Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2017 года
К концу декабря «ПрофиСинема» традиционно подводит итоги года. В этом материале рассмотрим бокс-офис зарубежных лент в российском прокате. В прошлом году в списке лент, собравших в нашем прокате больше миллиарда рублей, присутствовали в прежде всего новые истории. Но в 2017 статус-кво восстановлен: продолжения знаменитых франшиз самых разных жанров вернули себе зрительский интерес. В сравнении с 2016-м несколько сдала свои позиции анимация. При этом среди «миллиардеров» есть довольно неожиданный и очень приятный фигурант.
Миллиардеры
В 2017 году семь зарубежных фильмов в России попали в список миллиардеров, а «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» перешагнули отметку в 2 млрд руб. Суммарно общий бокс-офис этих семи картин составил около 11,1 млрд. Что меньше, чем в прошлом году, когда 11 миллиардеров в общей сложности собрали около 16,7 млрд., причем, порог в 2 млрд. преодолели сразу два анимационных фильма – «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных».
№ |
Название фильма |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
1 |
WDSSPR |
2 324 808 058* |
|
2 |
UPI |
1 645 926 532 |
|
3 |
WDSSPR |
1 609 659 976 |
|
4 |
Fox |
1 525 934 637 |
|
5 |
UPI |
1 547 888 803 |
|
6 |
WDSSPR |
1 375 158 876 |
|
7 |
Каро Премьер |
1 068 522 133 |
* Здесь и далее - данные по сборам на 15.12.2017. Данные будут корректироваться в связи с новыми релизами и с учетом того, что прокат фильма «Убийство в «Восточном экспрессе»» и «Звёздные войны: Последние джедаи» еще продолжается.
Ситуация еще может измениться. Вторая половина декабря – это еще два важных релиза. А именно - «Звёздные войны: Последние джедаи» (14 декабря) и «Джуманджи: Зов джунглей» (21 декабря). Сомнительно, что «Джуманджи» преодолеет миллиардную планку. Что касается очередной серии «Звездных войн», то у нее как раз есть шанс. По итогам первого уикенда российские сборы составили почти полмиллиарда руб. (498,9 млн.). По всем прогнозам общие сборы «Последних джедаев» будут меньше, чем у «Пробуждения силы», первого фильма из трилогии сиквелов, который также выходил в прокат в декабре (2015 год). «Звездные войны: Пробуждение силы» в свой первый уикенд собрали в России 879,5 млн., а общие сборы составили порядка 1,866 млрд. Нет причин думать, что вторая часть в итоге катастрофически уступит первой. И все же в текущем году добраться до миллиарда «Звездные войны» могут не успеть.
В списке «большой семерки» обнаруживаются интересные детали. С отрывом лидирует единственный «двухмиллиардер» «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». В отличии от зарубежных рынков, где предпочли другое кино (об этом еще пойдет речь далее). В прошлом году зрители отдали свои симпатии анимации: два первых места списка миллиардеров занимали «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных». В 2017 снова два анимационных фильма в лидерах - «Гадкий Я 3» и «Босс-молокосос», но располагаются они в середине таблицы. Интересно также, что если в прошлом году зрители все же отдавали предпочтение новым историям, то в нынешнем – в основном продолжениям и спин-оффам знаменитых франшиз: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Форсаж 8», «Стражи Галактики. Часть 2», «Тор: Рагнарёк», тот же «Гадкий Я 3».
И, конечно же, хочется отметить «Оно», единственный фильм с рейтингом R среди миллиардеров нынешнего года. Перед выпуском в США Warner Bros. прогнозировала 50-60 млн. долларов в домашнем прокате в первый уикенд, но адаптация романа Стивена Кинга собрала в первые три дня рекордные 123,4 млн. и в итоге стала самым кассовым фильмом ужасов в истории, третьим самым кассовым фильмом с рейтингом R (после «Дэдпула» и «Матрицы: Перезагрузка») и десятым в списке кассовых хитов 2017 г. Ставший мировой сенсацией, этот не только страшный, но и пронзительный фильм не остался без внимания и у российской публики.
2017 год, как и год прошлый, стал успешным для компании WDSSPR: из семи миллиардеров три ленты прокатывала именно она: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Стражи Галактики. Часть 2» и «Тор: Рагнарёк». По результатам общих сборов первое место также у WDSSPR. Стоит добавить, что компания скорее всего упрочит свой успех, так как в ее пакете и «Звёздные войны: Последние джедаи». В списке прокатчиков миллиардеров фигурируют UPI с двумя релизами («Форсаж 8» и «Гадкий я 3»), «Двадцатый Век Фокс СНГ» («Босс-молокосос») и «Каро Премьер» («Оно»).
Почти дотянули
№ |
Название фильма |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
1 |
Fox |
993 250 999 |
|
2 |
WDSSPR |
983 665 192 |
|
3 |
UPI |
978 366 949 |
|
4 |
UPI |
973 978 767 |
|
5 |
Фокс |
965 707 550 |
|
6 |
ЦПШ |
945 057 954 |
«Миллиардеров» в этом году меньше, чем в прошлом. Зато вырос список фильмов, почти дотянувших до заветной суммы, а также собравших от 500 до 900 млн. руб.
Если в прошлом году в числе тех, кому немного не хватило до миллиарда, фигурировало всего три фильма, то в этом их в два раза больше. «Кредо убийцы» Джастина Курзеля до миллиарда не добрало всего лишь около 7 млн. руб. Джастин Курзель адаптировал для кино видеоигру, задача эта неблагодарная в том смысле, что такие фильмы ругает и критика, и геймеры. Часто и касса у них случается не великая, а всего лишь выдающаяся, а то и посредственная. К примеру, «Варкрафт» Данкана Джонса в 2016 г. собрал во всем мире 433,7 млн. долларов, при бюджете в 160 млн. Мировые сборы «Кредо убийцы» еще скромнее – фильм с бюджетом $125 млн. заработал на мировых экранах лишь 240,7 млн.
983,7 млн. рублей собрал в России перезапуск знаменитой франшизы, «Человек-паук: Возвращение домой». Паук гармонично влился в киновселенную Marvel. А молодой актер Том Холланд нравится публике, это было ясно еще после его дебюта в роли Паука в «Первом Мстителе: Противостоянии».
В числе тех, кто почти собрал миллиард из оригинальных историй – только «Зверопой», анимационный мюзикл о животных, которые хотят петь, уже, кстати, получивший две номинации на «Золотой глобус». Остальные (без учета «Кредо убийцы») – это снова продолжения или перезапуски известных историй. Помимо перезапущенного «Человека-паука», это ремейк классики о том, что не стоит будить древних египтян «Мумия», новая история из жизни людей икс «Логан» (кстати, тоже с рейтингом R, как и «Оно») и неубиваемые в смысле авторского пыла Майкла Бэя автоботы и десептиконы из «Трансформеров: Последнего рыцаря».
Другие крупные релизы: от 500 до 900 млн.
№ |
Название фильма |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
1 |
Убийство в «Восточном экспрессе»
|
Fox |
883 627 000 |
2 |
WDSSPR |
837 883 223 |
|
3 |
Наше кино |
844 815 632 |
|
4 |
UPI |
752 598 990 |
|
5 |
Fox |
735 507 489 |
|
6 |
Каро Премьер |
727 093 450 |
|
7 |
Fox |
690 188 205 |
|
8 |
UPI |
625 474 711 |
|
9 |
Каро Премьер |
622 227 123 |
|
10 |
WDSSPR |
618 511 917 |
|
11 |
Каро Премьер |
614 096 475 |
|
12 |
ЦПШ |
590 756 470 |
|
13 |
Каро Премьер |
575 614 715 |
|
14 |
UPI |
570 329 072 |
|
15 |
WDSSPR |
565 852 240 |
|
16 |
WDSSPR |
509 550 927 |
16 зарубежных фильмов собрали в российском прокате от 500 до 900 млн. рублей (в прошлом году таких было 11). Львиная доля этих картин – снова продолжения или ремейки («Планета обезьян: Война», «Kingsman: Золотое кольцо», «Лига справедливости», «Тачки 3», «Конг: Остров черепа», «Три икса: Мировое господство», «На пятьдесят оттенков темнее», «Бегущий по лезвию 2049», «Красавица и чудовище»). Пусть иногда и не вполне канонические, какой является, к примеру, новая версия диснеевской «Красавицы и чудовища» от Билла Кондона. Кстати, этот фильм на большинстве крупных рынков лидирует, но в России он выступил не так убедительно.
Еще более оригинальный и нестандартный сиквел – «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва, продолжение культового фильма Ридли Скотта (Скотт в этот раз был исполнительным продюсером). Его общемировые сборы разочаровывают, учитывая ожидание и весь тот шум, который творился в связи с этим проектом – 257,8 млн. долларов при бюджете 150 млн. Впрочем, оригинальный фильм 1982 года сначала тоже провалился в прокате и был обруган критикой. Что не помешало ему со временем войти в историю, пусть и после выхода в свет нескольких версий.
Хватает тут и более или менее вольных экранизаций. «Убийство в «Восточном экспрессе»» Кеннета Браны – адаптация классики Агаты Кристи. «Меч короля Артура» Гая Ричи – отдаленная вариация легенд о рыцарях Круглого стола. «Тёмная башня» Николая Арсела – экранизация романа Стивена Кинга, а «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона основан на французском комиксе. Так что оригинальными историями являются лишь «Великая стена», первый англоязычный фильм Чжана Имоу, а также «Геошторм» Дина Девлина и «Сплит» Найта М. Шьямалана. Впрочем, и из «Сплита» долетает эхо раннего триллера Шьямалана «Неуязвимый».
Фестивальные режиссеры и большое кино
В списках, попавших в обзор фильмов, бросается в глаза еще несколько интересных деталей. В попытке привлечь зрителя студии идут на эксперименты разной степени смелости. В графе «режиссер» все чаще появляются фамилии, которые привычнее видеть в программах мировых кинофестивалей. Студии привлекают к работе тех, кто способен наложить свой авторский отпечаток на большой проект.
Например, «Тор: Рагнарёк» снял Тайка Вайтити, создатель остроумнейшей мокьюментари на вампирскую тематику «Реальные упыри», завсегдатай и призер Берлинале и Санденса. Джастин Курзель, работавший над «Кредо убийцы» - автор страшной криминальной драмы «Снежный город». За этот свой дебют в полном метре он был удостоен специального упоминания ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. И его второй фильм, «Макбет», фигурировал в основном конкурсе Канн. Репутация фестивальных авторов у режиссера «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёва и создателя «Великой стены» Чжана Имоу. Для китайского классика, обладателя Венецианского «Золотого Льва», Каннских и Берлинских наград, это, кстати, был первый англоязычный проект.
Британская театральная звезда и большой специалист по Шекспиру Кеннет Брана сравнительно давно пробрался на режиссерские позиции в кино, и не только на шекспировские постановки. С 2011 г. он снял «Тора», «Джека Райана: Теорию хаоса», «Золушку». Не удивляет, что другую британскую классику, «Убийство в «Восточном экспрессе»», Fox доверил именно ему. А вот приглашать на всенародно ожидаемый проект «Стражи Галактики» Джеймса Ганна, пусть и снявшего комедию про супергероя «Супер», но в целом прежде всего большого поклонника малобюджетных ужастиков и Джорджа Ромеро для Marvel это был, в общем, смелый поступок. Первая часть вышла в 2014 году, вторая – в нынешнем. Согласно планам студии, Ганн будет работать и над третьей частью.
Иногда большой бизнес даже не боится нюансов, которые, казалось бы, могут отпугнуть потенциального зрителя. Самый яркий пример в нынешнем году – это «Логан» Джеймса Мэнголда, вполне соответствующий оригинальной серии комиксов «Старик Логан» фильм о старости и боли. То есть на темы, которые массовому зрителю вроде бы не нужны и которым место в резервациях (на кинофестивалях). А фильм собирает во всем мире на уровне своих предшественников.
Заграница: мировые расклады и национальные интересы
И в заключение сравним российский и зарубежный бокс-офис 2017 года, исключительно по общим сборам. «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» далеко не в лидерах в мировом рейтинге – девятое место, в североамериканском – вообще шестнадцатое. Ну а три фильма года – это «Красавица и чудовище», «Форсаж 8» и «Гадкий Я 3», каждый из них собрал в мировом прокате более миллиарда долларов. В Северной Америке, кстати, лидирует также «Красавица и чудовище», но затем следуют супергеройские истории о Чудо-женщине, Человеке-пауке, Стражах галактики и Торе, а также «Оно».
Крупнейшие территории Азии (Китай, Япония, Южная Корея) традиционно показывают хорошие сборы собственных фильмов, но и тут три хита фигурируют в десятках. Латинская Америка – это прежде всего Аргентина, Бразилия и Мексика. Помимо троицы лидеров тут очень хорошо выступили ужастики. Особенно в Аргентине: «Оно» здесь третий релиз года, а в десятке фигурирует и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла». На крупнейших англоязычных рынках «Красавица и чудовище» на вершине, но в Великобритании естественным образом на второй строчке «Дюнкерк» Кристофера Нолана, а в Австралии в десятке фигурирует «Лев» Гарта Дэвиса. Во французском топе хватает национальных релизов (««Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона, «Возьми меня штурмом» Дэни Буна, «SuperАлиби» Филиппа Лашо), лидер – «Гадкий Я 3», а «Красавица и чудовище» лишь замыкает десятку.
Особо пикантно выступила Германия. Лидер тут – комедия собственного производства, «Зачетный препод 3» Бора Дагтекина. Далее идут «Гадкий Я 3», «Красавица и чудовище» и «Оно», а вот высокую пятую строчку занимает вторая часть садо-мазо-эротической мелодрамы про выпускницу и босса «На пятьдесят оттенков темнее» Джеймса Фоули. И это самое высокое место фильма в мире, подобных успехов он не добился даже в горячей Латинской Америке.
Читайте другие материалы об итогам 2017 киногода:
Итоги 2017 года: Отчаянный протекционизм – случайная независимость