Ботаник как супергерой: В прокат выходит «Марсианин» Ридли Скотта
8 октября 2015 года в российский прокат в IMAX, форматах 2D и 3D выходит «Марсианин» Ридли Скотта с Мэттом Дэймоном в главной роли (дистрибьютор – компания 20 Век Фокс). Это экранизация романа о том, как один человек потерялся на Марсе и выжил, а потом его спасала вся Земля, научно-фантастический триллер, и в этом определении важными являются все три составляющих его слова.
Все за одного
Астронавт и ботаник Марк Уитни (Мэтт Дэймон), работавший в составе марсианской миссии, во время пыльной бури пострадал и отстал от группы, его товарищи решили, что он погиб и стартовали в обратный путь без него. Очнувшись, он решил попытаться выжить, добрался до марсианских модулей со скудными запасами пищи и техники, сумел наладить из подручных материалов производство воды и картошки. В это время на Земле NASA с прискорбием сообщило миру о трагической гибели астронавта и даже торжественно его похоронило. Но вот скромная сотрудница этого ведомства, анализируя новые снимки Марса, осознала, что Уитни жив и не сдается. С этого момента вся планета подключилась к операции по спасению жизнелюбивого ботаника.
«Марсианин» снят по дебютному роману Энди Уира. Уир трудился программистом в Калифорнии, написал книгу, выкладывал ее в интернете, с успехом продавал на Amazon, затем получил предложение от издательства, после выхода печатной версии стал знаменитостью и на премьере экранизации на кинофестивале в Торонто сидел рядом с Ридли Скоттом.
Самая сильная и привлекательная и одновременно опасная сторона романа – его научная составляющая, подробные описания технологий выживания человека с образованием и инженерным складом ума (и с силой духа, разумеется) в месте, где выживание вроде как невозможно. Хотя автор и допустил пару условностей – в частности, вероятность песчаной бури на Марсе. Уир удивлялся потом в своих интервью, что столь «обнаученная» книга была интересна широкой публике.
Дрю Годдард («Хижина в лесу») написал роскошный сценарий, сильно урезав науку, усилил «земные» эпизоды, и в итоге зритель имеет не только Дэймона на Марсе, но и целый цветник актеров – Джессика Честейн, Кристен Уиг, Кейт Мара, Джефф Дэниелс, Шон Бин (последнего, кажется, взяли ради шутки про «Властелина колец»). Есть даже гонконгская звезда Эдди Ко в роли китайского магната (тут авторы, разумеется, рассчитывают на благодарный рынок Китая). Магнат ради спасения американского астронавта решил безвозмездно расстаться с секретом родины, вернее, с важнейшей наработкой собственной фирмы. Что, пожалуй, выглядит даже более фантастично, чем вся марсианская эпопея героического ботаника. Годдард сработал так искусно, что получившийся триллер в итоге все же остался именно научно-фантастическим. А с другой стороны, окончательно превратился в вывернутую наизнанку историю о супергерое – тот спасет мир, в «Марсианине» же весь мир занят спасением одного человека.
И все же ботаник Марк Уитни супергерой в том смысле, в каком являлись ими персонажи даже не Даниэля Дефо, а Жюля Верна, энергичные и благородные, не терявшие веры в себя и свой разум и знания. В последнее десятилетие появлялись научно-фантастические фильмы богаче или неожиданней «Марсианина», от «Интерстеллара» Кристофера Нолана до камерной «Она» Спайка Джонса. Но «Марсианин» – важное свидетельство торжества в современном кино именно научной фантастики, продукта, где научная и фантастическая составляющая равноправны.
Это этап в творчестве Ридли Скотта. После череды довольно спорных фильмов он снял не просто превосходное кино, но и нечто совершенно для себя особенное. По степени оптимизма и веры в человека «Марсианин» приближается к каким-то уж совсем запредельным образцам, есть такие трогательные сцены, что кажется, еще немного, и в кадр войдет Брюс Уиллис и всех окончательно спасет. Так что помимо прочего фильм получился еще и очень смешным, оптимистичным, духоподъемным. Чего меньше всего ожидаешь от автора «Чужого» и «Бегущего по лезвию», которые пусть давно, но, казалось, навсегда сформировали его имидж как автора мрачной и темной фантастики.
Занимательная конспирология
Проект пользовался поддержкой Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA). Когда авторы «Марсианина» обратились в NASA, там немедленно согласились сотрудничать, потому что чтили литературный первоисточник. Управление было главным консультантом и советником Скотта, съемочную группу даже провели по некоторым объектам, показали прототипы технологий, которые затем появились в фильме. Одним из самых активных поклонников проекта был Джим Грин, директор планетарных наук Управления (его прототипа в фильме играет Чиветель Эджиофор). А вел «Марсианина» Берт Ульрих, представитель Управления по связям с киноиндустрией и телевидением. Согласно своим уставным документам, NASA не цензурирует сценарии, более того, оно обязано информировать общественность о своей деятельности как можно шире. Помогали проекту и в смысле маркетинга: специалисты NASA проводили круглые столы, связанные с фильмом, а астронавты участвовали в вирусной рекламной кампании «Марсианина» в Twitter. Скотт даже заявлял, что знал об обнаружении воды на Марсе за месяц до официального оглашения этой информации, но было уже поздно, чтобы брать это в работу.
Интересно, что официальное объявление о марсианской воде случилось незадолго до премьеры. Когда Годдарда спросили, не является ли это совпадение частью рекламной кампании фильма, он отнекивался, сказал, что создателям «Марсианина» просто повезло. Естественно, сговор отрицают и в Управлении.
В обмен ли на помощь NASA, или по собственному желанию, но «Марсианин» получился по отношению к Управлению весьма комплементарным. Даже когда по сюжету его глава должен упереться на предмет принятия рискованного решения об участии экипажа в спасательной операции героя, это выглядит аккуратно. Не как трусость или чиновничье равнодушие, а как благородная осторожность: глава NASA (Джефф Дэниелс) говорит руководителю полета (Шон Бин), что «каждый раз, когда мы что-то теряем, мир забывает, зачем мы вообще летаем». Американский историк кино и журналист Марк Харрис назвал «Марсианина» самым «про-NASA»-фильмом за многие годы.
Космос и картошка: оттенки красного
Есть и совсем уж неожиданный аспект проекта «Марсианин». Брендирование контента – давно традиция. Чемпион по этому вопросу, пожалуй, «бондиана». Скоро в прокате появится новая серия, «007: Спектр», и зритель сможет увидеть на экране помимо прочего продукцию Aston Martin, Omega и Burberry. Или вот еще пример. Ведущим британским партнером «Людей Икс: Дни минувшего будущего» стала Virgin Trains: в интервью боссы компании говорили, что движение и время являются ключевыми темами фильма, и транспортная компания хотела, чтобы ее имя ассоциировалось с таким кино. Национальная гвардия США участвовала в производстве и продвижении перезагрузки Супермена «Человек из стали». National Guard сделала все, чтобы новый Супермен ассоциировался с ней, рекрутская кампания того времени называлась «Солдат из стали». Да что там, мирная Vermont Teddy Bear Company создала плюшевого медвежонка для «Пятидесяти оттенков серого».
И вот шотландская Albert Bartlett, существующая с 1948 года, обеспечивающая картофелем, причем, прежде всего краснокожим Rooster, почти пятую часть британского рынка, сочла, что «Марсианин» с его сюжетной линией выращивания картофеля на Красной планете – слишком хорошая возможность, чтобы ее упускать. Работающее с компанией рекламное агентство слишком поздно связалось с авторами проекта, так что полноценно вклиниться в него шотландская картошка не смогла. Но возможность использовать ситуацию в рекламе все же получила: по мнению представителей рекламного агентства, для фильма это возможность лишний раз напомнить о себе семейной аудитории. Так что у «Марсианина» в Британии есть официальная картошка. Хотя любим мы его, конечно, не за это.
Финансы
Была у фильма и финансовая интрига. До его выхода в прокат обсуждали, обгонит ли он по сборам за первый уикенд «Гравитацию» Альфонса Куарона, ставшую сенсацией 2013 года и также стартовавшую в начале октября. «Гравитация» (бюджет 100 млн. долларов) заработала в первые выходные дома 55,785 млн. В пользу фильма Куарона был меньший хронометраж (а, значит, большее число сеансов) и мощное 3D. Более дорогой «Марсианин» (108 млн.) отличался агрессивной маркетинговой кампанией, кроме того, шел в большем количестве кинотеатров, и цены на билеты были выше.
И все же достижение «Гравитации» устояло. «Марсианин» в первый уикенд собрал 54, 3 млн. Фильм вышел также на некоторых иностранных территориях и общие сборы довел до 98,9 млн. Но важнейшие зарубежные рынки еще впереди. Вторым по сборам в открывающий уикенд «Марсианин» является и для режиссера и главного актера: лучшим релизом на старте для Ридли Скотта остается «Ганнибал» (58 млн. в 2001 г.), а для Мэтта Дэймона – «Ультиматум Борна» (69,2 млн. в 2007 г.).
«Марсианин» Ридли Скотта выходит в российский прокат 8 октября в IMAX, форматах 2D и 3D.