21 ноября 2014 11:48
Глобальная лицензия – глобальные проблемы
В конце октября 2014 года разработанная Российским союзом правообладателей «Концепция глобальной лицензии - нового инструмента управления правами интеллектуальной собственности в цифровой среде» была воплощена в проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В киносообществе законопроект, регламентирующий уплату операторами связи взноса за получение от правообладателей глобальной лицензии на распространение контента, подвергается резкой критике. Тем не менее, он может вступить в силу уже с 1 января 2015 года.
Согласно законопроекту в законодательной базе появится понятие так называемой глобальной лицензии, которая будет распространяться практически на все виды аудиовизуального контента, а также книги. Получать глобальную лицензию должны будут операторы связи, оплачивающие фиксированный сбор в пользу правообладателей через организацию коллективного управления правами, а абоненты, в свою очередь, получат неограниченный доступ к лицензированному контенту.
Профессиональные и общественные организации кинематографии категорически против идеи введения коллективного управления правами в информационнотелекоммуникационных сетях и находят ее противоречащей национальному и международному законодательству, а также экономическим основам кинематографии. По сути, коллективное управление правами означает, что вне зависимости от того, дал правообладатель согласие на использование в сети Интернет своего объекта авторских (смежных) прав или нет, аккредитованное общество по коллективному управлению правами может выдать любому лицу право на его использование в составе глобальной лицензии. Таким образом, правообладатель фактически лишается исключительных прав на свои произведения в Интернете, а незаконное использование результатов творческого труда в сети становится легитимным.
Нелогичным представляется изложенный в законопроекте аргумент, что введение коллективного управления правами нужно правообладателям, поскольку им затруднительно или даже невозможно осуществлять свои права в Интернете в индивидуальном порядке. На самом деле, главная проблема правообладателей при использовании произведений или фонограмм в российской зоне Интернета состоит в том, что недобросовестные участники сетевого пространства в принципе не желают заключать договоры на правомерное использование интеллектуальной собственности.
Основная цель законопроекта декларируется как определение «наиболее эффективных способов защиты авторских и смежных прав в информационнотелекоммуникационных сетях», но, по сути, проект не предусматривает никаких способов или механизмов защиты исключительных прав, дополнительных к тем, которые предусмотрены действующим законодательством. Другими словами, концепция предлагает уничтожить интернет-пиратство не путем введения сферы использования произведений в сети Интернет в обязательное для всех отраслей применения интеллектуальных прав правовое поле, а путем отмены действия исключительного права в этой сфере и освобождение нарушителей от ответственности за незаконную деятельность.
Противоречащим законодательным нормам выглядит и положение проекта, согласно которому оплата использования произведений осуществляется не лицом, использующим объект прав (и соответственно, получающим от этого коммерческую выгоду), а третьим лицом, которое не осуществляет такого использования.
В свете всего вышеперечисленного создается впечатление, что предложенный механизм реализации прав в сети Интернет выгоден только недобросовестным участникам Интернета, и обществу по коллективному управлению, которое будет аккредитовано для сбора и распределения вознаграждения.
Законопроект не только не соответствует правовым нормам, но и является экономически необоснованным. Сейчас на российском рынке легального видео в интернете действует порядка 60 компаний, при этом аудитория интернета и онлайн-видео в России составляет 59 млн. человек (больше, чем в Германии или Франции). Цифровое тв и онлайн-видео смотрят 24 млн. человек. Для сравнения, постоянная аудитория кинотеатров составляет по разным оценкам 7 - 10 млн. человек.
При сохранении существующих тенденций, уже через пять лет рынок онлайн-видео и просмотров в Интернете сможет соперничать по объему доходов с кинопрокатом и доходами от продажи телеправ, что, безусловно, послужит росту и развитию киноиндустрии в России. Внедрение механизма коллективного управления правами нанесет удар по бизнесу существующих онлайн площадок и сделает невозможным появление новых. Аналогичным образом, увеличится ущерб для кинопроката от пиратства в Интернете.
Система, по которой «новые результаты интеллектуальной деятельности сразу вовлекаются в оборот нематериальных товаров и услуг в цифровой среде» приведет к разрушению российской индустрии кинопоказа, основанной на соблюдении «окон» выхода фильма в прокат.
Стоит отметить, что построение (сейчас технически невозможно агрегировать все просмотры того или иного контента всеми зрителями в Интернете) автоматизированной системы идентификации контента и подсчета количества просмотров каждым пользователем интернета - самостоятельная технологическая задача, на решение которой потребуются годы и немалые средства. При этом защита такой системы от злоупотреблений потребует ежегодных затрат многократно превышающих сегодняшние затраты на борьбу с пиратством. Прозрачный, рыночный механизм распределения доходов может основываться только на существующей процедуре, когда каждый правообладатель самостоятельно размещает, монетизирует и отслеживает правомерность использования своего контента. По предлагаемой в законопроекте схеме это сделать невозможно, итоговое распределение средств в этом случае будет всегда носить волюнтаристский и субъективный характер.
Также в данной схеме связь между размерами затрат на производство и приобретение прав и размером доходов полностью отсутствует, хотя абсолютно очевидно, что схемы монетизации любительского видео и художественного фильма, документального кино и телевизионного ток-шоу, музыкального видео и телевизионного сериала не могут быть одинаковыми. Аналогично, не может быть одинаковым вознаграждение за премьерный фильм, находящийся в стадии возврата инвестиций и повторным показом фильма, снятого год, десять или пятьдесят лет назад.
Предложенный в законопроекте механизм коллективного управления правами является губительным не только для сегмента онлайн-просмотра. При его внедрении дополнительные убытки понесут и телеканалы, заметную часть прибыли которых составляет реализация вторичных прав (концепция глобальной лицензии делает ее невозможной). Вследствие этого снизится и качество контента, производимого ТВ. Кинопроизводство, в свою очередь, пострадает из-за невозможности финансирования создания фильма за счет предварительной продажи прав на него. Таким образом, введение глобальной лицензии пагубно отразится на всей российской индустрии кино и телевидения.
Согласно законопроекту в законодательной базе появится понятие так называемой глобальной лицензии, которая будет распространяться практически на все виды аудиовизуального контента, а также книги. Получать глобальную лицензию должны будут операторы связи, оплачивающие фиксированный сбор в пользу правообладателей через организацию коллективного управления правами, а абоненты, в свою очередь, получат неограниченный доступ к лицензированному контенту.
Профессиональные и общественные организации кинематографии категорически против идеи введения коллективного управления правами в информационнотелекоммуникационных сетях и находят ее противоречащей национальному и международному законодательству, а также экономическим основам кинематографии. По сути, коллективное управление правами означает, что вне зависимости от того, дал правообладатель согласие на использование в сети Интернет своего объекта авторских (смежных) прав или нет, аккредитованное общество по коллективному управлению правами может выдать любому лицу право на его использование в составе глобальной лицензии. Таким образом, правообладатель фактически лишается исключительных прав на свои произведения в Интернете, а незаконное использование результатов творческого труда в сети становится легитимным.
Нелогичным представляется изложенный в законопроекте аргумент, что введение коллективного управления правами нужно правообладателям, поскольку им затруднительно или даже невозможно осуществлять свои права в Интернете в индивидуальном порядке. На самом деле, главная проблема правообладателей при использовании произведений или фонограмм в российской зоне Интернета состоит в том, что недобросовестные участники сетевого пространства в принципе не желают заключать договоры на правомерное использование интеллектуальной собственности.
Основная цель законопроекта декларируется как определение «наиболее эффективных способов защиты авторских и смежных прав в информационнотелекоммуникационных сетях», но, по сути, проект не предусматривает никаких способов или механизмов защиты исключительных прав, дополнительных к тем, которые предусмотрены действующим законодательством. Другими словами, концепция предлагает уничтожить интернет-пиратство не путем введения сферы использования произведений в сети Интернет в обязательное для всех отраслей применения интеллектуальных прав правовое поле, а путем отмены действия исключительного права в этой сфере и освобождение нарушителей от ответственности за незаконную деятельность.
Противоречащим законодательным нормам выглядит и положение проекта, согласно которому оплата использования произведений осуществляется не лицом, использующим объект прав (и соответственно, получающим от этого коммерческую выгоду), а третьим лицом, которое не осуществляет такого использования.
В свете всего вышеперечисленного создается впечатление, что предложенный механизм реализации прав в сети Интернет выгоден только недобросовестным участникам Интернета, и обществу по коллективному управлению, которое будет аккредитовано для сбора и распределения вознаграждения.
Законопроект не только не соответствует правовым нормам, но и является экономически необоснованным. Сейчас на российском рынке легального видео в интернете действует порядка 60 компаний, при этом аудитория интернета и онлайн-видео в России составляет 59 млн. человек (больше, чем в Германии или Франции). Цифровое тв и онлайн-видео смотрят 24 млн. человек. Для сравнения, постоянная аудитория кинотеатров составляет по разным оценкам 7 - 10 млн. человек.
При сохранении существующих тенденций, уже через пять лет рынок онлайн-видео и просмотров в Интернете сможет соперничать по объему доходов с кинопрокатом и доходами от продажи телеправ, что, безусловно, послужит росту и развитию киноиндустрии в России. Внедрение механизма коллективного управления правами нанесет удар по бизнесу существующих онлайн площадок и сделает невозможным появление новых. Аналогичным образом, увеличится ущерб для кинопроката от пиратства в Интернете.
Система, по которой «новые результаты интеллектуальной деятельности сразу вовлекаются в оборот нематериальных товаров и услуг в цифровой среде» приведет к разрушению российской индустрии кинопоказа, основанной на соблюдении «окон» выхода фильма в прокат.
Стоит отметить, что построение (сейчас технически невозможно агрегировать все просмотры того или иного контента всеми зрителями в Интернете) автоматизированной системы идентификации контента и подсчета количества просмотров каждым пользователем интернета - самостоятельная технологическая задача, на решение которой потребуются годы и немалые средства. При этом защита такой системы от злоупотреблений потребует ежегодных затрат многократно превышающих сегодняшние затраты на борьбу с пиратством. Прозрачный, рыночный механизм распределения доходов может основываться только на существующей процедуре, когда каждый правообладатель самостоятельно размещает, монетизирует и отслеживает правомерность использования своего контента. По предлагаемой в законопроекте схеме это сделать невозможно, итоговое распределение средств в этом случае будет всегда носить волюнтаристский и субъективный характер.
Также в данной схеме связь между размерами затрат на производство и приобретение прав и размером доходов полностью отсутствует, хотя абсолютно очевидно, что схемы монетизации любительского видео и художественного фильма, документального кино и телевизионного ток-шоу, музыкального видео и телевизионного сериала не могут быть одинаковыми. Аналогично, не может быть одинаковым вознаграждение за премьерный фильм, находящийся в стадии возврата инвестиций и повторным показом фильма, снятого год, десять или пятьдесят лет назад.
Предложенный в законопроекте механизм коллективного управления правами является губительным не только для сегмента онлайн-просмотра. При его внедрении дополнительные убытки понесут и телеканалы, заметную часть прибыли которых составляет реализация вторичных прав (концепция глобальной лицензии делает ее невозможной). Вследствие этого снизится и качество контента, производимого ТВ. Кинопроизводство, в свою очередь, пострадает из-за невозможности финансирования создания фильма за счет предварительной продажи прав на него. Таким образом, введение глобальной лицензии пагубно отразится на всей российской индустрии кино и телевидения.
«На мой взгляд, концепция глобальной лицензии противоречит законам рыночной экономики. Если кто-то будет распределять за нас доходы от проектов в интернете, потеряется смысл работы продюсера. Введение глобальной лицензии отбросит российскую киноиндустрию на много лет назад, вернется принцип «уравнять и поделить», который в современных экономических реалиях совершенно недееспособен и не уместен. Думаю, что большинство представителей киносообщества придерживаются аналогичного мнения».
«Я не могу себе представить реально функционирующую страну с таким законом, и нет даже смысла перечислять все проблемы, которые возникнут в связи с реализацией концепции глобальной лицензии. Это полная переконфигурация всего информационного пространства, что представляет собой проблему даже уже не экономического свойства, а скорее – политического.
Человек, который произвел продукт, имеет право его реализовывать так, как он считает нужным, и говорить тут не о чем».
«Это совершенно сумасшедшая идея. Если концепция глобальной лицензии будет реализована (очень надеюсь, что это все-таки не произойдет), последует коллапс всей киноиндустрии. Если права на размещение новых фильмов в интернете будут получать сразу после их публикации, зрители перестанут ходить в кинотеатры, и они будут закрываться. Откуда в таком случае правообладателям получать прибыль, непонятно. У телеканалов тоже отпадет необходимость покупать киноконтент… Перечислять все потери, которые может понести индустрия в случае введения глобальной лицензии, можно долго, неясно только, почему об этом не подумали авторы данного законопроекта».
Валерий Карпов, исполнительный директор НП «Киноальянс»:«Любое движение, направленное на работу с контентом в сети, всегда вызывает у нас положительную реакцию, потому что сейчас ситуация в этой области неудовлетворительная. Даже с учетом антипиратского закона нет рычагов давления на распространение контента в Интернете. Пиратский контент никуда не ушел: точно так же работают торренты, можно скачать огромное количество файлов посредством простейшего поиска. Если глобальная лицензия может решить проблемы с распространением пиратского контента, то, конечно, мы «за». Однако пока при ближайшем рассмотрении получается, что распространение в сети, например, экранных копий может быть таким образом легализовано. Вообще, любой контент, который распространяется в Интернете, должен каким-то образом контролироваться, а не просто – заплатил деньги в РАО или другую уполномоченную организацию и распространяй всё, что хочешь.
Гражданский кодекс с точки зрения авторского законодательства, определенно, требует пересмотра и внесения изменений, касающихся, в том числе, и взаимоотношений с кинотеатрами. Часто мы наблюдаем несправедливость Авторского общества по отношению к кинотеатрам, которые, меж тем, являются одним из основных источников возврата денег в кинопроизводство».
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Другие статьи по теме Глобальная лицензия
02.06.2015
Минкомсвязи поддержало альтернативу «налогу на интернет»
18.05.2015
Российские продюсеры против глобальной лицензии
24.04.2015
Минкультуры выставило на общественное обсуждение механизм свободной лицензии
26.02.2015
Законопроект о глобальной лицензии примут после доработки
12.12.2014
Правообладатели обсудили перспективы внедрения механизма Глобальных лицензий
Реклама