Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Портал ПрофиСинема начинает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В статье речь пойдет о тенденциях развития американского и европейского аудиовизуальных рынков за последние годы.
Американский аудиовизуальный рынок, который строился «снизу-вверх», от локальных теле- и радиостанций и кабельных компаний к национальным аудиовизуальным сервисам, всегда считался эталонным в индустрии. Именно он определяет в перспективе ключевые тренды обоих регионов. По своему объему американский рынок (187 млрд. евро по данным на 2017 год) обгоняет европейский (127 млрд. евро, 112 из которых – в Евросоюзе) почти в два раза. Рынки также имеют ряд структурных различий:
- В США роль госфинансирования незначительна (0,5% от всего бюджета), а в Европе составляет существенную долю от всех вложений в производство контента (22%).
- Рынок платного телевидения в США развит гораздо сильнее как по охвату, так и по доходам.
- Расходы на рекламу на душу населения в США выше, чем в Европе.
С 2012 года американский рынок показал более активный рост аудиовизуального сектора (2% в год в среднем), чем европейский (1,5%). Рекламные доходы радио и телевидения и кассовые сборы в США также росли быстрее. В то же время аудитория платного телевидения и сервисов SVOD в Европе увеличивалась стремительнее. Доходы от дистрибьюции домашнего видео на этой же территории показали наибольшее падение.
Однако оба рынка демонстрируют схожие результаты в следующем:
- Выручка от кинотеатров (6% в США и 5% в Европе) и домашнего видео (4% и 5% соответственно) составила примерно равные доли от доходов всего сектора. В то же время рост кинотеатральных сборов оказался больше в США (+3.2% в год с 2012 года), чем в Европе (+0.8%).
- Интерес к домашнему видео стремительно падает на обоих рынках (-7% в среднем между 2012 и 2017 годами в США и -9% в Европе), хотя физические продажи и выручка от аренды все еще составляют больше 50% доходов на территориях (63% в США и 69% в Европе).
- Американский и Европейский рынок показывают схожую тенденцию развития сервисов SVOD. Доля доходов SVOD от всей прибыли, которую приносят платные сервисы, выше в США (12%), но сопоставима с Европой (10%). На обеих территориях доходы от SVOD продолжают увеличиваться. За 2016-2017 годы в США рост составил 75%, в Европе – 58%. Число подписчиков активно растет на обоих территориях.
В сфере интернет-рекламы и видео по запросу американский аудиовизуальный рынок, здраво оценивающий важность новых игроков и бизнес моделей, показал наилучшие результаты. Здесь 50% от всех расходов на рекламу инвестируется в интернет, в то время как в Европе этот показатель равен 40%. В то же время прибыль от сервисов, предоставляющих видео по запросу (подписка на пакет услуг и трансляция отдельных роликов) насчитывает 5% от всех аудиовизуальных доходов в Европе и 8% в США. В обоих случаях эти одинаково низкие доли доказывают, что новые игроки пока не очень успешно завоевывают рынок.
Главное различие между американской и европейской индустриями состоит в доле рынка, которой игроки каждой территории смогли завладеть. Так, доход американских фильмов в Европе составляет 66% от общих сборов, в то время как на долю европейских картин в США приходится лишь 2%.
Среди фильмов, доступных на сервисах по запросу в Европе, половина произведена в США, на европейском телевидении их доля составляет 45%.
Важно отметить влияние американских аудиовизуальных компаний на европейский рынок, в том числе поглощение американской корпорацией Comcast ведущего европейского оператора платного телевидения Sky (Великобритания, Италия, Германия, Австрия). По оценкам Обсерватории, на данный момент во власти американских компаний уже 26% от всего европейского аудиовизуального рынка. Этот показатель больше, чем у компаний из Германии (20%), Франции (13%) и Великобритании (11%). В подсчетах не учитывались цифры по общественному вещанию, так как оно по сути является полностью европейским. Точные данные пока неизвестны, но, согласно предварительным подсчетам, доля американского рынка, находящаяся во власти европейских компаний, несущественна.
Несмотря на все преимущества, в ближайшее время американский международный аудиовизуальный рынок может столкнуться с более сильными препятствиями, чем европейский. С одной стороны, это продолжающийся рост популярности платного телевидения в Европе, который может замедлить развитие SVOD. С другой - вклад государственных средств в финансирование европейского контента, который может сыграть стабилизирующую роль.
Тем не менее крупнейшие американские аудиовизуальные компании, трансформировавшиеся в игроков мирового масштаба, продолжают усиливать свое присутствие во многих регионах, включая Европу.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Европейский телеконтент: кто производит и где смотрят
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке
Европейское телевидение теряет рекламу и не привлекает новых зрителей
Сервисы SVOD вытесняют домашнее видео
Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем
Выход Британии из Евросоюза: что потеряет каждая из сторон
Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал