, выпущенных в 2016 году.
Согласно данным Обсерватории, средний бюджет европейского игрового фильма, выпущенного в 2016 году, составил 3,17 миллиона евро, а средний бюджет выборки - 2,07 миллиона евро. Тем не менее, этот показатель сильно различается между странами. Неудивительно, что он выше на более крупных рынках и меньше в странах с более низким кассовым потенциалом. Средний бюджет европейского игрового фильма, снятого во Франции, Германии, Италии или Великобритании, составил 3,3 млн евро в 2016 году по сравнению с 1,6 млн евро, выделенных на фильмы, снятые в европейских странах среднего размера.
В 2016 году финансирование европейских игровых фильмов основывалось главным образом на пяти источниках: прямое государственное финансирование; инвестиции вещателей; инвестиции производителя; предпродажи; налоговые стимулы. Двумя наиболее важными источниками были прямое госфинансирование и инвестиции вещательных компаний, на которые приходилось 29% и 25% от общего объема соответственно.
Важно отметить, что между странами существуют значительные структурные различия в финансировании игровых фильмов. Два наиболее очевидных источника: прямое государственное финансирование и предпродажи. Данные ясно указывают на то, что вклад прямого госфинансирования уменьшается с увеличением размера рынка, и наоборот. Государственное финансирование составляет на четырех крупных рынках 24% от общего объема, на средних 43%, а на небольших - 58%.
Роль предпродаж как источника финансирования возрастает с увеличением размера рынка. В 2016 году они составляли 17% на крупных рынках, по сравнению с 11% на средних и 8% на небольших.
Анализ также показывает, что существуют структурные различия в финансировании фильмов с разным размером бюджета. Фильмы с бюджетом до 3 миллионов евро в большей степени создаются при прямой государственной поддержке, в то время как ленты с более высокими бюджетами финансируются с пропорционально более высокой долей предпродаж и инвестиций вещателей.
Кинопроизводство в РФ
Количество выпущенных российских фильмов неуклонно росло в период с 2013 по 2016 год, который был объявлен «Годом российского кино». Хотя количество лент, выпущенных в 2017 году, тем не менее, уменьшилось, этот год был особенно плодотворным для российских режиссеров-документалистов, выпустивших 19 картин. И, учитывая продолжительность циклов кинопроизводства, мы можем проследить подъем российского кино в 2018 году.
Москва является лидером в кинопроизводстве, за ней следует Санкт-Петербург. Региональные кинопроизводственные компании также находятся на подъеме: 17% всех российских фильмов в 2017 году были сняты за пределами двух самых больших городов России, а доля региональных фильмов , вышедших в России в период с 2013 по 2017 год, составила 22%.
С конца 2009 года два учреждения поддерживают производство и распространение фильмов в России. Министерство культуры отвечает за проекты для детей и молодежи, дебютные, экспериментальные, авторские игровые фильмы, образовательные сериалы, документальные фильмы, научно-популярные ленты и анимацию. Фонд кино предоставляет субсидии и кредиты для производства и продвижения коммерческих проектов для массовой аудитории. В среднем примерно половина всех картин получает поддержку, но в 2017 году эта доля выросла до более 60%.
В период с 2013 по 2016 год телеканалы совместно производили от семи до 10 российских фильмов в год, но в 2017 году их число подскочило до 20.
Самыми плодовитыми отечественными производственными компаниями по количеству выпущенных кинопроектов являются Enjoy Movies и CTB, каждая из них сделала 25 или более фильмов в период с 2013 по 2017 год. Более 15 фильмов было созданы TaBBaK (Bazelevs Group) и Art Pictures Studio. Остальные компании, вошедшие в ТОП-20, произвели от пяти до 11 фильмов.
Каждый год Фонд кино отбирает лидеров российского кинопроизводства и предоставляет им большой объем финансирования. Только 26% фильмов, вышедших в период между 2013 и 2017 годами, были сняты при участии одной из 15 киностудий, включенных в список лидеров, и по крайней мере один раз кассовые сборы этих проектов составили 74% от общих, что демонстрирует влияние лидеров на рынке.
Говоря о гендерном балансе, важно отметить, что пока мужчины доминируют на ключевых позициях в российской киноиндустрии. Меньше всего женщин работает в должности оператора и режиссера. Больше всего женщин среди сценаристов и продюсеров. В документальном кино большинство должностей занимают женщины. В игровом кино также отмечается постепенный рост численности женщин-режиссеров.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:
Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Европейский телеконтент: кто производит и где смотрят
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке
Европейское телевидение теряет рекламу и не привлекает новых зрителей
Сервисы SVOD вытесняют домашнее видео
Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем
Выход Британии из Евросоюза: что потеряет каждая из сторон
Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США