5 фильмов о супергероях не из США
23 февраля 2017 года в прокат выходит фильм «Защитники» режиссера Сарика Андреасяна об отряде советских супергероев (дистрибьютор - компания Каропрокат). Несмотря на то, что не все готовы без предубеждения принимать национальные эксперименты, сегодня можно говорить о том, что монополия Голливуда на производство супергеройского кино слабеет. Киноиндустрии других стран перенимают традицию и добиваются определенных успехов. «ПрофиСинема» вспоминает национальные фильмы о людях со сверхспособностями – из Японии, Китая, Индии, Австралии.
«Защитники», режиссер Сарик Андреасян
Россия, 2017
Проект от кинокомпании Enjoy Movies взбудоражил аудиторию ещё до выхода в прокат. Многие российские интернет-пользователи и даже новостные СМИ критично отозвались как о самой идее отечественного блокбастера, якобы без оглядки подражающего американской культуре, так и о содержании трейлера. Тем не менее западные СМИ встречают проект «Защитники» с интересом, особенно отмечая скромный по сравнению с голливудскими блокбастерами бюджет картины при достойном качестве картинки.
Несмотря на то, что создатели называют в референсах «Мстителей» и «Лигу справедливости», в основу сюжета «Защитников» легла отечественная история. Во времена Холодной войны секретная организация «Патриот» создала отряд супергероев, в который вошли участники из различных советских республик. Долгие годы героям приходилось скрывать свою сущность, однако в тяжелые для страны времена они вновь берутся за дело. В феврале 2017 года фильм выйдет в широкий прокат одновременно в РФ, КНР и Юго-Восточной Азии.
«Человек-зебра», режиссер Такаси Миике
Япония, 2004
Культура супергероев в Японии идёт по своему оригинальному пути. После Второй мировой войны начинает развиваться японский жанр комиксов манга, в конце столетия приобретает большую популярность, закрепляется в массовой культуре. С 50-х годов японская кинокомпания Toei Company произвела бессчетное количество фильмов и сериалов, и одним из самых популярных жанров стал «токусацу» - фантастическое кино со спецэффектами про супергероев (чаще в формате сериала). Самые известные примеры – «Могучие рейнджеры» и «Наездник в маске».
В 2004 году вышел фильм «Человек-зебра», рассказывающий о простом учителе, который, спасаясь от рутиной жизни, переодевается в костюм Человека-зебры, героя из токусацу-сериала его детства. Картина была показана в Роттердаме, Торонто, получила хорошую критику, а в 2010 году получила продолжение в сиквеле «Человек-зебра: Атака на Зебра-Сити», который вышел в прокат в США.
«Лига Богов», режиссеры Коан Хуэй и Верни Ён
Китай, 2016
Китайские кинематографисты тоже не отстают в освоении жанра супергеройского кино и, более того, имеют перспективы составить конкуренцию Голливуду на международной арене. Кинематографисты со всего мира стремятся сотрудничать с Китаем, и США – не исключение. Например, легенда Marvel Comics, автор персонажей множества культовых графических новелл, Стэн Ли, присоединился к работе над китайско-индийским проектом Monkey Monster, супергеройским фильмом, объединяющим две великие культуры.
В июле 2016 года масштабный блокбастер «Лига богов» с Джетом Ли в главной роли вышел в прокат в Китае, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и привел в восторг некоторые западные СМИ. В основу фильма легла китайская мифология: роман 16 века «Возвышение в ранг духов» о китайском пантеоне богов, о духах и демонах. Ради власти безумный император Чжоу пустил в тело дух Черного Дракона. Три легендарных героя отправляются на поиски меча, который может остановить чудовище.
«Случайный доступ» (Ra.One), режиссер Анубхав Синха
США, Индия, 2011
Супергеройское кино производит и ещё одна из крупнейших киноиндустрий в мире – Болливуд. В 2011 году вышел блокбастер «Случайный доступ», снятый в копродукции с США. Шекхар, талантливый программист, живет в Майами с любимой женой Соней и сыном Пратиком, разрабатывает компьютерные игры и считает свою жизнь вполне благополучной. Иначе думает его беспокойный сынишка, мечтающий о необычных приключениях и об отце, способном одолеть любого супермена или, в крайнем случае, придумать идеальную видеоигру. И добрый, несколько слабохарактерный программист идет на поводу у сына, создавая игру, где героем оказывается непревзойденный злодей РаВан, с которым предстоит сразиться Пратику.
Несмотря на то, что в Индии фильм вызвал холодные отзывы зрителей, «Случайный доступ» вышел в широкий международный прокат и показал приличный бокс-офис, собрав в мире почти $45 млн при бюджете в $24 млн.
«Грифф-невидимка», режиссер Леон Форд
Австралия, 2010
Премьера австралийской картины «Грифф-невидимка» состоялась в 2010 году на фестивале в Торонто, где была очень тепло принята публикой. Также фильм был показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году и получил премию Австралийской академии кинематографии и телевидения за лучший оригинальный сценарий.
Главный герой Грифф – обычный клерк в службе грузоперевозок, днём – объект насмешек коллег, который не выносит прикосновений посторонних людей, а ночью – супергерой, одной левой сворачивающий шеи злодеям. Несмотря на то, что сюжет формально совпадает с признаками супергеройского кино, «Грифф-неведимка» отличается от классики жанра и вышеперечисленных примеров. Это супергеройская трагикомедия, или, как описывает сам режиссёр, «супергеройский артхаус».
Драматургия кино, особенно, когда речь идет о таком узком жанре, как супергеройские фильмы, всегда подчиняется определенным правилам. Это всегда истории о героях со сверхспособностями, которые используют их для борьбы за справедливость. Здесь невозможно изобрести велосипед, но когда авторы во всём мире осваивают жанр, адаптируют культурную и историческую основу, наполняют историю новыми смыслами и проблематикой, а героев оригинальными характерами – это развитие жанра, а не вторичное воспроизведение или плагиат. Супергеройское кино – благодатная почва для рассказа универсальных историй зрительским языком и коммерческого роста отрасли, которую начинают использовать и российские кинематографисты.