Гай Ричи возвращается: В прокате «Агенты А.Н.К.Л.»
13 августа 2015 года в российский прокат выходят «Агенты А.Н.К.Л.», комедийный боевик о шпионском интернационале, созданный на базе популярного когда-то американского сериала (дистрибьютор – компания Каро). С новым фильмом после почти четырехлетнего перерыва к зрителю возвращается Гай Ричи, что уже интересно. Еще интереснее, что это кино, задуманное давно, могло бы быть очень актуальным в современной политической ситуации.
Пацаны
Первые два фильма Гая Ричи, «Карты, деньги, два ствола» (1998) и «Большой куш» (2000), немедленно вписали его в историю британского кино. Автора, снявшего важнейшие криминальные комедии рубежа веков, из-за стилистической близости и определенного родства персонажей сравнивали с Тарантино. Но и собственного колорита у Ричи было не отнять. Все дурацкие приключения из его фильмов перекочевали туда из жизни или из популярных анекдотов (которые тоже когда-то наверняка случались в реальности). Перенеся тарантиновский нерв на британскую почву, Ричи рассказал о кокни и заставил зрителя их слушать. Его творчество полюбили и социально близкие его героям зрители, и интеллектуалы. Символично, учитывая, что Ричи, прикидывающийся обычным парнем, происходит из очень приличной семьи (на фамильном древе фигурирует даже король Эдуард I). Его фильмы сочли чем-то большим, чем просто кино. К примеру, есть целая книга (Samir Ibrahim. A Cultural Studies Analysis of Guy Ritchie´s Snatch), трактующая героев Ричи с гендерной точки зрения. Раздраженная мужская идентичность, писал автор, желает освободиться от феминистских конвенций и найти свое место в мире. С другой стороны, силовые структуры заявили об опасности такого кино, ткнув пальцем конкретно в Ричи. Джон Эббот, глава Национальной службы криминальных расследований заявил, что он против гламуризации гангстера на экране и страшно разочарован, что такие ленты, как «Карты, деньги, два ствола» делают героями людей, на самом деле являющихся пиявками на теле общества. Это было безоговорочное признание.
Мадонна
С американской певицей, актрисой, человеком и пароходом Мадонной Гай Ричи познакомился на волне успеха «Карт, денег, двух стволов». В конце 2000-го года они поженились и оказали взаимное влияние на творчество друг друга. Ричи за период их брака «разродился» тремя фильмами. «Унесенные» (2002) выглядели недоразумением. Ремейк фильма Лины Вертмюллер не только провалился в прокате, но и получил пять «Золотых малин». Говорят, Вертмюллер выскочила со спецпоказа с криком: «Что они сделали с моим фильмом!» Говорят также, что на этот проект уговорила своего мужа именно Мадонна, сыгравшая там главную роль.
Далее последовал «Револьвер» (2005), запутанная история о гангстере, слушающем свой внутренний голос и двух загадочных коллег. Криминальный сюжет был очень задумчив и забит каббалистическими намеками (Ричи увлекся не на шутку и даже планировал снимать некое документальное кино), да просто был иной. В общем, режиссер отважно попытался выпрыгнуть из собственной репутации и немедленно был наказан: на «Револьвер» и критика и публика отреагировали с возмущением. В «Рок-н-рольщике» (2008) он вернулся к шаблону. Тут были, конечно, мужчины в пиджаках, хеджевые фонды, махинации с недвижимостью и русский олигарх, но в целом ничего для Ричи нового. Этот фильм приняли со сравнительным энтузиазмом, ждали продолжения. Но тут пришло время следующего проекта – нового прочтения приключений Шерлока Холмса.
Шерлок Холмс
Шерлок Холмс попал в книгу рекордов Гиннеса как самый часто изображаемый литературный персонаж в истории кино. Более 70 актеров сыграли его в двух сотнях фильмах и сериалах. «Шерлок Холмс» (2009) и «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) - одно из самых оригинальных прочтений. Ричи поменял правила игры в знаменитого детектива. Его Холмс – это, прежде всего, веселье и экшн, а уж потом работа холодного ума заглавного персонажа, режиссер включил сюда все самое органичное для себя: драки, ритм, язвительные диалоги, пилу для разделки свиных туш.
Словом, Холмса успешно пересадили на территорию блокбастера. Но при этом дух прославленного детектива викторианской эпохи сохранился. Холмс у Ричи сражается не только с преступниками, но и с предрассудками, доказывает, что восстание из мертвых — лишь ловкость рук, а потусторонние силы — только замаскированные достижения механики и химии. Идея очень важная в наше дикое время, когда на мировых экранах торжествуют вампиры и прочая нечисть, а викторианского скепсиса отчетливо не хватает и в реальной жизни.
И Гай Ричи снова доказал еще одну очень важную вещь: с каждым новым фильмом получавший все больший бюджет, все глубже погружающийся в индустрию, он снимал прежде всего свое кино. Это всегда был его собственный узнаваемый стиль.
Спецслужбы без границ
Итак, новый фильм Ричи «Агенты А.Н.К.Л.». Это история, созданная по мотивам выходившего в 60-е сериала The Man from U.N.C.L.E. об интернациональной группе сотрудников спецслужб, которые то там то сям сражаются с мировым злом. Агента ЦРУ Наполеона Соло придумал сам Ян Флеминг. Сценаристу и продюсеру Сэму Рольфу принадлежала идея дать Наполеону в компаньоны агента КГБ, чтобы показать, что в борьбе с мировым злом нет границ. Сериал о том, как ЦРУ и КГБ работают вместе, вышедший во времена Холодной войны – это было смело. И именно это сразу привлекло публику: поначалу главным был Наполеон, но советский агент так понравился зрителям, что его также выдвинули вперед.
Сериал был невероятно популярен, породил спин-офф, комиксы, два десятка романов, его многократно цитировали в различных произведениях поп-культуры. Детали реквизита, документы и видео, связанные с сериалом, сегодня выставлены в том числе в экспозиции Президентской Библиотеки Рональда Рейгана, в музее ЦРУ и других музеях спецслужб США.
Проект Warner Bros. старый, сама идея появилась еще в 90-е. За минувшие десятилетия было написано более десятка сценариев, в режиссерское кресло думали посадить Квентина Тарантино и Стивена Содерберга, а на главных ролях видели поочередно добрый десяток голливудских звезд.
На выходе получилась история о том, как шпионский интернационал только создавался, как однажды спецслужбы по обе стороны океана забеспокоились относительно ядерного оружия, оказавшегося в плохих руках. Как в разделенном Стеной Берлине в охоте за родственницей одного запутавшегося ученого познакомились, схватились и подружились црушник Наполеон Соло и кгбшник Илья Курякин, а затем на сцену выступила еще и британская разведка. В главных ролях Генри Кавилл, самый кассовый Супермен всех времен, экс-неудачник, который когда-то мог сыграть, но не сыграл, Джеймса Бонда (был слишком молод) и Эдварда Каллена (был слишком стар), и Арми Хаммер, актер с комедийным потенциалом (заметным еще в «Белоснежке: Мести гномов») и правнук того самого Арманда Хаммера. Родственницу-автомеханика старательно играет модная Алисия Викандер, британские спецслужбы с достоинством представляет Хью Грант.
Если оценивать это кино как продукт, то применимы самые превосходные эпитеты. Привлекательный сюжет, пышные персонажи, отличный юмор, погони на старых авто, у которых темперамент лучших представителей современного автопрома, стилизация эпохи 60-х, раскаленный спор агентов двух супердержав о преимуществах великих кутюрье (и бог с ним, что этот диалог не просто так, а в память о сериале, где мода и даже одно конкретное ателье – часть истории, даже не зная этого, все равно смешно), опять же, комедийный талант Арми Хаммера.
Если же смотреть шире, то начинавший с бытописания уличных кидал, Ричи успешно работает и на территории шпионских историй и изысканных итальянских вечеринок, но это все та же его манера, в который он упражняется, как разминающийся пианист. В том, что он умеет работать с эпохой, можно было убедиться после просмотра его Холмса. Все остальное тоже, в общем, привычно. Пожалуй, учитывая нынешний кризис в отношениях Россия-Запад, это кино могло бы выглядеть невероятно актуальным, но этому мешает та самая безупречность стилизации – трудновато переносить все это на сегодняшний день. Ричи определенно обогатил своей манерой жанр суперагентского кино, но выше головы прыгать не пытался, да у него и не было такой задачи. Самым отважным, возмутительным и неожиданным его проектом все равно остается «Револьвер».
«Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи в российском прокате с 13 августа.