Итоги 2017 года: Отчаянный протекционизм – случайная независимость
По традиции «ПрофиСинема» подводит итог событий, произошедших в киноиндустрии за год, и, опираясь на мнения экспертов, делает прогнозы на ближайшее будущее. 2017 год ознаменовался для рынка бурным обсуждением законотворческих инициатив Министерства культуры, которые с января до декабря принимали разные и неожиданные формы. С одной стороны, дискурс повысил градус напряжения в индустрии, а с другой, парадоксальным образом вызвал позитивные движения, заставив отрасль делать новые шаги в сторону консолидации, попыткам разговора с властью и большей независимости.
Перемены: от 5 млн с прокатчиков к 3% с кинотеатров
В 2017 году индустрия, вовсе не избалованная, но несколько взбудораженная лозунгами предшествующего Года кино, прошла настоящий стресс-тест. Пожалуй, самым обсуждаемым событием 2017 года стал законопроект о введении сбора в 5 млн рублей за прокатное удостоверение вместо обычных 3,5 тысяч рублей. Идея Владимира Мединского заставила поволноваться киносообщество и нависла угрозой для всего рынка. Редко когда эксперты бывали так единодушны в прогнозах и оценках. Призванный, по задумке министра культуры, зачистить кинотеатры от «второсортного» зарубежного кино и получить дополнительные деньги для российского кинопроизводства, законопроект мог бы подорвать, если не уничтожить и без того нестабильный рынок независимого проката.
Первоначальная инициатива «о 5 миллионах» подразумевала, что от пошлины будут освобождаться фильмы ограниченного проката, количество сеансов которых не превышает 120. Позже дело приняло еще более серьезный оборот: предлагалось установить фиксированную стоимость прокатного удостоверения для всех фильмов, независимо от того, голливудский ли это блокбастер или скромный отечественный артхаус. Фонд кино был бы призван защищать фестивальное кино и российские фильмы, компенсируя сумму «самым выдающимся».
Наконец, сразу после Дня российского кино был официально представлен законопроект, предполагавший введение обязательного «неналогового платежа» в 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение фильма в российских кинотеатрах, за исключением картин, число сеансов которых не превышает 100.
Когда прокатчики и продюсеры уже затянули ремешки и приготовились к скоропостижной смерти, Мединский неожиданно объявил о том, что Министерство культуры предлагает отказаться от идеи выплаты 5 млн рублей за допуск фильма в российский прокат в пользу сбора процентных отчислений с прокатной выручки иностранных фильмов. На некоторое время возникла пауза в публичных обсуждениях инициативы, после чего 19 декабря на заседании Правительственного совета по кино министр культуры предложил взимать 3% от итоговой кассы картины. При этом если фиксированный сбор в 5 млн рублей должны были платить прокатчики, то сейчас речь идет о кинотеатрах. Нововведение будет касаться как иностранного, так и отечественного кино. Механизмы распределения не описываются, но известно, что российским производителям сбор в 3% компенсироваться не будет, поскольку «все равно Фонд кино потратит эти деньги на отечественные фильмы».
Кроме того, Владимир Мединский предложил ограничивать количество сеансов одной картины до 35%, сославшись на «монополию, ведущую к загниванию» на примере картины «Звездные войны. Последние джедаи», которая занимает до «50% сеансов в стране».
По словам министра культуры, кинотеатры «не против» подобных нововведений, однако судя по реакции рынка и сообщениям экспертов, обсуждение предложений если и было, то в очень узком кругу. По данным издания
Ведомости, владельцы крупных киносетей были неприятно удивлены выступлением Мединского и выступили с критикой.
Дистрибьюторы, которые были в центре внимания предыдущего предложения, за неделю до объявления тоже считали, что обсуждение темы поставлено на паузу.
«Думаю, обсуждение возобновится ближе к весенне-летнему сезону после ожидаемых всеми выборов, когда, вероятно, произойдут изменения в структурах власти, в том числе, в профильных институтах. Наверняка рано или поздно будет принято некое решение, и я уверен, что оно будет благоприятным для роста качества и количества производимых фильмов в России. Мы уже убедились, что без определенных протекционистских мер российскому кино сложно конкурировать с Голливудом. Конечно, законотворческие инициативы нужно обсуждать с представителями кинотеатров, производителями и дистрибьюторами», — отмечал Алексей Рязанцев, глава компании «Каро Премьер», за несколько дней до правительственного совета по кино.
Что касается идеи процентных отчислений, Алексей Рязанцев говорил, что она требует обсуждения и учета выручки не только от кинотеатров, но и от интернета и телевидения, как игроков одного поля. По мнению главы «Каро Премьер», «законопроект должны обсуждать представители всех взаимосвязанных частей киносообщества».
О безосновательности последних предложений и необходимости тщательной, в том числе экономической, проработки протекционистской модели на примере французской, которой вдохновляется министр культуры, говорят другие эксперты.
Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм», подчеркивает, что в «любимой всеми чиновниками французской модели» есть кодекс о кино, описанный 830-ю страницами текста. Березин называет три главных особенности, которые не учитываются при заимствовании у французского рынка.
1. Во Франции платят не только кинотеатры, но и телевидение и онлайн-сервисы. Доля взносов от кинотеатров в сборах на поддержку составляет всего около 15%.
2. Во французской модели сбор законодательно распределен между всеми правообладателями, кинотеатрами, с учетом налогов. В России касса делится между прокатчиками и кинотеатрами 50 на 50. Учитывая, что кинопоказчики получают половину от кассовых сборов, то взнос будет составлять 6% от дохода кинотеатра, что делает его, по словам эксперта, нерентабельными.
3. Собранные деньги идут на поддержку национального кино в целом, в том числе, проката, кинопоказа, артхаусных кинотеатров, школьного образования, культурных проектов и так далее.
«Если мы собираем деньги, это не значит, что нужно отправить их все нашим выдающимся госпродюсерам», — подчеркивает Олег Березин.
Мнение разделяет и Владимир Петелин, генеральный директор сети кинотеатров «Премьер Зал»:
«Каждый раз проводятся параллели с успешным опытом других стран, в частности, Франции. Однако трактуются их модели поверхностно и однобоко. Насколько мне известно, протекционистская политика во Франции основана на том, что платит взносы не один конкретный сегмент, направляются средства не только на производство, а распределяются между большинством участников рынка. В том числе кинотеатры, которые платят отчисления, получают от государства рефинансирование. Текущие предложения сводятся к идее, как при советской власти: взять у тех, у кого «как будто бы есть» и раздать тем, у кого «как будто бы нет».
Критику встречает и предложение об ограничении количества сеансов для одной картины — «монополию» отдельных фильмов тоже нельзя решить математически, считают спикеры.
Некоторые фильмы, в том числе, российские бывают очень востребованы, и это ограничение станет препятствием для отечественного кино, которое Минкультуры стремится поддерживать. Например, таким лентам, как «Последний богатырь» и «Движение вверх», кинотеатры готовы отдавать до 50% сеансов.
Олег Березин приводит в пример площадки, у которых всего два сеанса в день, и они при любом раскладе не смогут соблюсти процентовку. Владимир Петелин говорит об однозальниках и двузальниках в малых городах, которые не обеспечат зрительский спрос при подобном ограничении: «Казалось бы, предложение может быть более разумно для 10-12 зальных кинотеатров. Хотя чисто среднестатистически блокбастеры занимают 30-35% сеансов в стартовый уикенд».
Возникает множество вопросов к механизмам подсчета. Как считать сеансы? Как считать фильмы, если, например, для версий в 2D и 3D выдаются два прокатных удостоверения?
«Одной фразой мир не поменять. После одного высказывания возникает 25 вопросов. Не ответив на них, не описав всю ситуацию грамотно, мы получим «кошмар на улице вязов»», — говорит Олег Березин.
«Важно учитывать, что рынок не однороден — применять ко всем одну кальку неправильно и нереально. Государство в лице Министерства экономики и налоговых служб, даже определяя налоги, всегда дает вилку для регулирования цифры, в зависимости от ситуации в том или ином регионе. Говорить о 35% для всех, по меньшей мере, неправильно. Совершенно непонятно, как проводился анализ и откуда взялись именно эти цифры. Должны быть хотя бы обоснования, почему 3%, а не 10% или 0,5%, почему 35%, а не 36%», — считает Владимир Петелин.
Индустрия учится вести диалог
Обсуждение законопроекта о сборе в 5 млн за прокатное удостоверение привело к активному разговору индустрии с Министерством культуры и к консолидации профессионального сообщества.
Так, в сентябре 2017 года на «Кино Экспо» было объявлено о создании сразу двух профессиональных организаций, глобальная цель которых — диалог игроков индустрии и решение общих проблем сообща.
Шесть крупных кинопрокатных компаний — «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро Премьер», «Наше кино», Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR), «Централ Партнершип» и Universal Pictures International — объединились в Ассоциацию кинодистрибьюторов. Профессиональное сообщество призвано наладить коммуникацию между тремя ветвями индустрии — кинопроизводством, кинодистрибьюцией и кинопоказом, в целях «цивилизованного ведения бизнеса». На первом заседании в рамках «Кино Экспо» горячо обсуждался закон о 5 миллионах, против которого выступил каждый из участников. Несмотря на критику законопроекта, Ассоциация не позиционирует себя, как оппонента Министерству культуры, а также ее члены подчеркивают, что их компании остаются конкурентами на рынке кинопроката, но при этом цель объединения — диалог со всеми с основными участниками и властью.
«Ассоциация кинодистрибьюторов создана для того, чтобы мы не разрушили то, что начало выстраиваться. Обсуждение проблем должно быть общим. Организация активно работает. Отказ от инициативы сбора 5 млн показал, что власть прислушивается к игрокам рынка, и диалог должен и будет продолжаться», — отметил Алексей Рязанцев.
Тем не менее, среди членов Ассоциации кинодистрибьюторов пока нет представителей небольших прокатных организаций, которые как раз находятся в особой зоне риска. Тем не менее представители обещают, что Ассоциация не будет «закрытым клубом» — со временем в нее смогут вступить и другие дистрибьюторы.
Ассоциация владельцев кинотеатров, зарегистрированная Минюстом еще в июле 2017 года, объединила представителей малого и среднего бизнеса, которые работают в сфере кинотеатрального показа. Ее отличие от существовавших ранее организаций таких, как «Киноальянс», «Стратегия кино», Национальная ассоциация кинотеатров, в том, что членами АВК стали не менеджеры, а непосредственно владельцы, ответственные за свои решения и вложенные в бизнес деньги. По данным Ассоциации, на момент анонсирования она насчитывала около 50 членов, среди которых есть как владельцы отдельных площадок, так и киносетей — краснодарской «Монитор», иркутской «Баргузин», сети «Киномакс».
«Киносообщество наконец начинает понимать, что если ничего не делать, то правила игры будут придуманы за нас. Тренд последнего времени – потрясающая активность чиновников, «эффективных» менеджеров от кино, считающих, что только они знают, как все нужно устроить, как нужно жить. По их мнению, киносообщество не думает о государственных задачах, мешает зрителям, желающим смотреть российское кино. На самом деле, давно известно, что зрителю не важно, российское кино или нет, он хочет хорошее кино. За последние несколько месяцев, благодаря в том числе и инициативам власти, появилось движение снизу в сторону консолидации, определения актуальных проблем и методов их решения», — говорил Олег Березин, один из главных инициаторов АВК, в Сочи в рамках делового завтрака компании «Невафильм».
Независимость на фоне протекционизма
Не только Владимир Мединский высказывает предложения по модернизации индустрии. Несмотря на то, что в текущем году показатели по отечественному рынку бьют рекорды, доля российского кино в совокупных сборах, а также в посещаемости кинотеатров перешагнула порог в 20%, мнение о том, что политика государственной поддержки кино и механизмы распределения средств требуют реформирования, разделяет большинство игроков рынка. Предложения по преобразованиям разнятся от косметических до достаточно радикальных.
Достаточно обстоятельный «протекционисткий» проект разработала Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России — «Национальную кинематографическую Программу импортозамещения». Механизм привлечения средств в киноиндустрию здесь основан на налоговых льготах для инвесторов и спонсоров, принимающих участие в производстве. В обмен на инвестиции эти компании и частные инвесторы получают право на долю доходов от будущей эксплуатации произведений. Помимо прочего предлагается ввести процентные отчисления от доходов ТВ каналов (3-5%) за телевизионный показ, 10% доходов от кинотеатральной и любой другой дистрибьюции, а также 1% от прибыли кинотеатров и других показчиков. В случае одобрении программы на Пленуме в марте 2018 года Союз кинематографистов направит документ в Правительство РФ.
Обновление принципов распределения бюджетных средств активно обсуждает Попечительский совет Фонда кино и начинает делать первые шаги по его оптимизации. В результате последнего в году заседания принято решение пересмотреть правила поддержки франшиз — безвозвратное финансирование смогут получать первые два фильма серии. «Если выпускается третья серия, она должна быть либо коммерчески успешна, либо ее необходимо закрывать», — объяснял член Попечительского совета Фонда кино Алексей Попогребский на собрании в декабре.
Председатель совета Владимир Толстой на октябрьском заседании Фонда в Администрации президента отмечал, что необходимо ставить в больший приоритет фильмы для семейной аудитории. В то время как Сергей Сельянов и Константин Эрнст предлагают более жесткие меры: сократить количество финансируемых Фондом проектов и выделить лишь проверенную «лигу» компаний-лидеров. По мнению Эрнста, для того, чтобы российское кино имело вес в сознании зрителей, в том числе молодежи, должно выходить около 12 мощных больших проектов в год, соответственно, а «для артхауса и других вещей есть бюджеты у Министерства культуры».
Естественно, что под более пристальным вниманием находятся коммерчески успешные картины, которые стимулируют развитие проката и индустрии, в целом. Чем больше обсуждается необходимость защищать российское кино от иностранных захватчиков проката, тем многозначительнее выглядит успех отдельных проектов, отличающихся качеством.
Интересная тенденция в этом году сложилась в сфере авторского кино. В конкурсе Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», который из года в год демонстрирует динамику развития авторского российского кино, в 2017 году приняло участие 14 лент, 9 из которых сняты без государственной поддержки.
Только три картины — «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Жги» Кирилла Плетнева и «Три сестры» Юрия Грымова — сделаны на гранты Минкультуры, и две — «Рок» Ивана Шахназарова и «Блокбастер» Романа Волобуева — профинансированы Фондом кино.
Среди независимых проектов 7 — «Теснота» Кантемира Балагова, «Заложники» Резо Гигинеишвили, «Близкие» Ксении Зуевой, «Мифы» Александра Молочникова, «Рок» Ивана Шахназарова, «Голова. Два уха» Виталия Суслина, «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина, «Прорубь» Андрея Сильвестрова, «Турецкое седло» Юсупа Разыкова — обзавелись дистрибьюторами, большинство уже вышли в прокат, хоть и с разной степенью успешности по кассовым сбором.
Дебютная лента ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» снискала международный успех, приняв участие в программе «Особый взгляд» в Каннах. Картина снималась на деньги Фонда Сокурова «Пример интонации».
В основном конкурсе Каннского фестиваля участвовала новая лента Андрея Звягинцева, которая также будет соревноваться за статуэтку «Золотого глобуса» и вошла в шорт-лист «Оскара». Фильм одного из самых известных российских режиссеров современности снимался без государственной поддержки, и решение не претендовать на грант стало осознанным шагом продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова.
Нельзя не вспомнить печальное событие этого года, почтив память знаковой персоны киноиндустрии — Даниила Борисовича Дондурея, главного редактора журнала «Искусство кино». Принявшему пост руководителя одного из главных изданий о киноискусстве Антону Долину с помощью поклонников «Искусства кино» удалось обеспечить новый старт журнала, собрав 3,5 млн рублей в результате краудфандинга, что, несомненно, является доказательством возможности финансовой независимости и самоорганизации некоммерческого предприятия.
В целом, эти разные примеры лишний раз доказывают, что хорошие талантливые проекты с добросовестными авторами и руководителями способны аккумулировать энергию не благодаря, а вопреки. Когда отрасль находится в турбулентности, опасается будущего, столкновений с конкурентами и решений государства, она вынуждена консолидироваться и пытаться наладить диалог. Пока авторы не находят финансирования, подвергаются идеологическому гонению, они вынуждены через отчаянные креативные решения искать дорогу к своему зрителю. К большому сожалению, это удается не всем, но, как известно, в естественном отборе побеждает даже не сильнейший, а тот, кто способен приспосабливаться к самым неожиданным переменам.
Читайте другие материалы об итогам 2017 киногода: