Орки идут: В прокате «Варкрафт» Данкана Джонса
26 мая 2016 года в российский прокат выходит адаптация знаменитой компьютерной стратегии «Варкрафт» (дистрибьютор – компания UPI). Это фильм Данкана Джонса, режиссера, сценариста, сына Дэвида Боуи, прославившегося камерной фантастикой «Луна 2112». «Варкрафт» - его третий полный метр. Посмотрим, какое место может занять этот фильм в ряду экранизаций компьютерных, видео- или даже просто настольных игр.
Нашествие
С момента запуска первой игры Warсraft от компании Blizzard Entertainment (середина 90-х) к ней приобщились более 100 млн. пользователей. Глобальная ролевая многопользовательская онлайн-игра World of Warcraft была выпущена с большим успехом в 2004, и с тех пор появилось еще пять дополнений. Фильм задумали десять лет назад, но все несколько затянулось. Сначала релиз планировался на 2009, потом был перенесен на два года, потом на зиму 2015, потом его снова отложили из-за релиза новых «Звездных войн». Менялись концепции (первая оказалась слишком похожа на «Властелина колец»). В итоге решили, что фильм расскажет о самом начале эпохальных войн между пестрым населением Азерота и орками, прибывшими сюда из своего умирающего мира Дренор с целью все завоевать. Менялись претенденты на режиссерское кресло. Среди них фигурировал даже Уве Болл – по его словам, компания отказала ему, сказав, что, дескать, «только не вы». Планировался также Сэм Рэйми. Но в итоге это место занял Данкан Джонс, в свое время блестяще дебютировавший олдскульной фантастикой «Луна 2112», а затем хорошо показавший себя в «Исходном коде». 160-миллионный «Варкрафт» стал его дебютом в большом дорогом кино. Джонс подходил к вопросу со всей ответственностью, даже внес серьезные коррективы в сценарий.
Пока длилась вся эта эпопея, в смысле популярности игры произошли изменения: еще в 2010 в ней насчитывалось примерно 12 млн. постоянных пользователей, но недавние подсчеты показали, что их осталось «всего» около 5 млн. Так что выходящий сейчас фильм приходится компании-разработчику очень кстати. Если, конечно, он будет иметь успех. Пока немногочисленные отзывы на Rottentomatoes и Metacritic в основном отрицательные. «Критики бросаются терминами типа «бездушное корпоративное кинопроизводство», но такому кино как «Варкрафт» действительно удается оправдать это определение», - замечает The Wrap. «Эпическая битва в «Варкрафт» происходит не между людьми и орками, истинный конфликт – между создателями, старающимся рассказать эту историю с душой, и нелепостью, свойственной продукту, с которым они работают», - добавляет Variety.
При всей красоте и мастерстве исполнения спецэффектов, при всем уважении авторов к визуальному миру игры, фильм получился беспорядочным. Джонс попытался уважить геймеров и в то же время превратить свое кино в драму (в игре, понятное дело, ее не предполагалось). Одновременно он запихнул в историю как можно больше современной гуманистической идеологии. Нашлось место и для семейных ценностей. Для Джонса с его страстью к концентрации на драме отдельных героев, тут слишком много персонажей. В актерском смысле никто из присутствующих в кадре особо не проявляется (особенно обидно за Доминика Купера и Бена Фостера). Может быть, кроме Бена Шнетцера – у его персонажа, молодого мага, есть хоть какой-то характер и история. Исходя хотя бы только из намеченных сюжетных линий и представленных будущих важных героев, наверняка создатели задумывали это кино как заход для мощной франшизы. Определенно сборы фильма будут играть важную роль в том, как, когда и с кем историю про войны на Азероте будут продолжать. Пока же посмотрим на то, каким успехом и какой кассой отличались фильмы-адаптации разного рода игр (не только компьютерных) и вспомним некоторые особенно отличившиеся.
Самые-самые
Самый выдающийся. На это звание претендуют не отдельные фильмы, а сразу две популярнейшие франшизы.
«Пираты Карибского моря», проект, основанный даже не на игре, а на парке аттракционов, и даже не на целом парке, а на одном конкретном развлечении – одноименной водной горке. Вся франшиза (пока 4 фильма) с суммарным бюджетом 915 млн. долларов собрала в мире 3,7 млрд. Стартовое «Проклятие Черной Жемчужины» заняло двадцать вторую строчку в списке самых прибыльных фильмов в США. Это был первый фильм Walt Disney, получивший рейтинг PG-13, одновременно, по версии британского Channel 4, четвертый в списке лучших семейных фильмов. А также новая ступень в карьере Джонни Деппа, интересные критические гипотезы о том, «что авторы имели ввиду» (в частности, анализ присутствующей в «Пиратах…» темы противостояния глобальных корпораций и свободолюбивых граждан мира). Но в первую очередь франшиза – возрождение пиратской тематики, долгое время считавшейся провальной в Голливуде, чистое приключенческое кино и романтика дальних странствий. Disney планирует продолжения. Пятая серия, «Мертвецы не рассказывают сказки», должна выйти в прокат через год.
«Трансформеры», проект, который, в отличии от «Пиратов…», имел своего рода сюжет и до появления полного метра. Трансформеры были игрушками от компании Hasbro, игрушки изначально делились на два лагеря, на хороших и плохих инопланетных роботов, автоботов и десептиконов. По мотивам появлялись комиксы, мультфильмы, шоу. Однажды все это должно было взорваться чем-то незабываемым, что и произошло, когда Стивен Спилберг уговорил Майкла Бэя сесть в режиссерское кресло проекта. Бэй снял кино, в котором заглавные герои отошли на второй план (чем разозлил фанатов, ему даже слали письма с угрозами), вовлек в работу General Motors и армию США, заставил весь мир смотреть историю о том, как все вокруг масштабно взрывается, а выпускник школы получает первую в своей жизни машину и впервые влюбляется. Критика поначалу требовала раскрытия характеров героев, но затем махнула рукой, поняв, что можно наслаждаться чем-то одновременно увлекательным и тупым. Итог: четыре фильма с суммарным бюджетом 755 млн. долларов собрали в мире 3,8 млрд. долларов.
Самый женский. «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» и сиквел «Колыбель жизни» - адаптации популярной игры Tomb Raider. Игру можно с одинаковым успехом упрекнуть в сексизме и похвалить за продвижение роли женщины в индустрии. Первый вариант персонажа был мужчиной и сильно напоминал Индиану Джонса, за что разработчика игры пожурили инвесторы. И тогда он, ярый противник образа «девица в беде», сделал героя активной женщиной с роскошными формами. Tomb Raider появилась в ситуации тотального доминирования мужчин-героев игр, в этом смысле Лара Крофт была довольно смелым шагом и, с одной стороны, изменила образ женщины в индустрии, да еще и привлекла женскую аудиторию, с другой стороны, стала ярко выраженным секс-символом. Кому было играть такую даму, как не Анджелине Джоли? Невозмутимая аристократка Лара Крофт в исполнении Джоли – смесь Индианы, Бэтмена и Джеймса Бонда, живет в особняке, развлекается археологическими изысканиями и в целом довольно классная. Несмотря на все заслуги первоисточника, киноадаптацию приняли плохо. Сборы первого фильма составили 274,7 млн. долларов при бюджете 115 млн., второго – 156,5 млн. при бюджете 95 млн. и затратах на маркетинг еще 35 млн.
Самый лучший. Игра «Сайлент Хилл» о человеке, ищущем свою дочь в мистическом, охваченном ужасе городе, была создана людьми, считавшими себя аутсайдерами в профессии. Знаменитый туман был вызван желанием скрыть свойственные эпохе технические недостатки проекта. Было еще много деталей, которые по идее должны были бы помешать продукту стать тем, чем он стал. Но в итоге вышла игра, оказавшая огромное влияние на жанр. Одноименный фильм был посредственно принят критикой и коммерческого успеха не имел. Но он стал культовым, а пользователи IMDB назвали его лучшей киноадаптацией компьютерной игры. И даже его недоброжелатели, такие как известный американский критик Джеймс Берардинелли, признают, что «Сайлент Хилл» не Святой Грааль в деле экранизации игр, но определенно шаг в верном направлении. Киноадаптацию снял автор «Братства волка» француз Кристоф Ганс, он почти полностью сохранил сюжет первоисточника, основное изменение – вместо героя появилась героиня, вместо отца мать. Его заслуга в том, что он сумел снять фильм именно по игре, но при этом создать нечто самостоятельное, снайперски точную атмосферу, такое кино, которое, если позволить ему это, не отпустит зрителя очень долго.
Самый активный автор. Это звание определенно принадлежит Полу У. С. Андерсону, режиссеру «Смертельной битвы» (по одноименному кровавому файтингу Mortal Kombat) и режиссеру и (или) продюсеру франшизы про злобных фармацевтов, смертельный вирус, искусственный интеллект и зомби «Обитель зла» (пять уже вышедших и шестой на подходе, также по одноименной игре Resident Evil). Критика от обоих кинопроектов была в неприятном недоумении, но они хорошо зарабатывали (пять «Обителей зла», например, при суммарном бюджете 248 млн. долларов собрали в мире 915,9 млн.), а рецензий Андерсон, по собственному признанию, давно не читает. В определенном смысле «Обитель зла» - семейное кино: на проекте встретились и поженились Андерсон и исполнительница главной роли Милла Йовович.
Прочее. В эту группу попали фильмы, которые порой собирали очень хорошую кассу, но по гамбургскому счету ничем принципиально не выделялись. Например, «Принц Персии: Пески времени» Марка Ньюэлла с Джейком Джилленхолом в главной роли (адаптация одноименной игры, «потомка» главного платформера всех времен и народов про юношу и паркур). Фильм на сегодня – рекордсмен по сборам среди адаптаций компьютерных игр (336,4 млн. долларов при бюджете 150 млн.), паркур в нем тоже есть, но это все, за что можно зацепиться. Интересный режиссер Питер Берг, автор «Королевства» и «Хэнкока», снял «Морской бой», связанный с одноименной игрой про то, как потопить авианосцы, эсминцы, крейсеры и линкоры. В фильме появились инопланетяне, но он все равно не удался и был плохо принят (сборы составили 304,3 млн. долларов при бюджете в 209 млн.). В этом же списке, например, и Doom Анджея Бартковяка, о котором сказать вообще нечего.
На какой полочке в этой иерархии расположится «Варкрафт» – скоро узнаем. «Варкрафт» Данкана Джонса выходит в российский прокат 26 мая в IMAX, 2D и 3D форматах.