Похоронили: в прокате «Кладбище домашних животных»
Завтра в российский прокат выходит «Кладбище домашних животных», новая попытка перенести на экран знаменитый роман Стивена Кинга. С хорошими актёрами во главе с Джейсоном Кларком, с приличными режиссёрами, прославившимися именно на ниве хоррора – Кевин Колш и Деннис Уидмайер были создателями весьма качественного ужастика «Глаза звезды». Продюсер - Лоренцо Ди Бонавентура. Как хоррор «Кладбище домашних животных» получилось вполне нормальным. Как экранизация Кинга это снова неудача, простенькая эксплуатация романа, который заслуживает лучшего.
Будет страшно
Сюжет в некотором смысле остался классическим: в интеллигентной семье врача Луиса Крида, переехавшей в маленький городок в дом у дороги, случилась беда. Кот дочери погиб. Отец не решился рассказать девочке о смерти питомца, закопал того на старинном кладбище домашних животных (новый сосед Джадд Крэндалл подсказал), но вскоре кот вернулся - вроде тот же самый, да не тот. С этого всё и началось.
Первый кадр «Кладбища домашних животных» - пустой дом, буквально израненный, с кровавыми разводами на стенах. Поначалу события разворачиваются почти как в первой экранизации от Мэри Ламберт, сходство практически покадровое: приезжающие на новое место Луис и Рэйчел Криды, двое их детей Элли и Гэйдж, а также кот Уинстон Черчилль. Сосед, покуривающий на веранде своего дома через дорогу, с угрожающим ревом проносящийся по трассе грузовик. Сходство, впрочем, заканчивается, когда Элли видит процессию детей в масках, уходящих куда-то вглубь леса по начинающейся на их заднем дворе тропинке. Именно Элли находит звериное кладбище, именно ей сосед рассказывает, что это такое и причем тут местные дети.
В фильме есть несколько интересных сюжетных трюков, почти ироничных. «Сегодня у нас только разбитый нос», - говорит коллега Луису, и кажется, что вдруг всё, что так пугало в известной истории, как-то рассосётся, но в этот момент в комнату врывается молодёжь с новостью о том, что студента Виктора Паскоу сбил грузовик. «Держи его, Луис», - кричит мужу Рэйчел уже в другом кадре, и Луис таки вытаскивает маленького сына почти что из-под колёс очередного гигантского грузовика. Но, спустя минуту, трагедия всё же происходит. Справедливости ради, в романе тоже была пара страниц про чудесное спасение Гейджа, но это чудо происходило лишь в воображении скорбящего Луиса.
В новом фильме замечательный котик (его играли сразу четыре «актера»), довольно увлекательный, касающийся детей, поворот сюжета, который тут не просто так. Первая экранизация, как и роман, случились в 80-е. Сегодня времена другие, и пугающий зрителя, а особенно зрителя-мужчину, ребёнок должен быть определенного пола. Джон Литгоу (Джадд) и Эми Саймец (Рэйчел) очень даже удовлетворительны, а исполнительница роли Элли Жете Лоранс так и вовсе хороша. В отличии от австралийца Джейсона Кларка. И это не его вина. По сценарию, по той истории, которую нам в итоге продают, ему тут особо нечего играть. В этом и заключается основная проблема фильма. Как, в общем, и проблема большинства экранизаций Кинга.
Если вспоминать о «Кладбище домашних животных» 1989 года выпуска, сказать, что оно был плохим – ничего не сказать. Это была катастрофа. Кинг, кстати, полностью контролировал процесс, сам работал над сценарием, даже снялся в крохотной роли. В сценарии того фильма от книги остался только костяк, что превратило кино в посредственный ужастик. Новая экранизация обошлась с литературным первоисточником гуманнее. Тут даже предпринята попытка поразмышлять о реальности смерти и о том, с какого возраста о ней думать. Попытка слабая: уровень диалогов ниже плинтуса (они там совершенно серьёзно обмениваются парой фраз на тему, ждёт ли нас всех после смерти рай с адом или всё же черви), стиля своего нет, концовка вообще откуда-то совсем из другого кино.
Роман Кинга был прежде всего о том, что мы все с раннего детства живем с осознанием неизбежной смерти, ощущая в том числе и уязвимость домашних животных, которые умрут раньше нас, общего рецепта по поводу того, как привыкнуть к этой мысли, не существует. Будет страшно, но что делать, такова селяви. Эми Саймец в новой экранизации смотрится выигрышнее, так как у нее всё же имеется роль. Кларка роли лишили. Между тем, именно он главный герой книги, именно его глазами мы видим все происходящее. Именно мужчины у Кинга томятся самыми тёмными предчувствиями. Женщины тоже томятся, но начинают не сразу, а лишь в тот момент, когда не томиться уже было бы глупо. Именно мужские страхи разворачиваются тут во всей своей красе, включая даже страх кастрации (привет, 70-е, эра зарождения современного феминизма, появления моды на мужской стриптиз и др. и пр.). Всё это в сюжет нового фильма не вписалось. И это не занудство читателя. Потому что эти тонкие материи основное содержание книги и составляет. Из истории вытряхнули её основное содержание, оставив просто страшную сказку про погибшего кота. В общем, снова не вышло у кинематографа с творчеством Кинга, большого американского писателя, а не просто короля ужаса.
Стивен Кинг в кино
На сегодняшний день существует порядка сотни экранизаций романов, повестей и рассказов Кинга – фильмы, короткий метр, сериалы. Запланированы или находятся на разных стадиях готовности ещё два десятка. В том числе, например, продолжения «Темной башни» и «Оно», «История Лиззи» (любимый роман самого автора), «Куджо». Им «занимались» Стэнли Кубрик, Брайан Де Пальма, Дэвид Кроненберг, Джордж Ромеро, Джон Карпентер. Считается, что с экранизациями Кингу не везет. В лучшем случае получаются глубоко авторские произведения, имеющие отношение в большей степени к режиссерам, чем к писателю. Мы выбрали пять на наш вкус отличных фильмов. Да, не всегда тщательно следующих первоисточнику, но как минимум имеющих самостоятельную ценность.
«Кэрри», Брайан де Пальма (1976г.)
Кэрри живёт с мамой-пуританкой, страдает от буллинга в школе, а также обладает способностями к телекинезу, и это плохо заканчивается для всех героев истории. Классика хоррора, фильм с множеством регалий, собравший в американском прокате 33.8 млн долларов при бюджете 1.8 млн. «Кэрри», мягко говоря, не без недостатков. Но это первая экранизация Кинга и при этом экранизация его первого же опубликованного романа. Стартовый тираж романа в твердой обложке был 13 тыс. экс., в мягкой – миллион только в год выпуска. За права на фильм Кинг получил всего 2,5 тыс. Но «Кэрри» Де Пальмы дала писателю новый старт, популярность совсем иного уровня.
«Сияние», Стэнли Кубрик (1980г.)
Один писатель решает поселиться в отеле в горах и поработать там смотрителем, чтобы в спокойной атмосфере потрудиться над новым романом. С ним едут жена, сын, а также внутренний голос сына, который вообще-то голосовал против поездки. Фильм, который Кинг считает самой неудачной экранизацией себя, «Сияние» стало каноном, породило культ и изумительный документальный проект Родни Ашера «Комната 237». Бюджет – 19 млн. долларов, сборы в США – 44 млн. В год выхода, правда, кино приняли не очень. Сегодня с влиянием «Сияния» на жанр, кинематограф и мир в целом всё давно понятно, а в прошлом году фильм был включён в Национальный реестр Библиотеки Конгресса США.
«Побег из Шоушенка», Фрэнк Дарабонт (1994г.)
Банкира обвинили в убийстве жены, он её не убивал, но всё равно сел в тюрьму. Там пришлось начинать новую жизнь и новую карьеру, но оказалось, что он всех обманул. Адаптация новеллы «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» при бюджете 25 млн. долларов в гол выхода собрала в североамериканском прокате 28,3 млн. Немного. Зато «Побег из Шоушенка» получил семь номинаций на Оскар (ни одну, правда, не выиграл), а также заслужил неофициальное звание лучшего фильма всех времен – уже десятилетие он неизменно лидирует в списке «250 лучших фильмов по версии IMDB». То, что Дарабонт удачнее многих справляется с адаптацией творчества Кинга, это, видимо, бесспорно.
«Зелёная миля», Фрэнк Дарабонт (1999г.)
Один добрый мужчина всю свою жизнь честно работал в охране федеральной тюрьмы, в блоке для приговорённых к смертной казни. Там он и столкнулся с чудом, о чём вспоминал до самой своей смерти. Кино не такое громкое, как «Побег из Шоушенка», но ещё более гуманистическое, до такой степени гуманистическое, что один из актёров фильма Дэвид Морс рыдал, дочитывая присланный ему для ознакомления сценарий. Производственный бюджет 60 млн. долларов, американские сборы – 136,8 млн. Это кино делает то, что многие адаптации Кинга сделать не могут. «Зелёная миля» сохраняет мистическую составляющую (пусть не такую сильную и в первоисточнике), но прекрасно понимает что она – не главное.
«Оно», Андрес Мускетти (2017г.)
Несколько детишек живут обычной, то есть полной невзгод детской жизнью. Но им не повезло родиться в городке, где веками с детьми случаются чудовищные мистические проблемы. Ну что тут сказать кроме того, что «Оно» - самый страшный и непримиримый роман Стивена Кинга. И делающий сногсшибательную карьеру в кино аргентинец Мускетти справился со своей работой отлично. Бюджет первой части 35 млн. долларов, американские сборы первого уикенда – 123,4 млн, и это рекорд для фильмов ужасов. Американские сборы в итоге составили 327,5 млн., и «Оно» стало самым кассовым хоррором, обогнав «Изгоняющего дьявола». Ждем вторую часть (она выйдет в сентябре 2019г.) и верим, что она будет такой же высококлассной и с той же очевидной правдой – быть ребёнком очень страшно, даже когда ты вырастаешь.
«Кладбище домашних животных» Кевина Колша и Денниса Уидмайера в российском прокате с 4 апреля.