Космический секс: в мировой прокат снова выходит «Чужой» Ридли Скотта
7 марта в российский прокат снова выходит «Чужой» Ридли Скотта. Отреставрированная версия 4К появится в разных странах мира по случаю сорокалетнего юбилея фильма. В связи с этим знаменательным событием хочется вспомнить, что в Великобритании в свое время «Чужой» получил суровый рейтинг по причине сексуальных образов, способных повлиять на неокрепшие умы. Сам Скотт говорил так: «Там нет никакого месседжа, все работает на интуитивном уровне, единственная идея – террор и ужас». Иными словами, снова перед нами очень страшная фантастика об одержимом репродукцией инопланетянине.
Индустрия анализа возникла вокруг франшизы почти сразу после появления первого «Чужого». В 1980 году, всего через год после выхода фильма на экраны, академический журнал Science Fiction Studies посвятил ему целый выпуск. С тех пор в мире выходили тексты с названиями типа «Женщина: еще один чужой в "Чужом"», «Женщины-странники: новое измерение в научной фантастике и фэнтези», «Дорогая мамочка: "Чужие"», «"Ребенок Розмари" и материнство», «Голоса сексуального искажения: метафоры изнасилования, рождения и самоубийства», в эссе «Сукин сын: феминизм, гуманизм и изучение "Чужого"» анализу подвергли даже образа кота Джонса.
Едва ли не первыми проанализировали фильм в рейтинговой комиссии Великобритании. Лет пять назад были обнародованы документы о том, как присваивали ему рейтинг в год его выхода (Х, ныне известный, как 18). Выяснилось в частности, что особенно смутила экспертов сцена первого контакта: Кейн (Джон Хёрт) находит инопланетные «яйца», неосторожно прикасается к одному и них, после чего его атакует одна из форм ксеноморфа и присасывается к его лицу с тем, чтобы запустить в него через рот эмбрион. «Мне неловко думать, что 14-летние подростки увидят фильм, в котором сексуальные образы используются в ужасном контексте. Изображения не всегда явные… иногда они явные, как когда кожистое яйцо раскрывается, и в нем видна блестящая пульсирующая мембрана, превращающаяся в похожее на кальмара существо, - отмечал цензор. -Мне не хотелось бы, чтобы подобное видели подростки, для которых нормальные сексуальные функции все еще непривычны. Отрочество – трудное время, когда из-за физических изменений человек нуждается в эмоциональной стабильности, и я не хочу отдавать этой возрастной группе фильм, который может стать для многих из них источником беспокойства». Цензоры Великобритании имели предоставленную им по долгу службы свободу для интерпретаций произведений искусства и, посмотрев «Чужого», прежде всего они задумались о сексе.
«Беспокойных» образов в фильме и правда хватает. Даже если говорить просто об эротических изображениях и связанных с ним ассоциациях, имеются похожий то на вагину то наоборот на фаллос инопланетянин с его самой опасной в мире эрекцией – тут самое время вспомнить о рисунках Ханса Рудольфа Гигера, швейцарского гения, создававшего концепт «Чужого», а потому полноценного соавтора фильма (и Скотт и сценарист Дэн О’Бэннон находились под влиянием творчества этого художника). И разнообразные жидкости, с которыми связан ксеноморф, всегда чем-то склизким покрытый или что-то жидкое испускающий. Белье офицера Рипли (Сигурнии Уивер), наконец, из заключительных сцен фильма, которое стало причиной едва ли не самых ожесточенных споров вокруг первого «Чужого». Это белье – сексизм, или сексизм считать их сексизмом?
Вроде бы самая явная метафора «Чужого», связанная с сексом – это изнасилование. Ксеноморф, который размножается тогда, когда натыкается на другую форму жизни и может пересадить в нее свой эмбрион, встретил людей и атаковал их именно с репродуктивной целью. Первый контакт – фактически оральный половой акт с Кейном, одновременно и ужасный поцелуй, который не разорвать. Другие члены команды пытались это сделать, но столкнулись с непреодолимыми препятствиями в виде крови-кислоты монстра, способной разъесть корабль. Дальнейшие атаки –всегда атаки на людей. Единственное существо, погибшее не от взаимодействия с инопланетянином – Эш, не человек, а значит тот, кто не в состоянии участвовать в рождении ксеноморфа. Правда, как показали поздние фильмы франшизы, это представление ошибочное, и уже в новые времена Скотт и актер Майкл Фассбендер это докажут.
С тем же успехом можно считать «Чужого» и фильмом о рождении и его связи со смертью, а также о мужской беременности, как о глобальном страхе патриархального общества.
Экипаж «Ностромо» существует во вселенной в замкнутом мирке космического корабля. Программу управления «Ностромо» они называют «Мать». Причем, если весь фильм выполнен в холодных тонах, то рубка, где возможен контакт с Матерью, наоборот теплого оттенка, что наводит на дополнительные ассоциации с теплотой и спокойствием материнской утробы. Исследователи фильма неоднократно обращали внимание на представление астронавтов в кадре, как очень незрелых особей. Их капсулы, в которых они спят, их отношения друг с другом - экипаж словно бесполый, разница между ними лишь в статусе и званиях, они не флиртуют друг с другом. Самый сексуальный эпизод в показанной зрителям жизни членов экипажа - тот, в котором Эш пытается запихнуть в рот офицера Рипли свернутый в трубочку журнал. А ведь Эш даже не человек. Новорожденный ксеноморф появляется на свет, прорвав грудь и живот атакованного организма. «Рождение инопланетянина из живота Кейна объясняется тем, что Фрейд называл распространенным заблуждением детей о процессе деторождения, то есть что их мать была каким-то образом оплодотворена через рот», - отмечает в эссе «Хоррор и монстроподобное женское» профессор университета Мельбурна Барбара Крид.
Впрочем, не будем забывать, что первое появление ксеноморфа, «рожденного» от человека, происходило с участием мужчины. Первой жертвой изнасилования был именно мужчина. В документальном фильме о создании саги О’Бэннон так формулировал свою идею при подготовке «Чужого»: «Я не собираюсь следовать за женской аудиторией, я нападаю на мужчин, я хочу добавить каждый образ, который я смог придумать, чтобы заставить мужчин в зрительном зале скрестить ноги».
Почти вся команда, пострадавшая от ксеноморфа – команда мужчин. Офицер Рипли сумела победить монстра. Смерть второй женщины на корабле, Ламберт (Вероника Картрайт), в кадре не показана, зритель видит лишь, как щупальца обвивают ее ногу и тянутся вверх (снова привет, эротические образы «Чужого»), а затем камера переключается на другое, в кадре слышны лишь крики Ламберт. Настоящий кошмар в фильме – не погибнуть, но после контакта с инопланетянином стать родителем чего-то ужасного, что будет расти внутри человека, а затем выберется наружу с самыми фатальными для жертвы последствиями.
И страх изнасилования – в контексте фильма это именно мужской страх. Несмотря на финальное белье офицера Рипли, «Чужой» безусловно феминистский продукт. Женщина является лидером среди героев, она - катализатор событий. На «Ностромо» команда даже не имеет имен, члены экипажа называют друг друга по фамилиям, а для стороннего наблюдателя что «Рипли», что «Даллас» - не поймешь, кто из них какого пола, не видя их самих. Страх изнасилования тут, как тоже неоднократно отмечали разные исследователи – страх кризиса маскулинности, мужские страхи по поводу феминизма, перед обществом, в котором пенис больше не является символом доминирования, подсознательные опасения того, что когда-нибудь и все репродуктивные функции будут поделены между полами.
Но ксеноморф устроен иначе. Много позже, перед выходом «Чужой: Завет» Ридли Скотта спрашивали о том, какого пола его инопланетянин, и режиссер отметил, что тот, видимо, гермафродит. Думается, это касается ксеноморфов всей франшизы целиком. Возвращаясь к многострадальной сцене, в которой Сигурни Уивер раздевается до трусов и майки, а затем в тумане виден сильно возбужденный инопланетный организм – да, действительно на женщину ксеноморф идет во всей своей фаллической красе (опять же, щупальца вокруг ноги Ламберт). Но на Кейна он нападает чем-то, что визуально скорее напоминает вагину. Наш любимый инопланетянин игнорирует разницу в поле человека, атакуя всех. В космосе есть немужчины, но и они могут осеменить, причем, кого угодно.