6 октября 2014 13:57
Дракула: Начало
9 октября 2014 года выходит в прокат «Дракула», фильм с бюджетом 100 млн. долларов и с Люком Эвансом в заглавной роли. Universal когда-то купила права на экранизацию прославленного романа Брэма Стокера и в начале 30-х годов подарила миру классического «Дракулу» с Белой Лугоши. А сегодня возвращается к своему герою и, вероятно, этим не ограничится.
Ориентируясь не только на реального исторического персонажа, но и на реальную историческую обстановку середины XV века, студия захотела предложить зрителю именно предысторию знаменитого вампира. Режиссером стал ирландец Гари Шор, работавший в рекламе, в 2009 году снявший фейковый рекламный ролик ленты «Сосуд слез», на сегодняшний день имеющий контракт с Universal Pictures на съемки трех фильмов. Сценарий авторства Мэтта Сазамы и Берка Шарплесса в 2006 году вошел в «черный список» лучших сценариев. В ролях также – Доминик Купер (Мехмет II), Чарльз Дэнс (вампир из пещеры), Сара Гадон (жена Влада). Снимали фильм в Северной Ирландии.
Создатели «Дракулы» не стали перебирать со спецэффектами. И до безупречной готической атмосферы они также не дотянули. В целом кажется, будто «Дракула» - это лишь предисловие к возможной следующей серии приключений заглавного героя. Зато это редкая для кино трактовка образа Дракулы, как персонажа, сражавшегося за независимость, действовавшего во благо своего народа и своей семьи.
Пусть к литературному первоисточнику этот фильм отношения не имеет, но «Дракула» Брэма Стокера на подкорке у авторов большинства сюжетов о великом вампире. Роман был опубликован в 1897 году. Мрачная история о трансильванском вампире, явившемся в Англию в поисках жертв, и о нескольких бросивших ему вызов англичанах и американцах, породила целое направление в литературе, позже в кино. А заодно и волну трактовок. Роман объясняли и с точки зрения викторианской Англии и ее борьбы с дикостью. И как отражение антинемецких настроений – об этом, например, статья «Дракула как предсказание Первой Мировой» Дженеси Картера. По его мнению, сюжет об атакующем страну вампире был предчувствием тех кровавых ужасов войны, с которыми в наступающем новом веке столкнутся британцы. Профессор университета Теннесси Джимми Кейн написал целую книгу «Брэм Стокер и русофобия», наоборот, разбирая отраженные в романе массовые страхи перед славянской угрозой. Есть даже исследование «Дракула» как роман о сексуальных извращениях» сотрудника кафедры психиатрии клиники университета Джорджа Вашингтона Тони Гарро.
Стокер семь лет готовился к написанию романа, изучая европейский фольклор и легенды о вампирах, а общение с венгерским ученым Арминием Вамбери подарило герою романа имя. Именно Вамбери и рассказал писателю о реальной исторической личности, о жестоком правителе Валахии Владе Дракуле по прозвищу «Цепеш».
А ведь не исключено, что запредельная, оккультная жестокость Дракулы – историческое преувеличение. Его страсть сажать кого придется на кол (отсюда и прозвище «Цепеш», то есть «Колосажатель») вполне в духе его эпохи. Влад Дракула пытался отстоять независимость своей земли от Османской империи, с одной стороны, и от Габсбургов, - с другой, постоянно маневрировал между двумя сторонами, в какой-то момент даже принял католичество, но понятно, что выиграть эту войну не мог. Его страшная репутация основана на исторических хрониках, написанных победителями, его врагами. Отношение к нему русских хроникеров и национального фольклора куда более сложное.
Так что вампир из романа Стокера получил имя реально существовавшего Дракулы, в общем, случайно. И благодаря писателю реальный Влад Цепеш превратился в коллективном сознании именно в вампира, в личность сверхъестественную в своей злобе.
Формально роман кинематографа с Дракулой начала как раз Universal. В 20-е права на экранизацию романа Стокера купил Карл Леммле-младший (сын основателя Universal Studios). И в 1931 году студия представила зрителям фильм Тода Браунинга. В заглавной роли снялся Бела Лугоши, ранее с успехом игравший Дракулу в театральной постановке. Universal параллельно версии Браунинга, ночами, в тех же декорациях, снимала фильм с испанскими актерами (студии в то время практиковали съемки для разных стран с национальными командами, несмотря на то, что кино было немое). Долгое время считалось, что эта версия была утеряна, но в 70-е годы ее обнаружили и реконструировали.
Еще до Браунинга был Фридрих Вильгельм Мурнау и его «Носферату, симфония ужаса» (1922 г.). Эта вариация романа Стокера появилась без санкции правообладателей. Вдова писателя обратилась в суд с иском о нарушении авторских прав, суд принял ее сторону, в итоге все пленки «Носферату…» решено было уничтожить. Но проданные за границу копии уцелели, благодаря чему шедевр был спасен. В 1979 году Вернер Херцог представит на Берлинском фестивале «Носферату: Призрак ночи» с Клаусом Кински, Изабель Аджани и Бруно Ганцем, будучи под влиянием не столько Стокера, сколько именно Мурнау. И получит «Серебряного медведя» за выдающиеся профессиональные достижения.
Подсчитать количество фильмов о Дракуле сложно. Хотя в некоторых источниках проскальзывают данные о более чем двух сотнях фильмах и сериалах. В кинобазах фигурируют «Дочь Дракулы», «Сын Дракулы», «Шурин Дракулы», даже «Собака Дракулы». Можно обнаружить анимэ, комедии, фильмы категории «для взрослых». Есть целая серия с Кристофером Ли в главной роли. Черно-белый арт-проект «Бэтмен Дракула» сделал в свое время Энди Уорхол. Он же спродюссировал ленту Пола Моррисси «Кровь для Дракулы», где вампира играл Удо Кир. Есть пародия с Лесли Нильсеном «Дракула: Мертвый и довольный». Есть, наконец, совсем постмодернистские варианты. К примеру, «Бонни и Клайд против Дракулы» от Тимоти Френда, ухитрившегося в одном сюжете свести знаменитую криминальную парочку с культовым вампиром. Из недавнего можно вспомнить сериал 2013 года от NBC «Дракула», в котором заглавного героя сыграл Джонатан Риз Майерс.
В 1992 году вышел «Дракула» Френсиса Форда Копполы. При бюджете 40 млн. долларов он собрал в мировом прокате 215,86 млн., а также получил три статуэтки «Оскар» за монтаж звука, костюмы и грим. Но сопровождался и определенной критикой: сделав свою историю ближе к исходному роману, чем многие его предшественники, Коппола и сценарист Джеймс Харт одновременно ввели в сюжет оригинальную любовную линию Дракулы, превратив вампира в амбивалентного персонажа. Это стало поводом для шуток даже со стороны тех, кому фильм понравился. «Вампир грозит кулаком небесам и клянется вечно ждать возрождения своей любимой, ему не приходит в голову, что после двух-трех веков он уже не покажется ей привлекательным», - писал Роджер Эберт.
Гари Шор также склонен к романтизации истории. Он часто отсылает зрителя Dracula Untold именно к фильму 1992 года. К примеру, костюм, в котором ходит Люк Эванс, очень напоминает наряд воеводы из пролога ленты Копполы. Жестокости, приписываемые Владу, в новом «Дракуле» проговариваются как-то вскользь, да и в целом выглядит герой вполне положительно. Но все же в итоге он остается при своей исторической репутации кровососа. Оно и понятно: легендой о знаменитом вампире человечество питается уже более века, жертвовать золотой жилой ради сомнительной исторической справедливости компания-производитель не стала. Тем более, что, вполне вероятно, она решит продолжить эту историю.
В начале сентября Universal Pictures официально сообщила, что планирует расширять сотрудничество с режиссером, сценаристом и продюсером Алексом Куртцманом. Куртцман, куратор серии новых фильмов о классических монстрах Universal, теперь будет заведовать и другими проектами компании, в частности, серией фильмов по «Вампирским хроникам» Энн Райс. «Я обожаю всю команду и очень горжусь тем, что продолжу строить свой дом здесь, где были сделаны многие мои любимые фильмы», - сказал Куртцман.
Фильмы о монстрах Universal выпускала с 1923 года. Первыми были «Горбун из Нотр Дама» и «Призрак оперы», самые успешные немые фильмы студии. К примеру, стоивший около 640 тыс. долларов «Призрак оперы» в 1925 году собрал в мировом прокате 2 млн. долларов, а когда в 1930 г. был перевыпущен в звуковом варианте, то и еще миллион. Успех двух первых фильмов о монстрах вдохновил студию на дальнейшие подвиги. Так и появились знаменитые серии о Дракуле, Франкенштейне, Человеке-волке, Человеке-невидимке, Создании из Черной лагуны и Мумии.
Идея заново запустить в производство фильмы о классических монстрах и модернизировать их появилась сравнительно давно, а первый контракт с Куртцманом был заключен весной 2012 года. На сегодняшний день известно о проектах «Мумия» и «Ван Хельсинг» (релиз первого запланирован на лето 2016 года, у второго еще нет точной даты, зато есть Том Круз в числе продюсеров), но пока они далеки от реализации. Оживит ли идею укрепление сотрудничества с куратором серии, или, может быть, успешный прокат фильма Гари Шора - это вопрос. Но финал «Дракулы», финал истории превращения валашского воеводы в вампира недвусмысленно намекает на сиквел.
«Дракула» Гари Шора в российском прокате с 9 октября 2014 года. В этот же уикенд фильм выходит и в американский прокат.
Кровопийца и борец за независимость
Dracula Untold, как в оригинале называется новый фильм, посвящен тому, как господарь Валахии (сегодняшняя южная Румыния) Влад Дракула стал вампиром. Герой пытался одолеть войска Османской империи и заключил соглашение с темными силами. Обнаруженный им в горной пещере вампир дал правителю выпить своей крови и обещал тому невероятные возможности, но поставил определенное условие, которое выполнить оказалось сложнее, чем уничтожить армию султана Мехмеда II.
Ориентируясь не только на реального исторического персонажа, но и на реальную историческую обстановку середины XV века, студия захотела предложить зрителю именно предысторию знаменитого вампира. Режиссером стал ирландец Гари Шор, работавший в рекламе, в 2009 году снявший фейковый рекламный ролик ленты «Сосуд слез», на сегодняшний день имеющий контракт с Universal Pictures на съемки трех фильмов. Сценарий авторства Мэтта Сазамы и Берка Шарплесса в 2006 году вошел в «черный список» лучших сценариев. В ролях также – Доминик Купер (Мехмет II), Чарльз Дэнс (вампир из пещеры), Сара Гадон (жена Влада). Снимали фильм в Северной Ирландии.
Создатели «Дракулы» не стали перебирать со спецэффектами. И до безупречной готической атмосферы они также не дотянули. В целом кажется, будто «Дракула» - это лишь предисловие к возможной следующей серии приключений заглавного героя. Зато это редкая для кино трактовка образа Дракулы, как персонажа, сражавшегося за независимость, действовавшего во благо своего народа и своей семьи.
Пусть к литературному первоисточнику этот фильм отношения не имеет, но «Дракула» Брэма Стокера на подкорке у авторов большинства сюжетов о великом вампире. Роман был опубликован в 1897 году. Мрачная история о трансильванском вампире, явившемся в Англию в поисках жертв, и о нескольких бросивших ему вызов англичанах и американцах, породила целое направление в литературе, позже в кино. А заодно и волну трактовок. Роман объясняли и с точки зрения викторианской Англии и ее борьбы с дикостью. И как отражение антинемецких настроений – об этом, например, статья «Дракула как предсказание Первой Мировой» Дженеси Картера. По его мнению, сюжет об атакующем страну вампире был предчувствием тех кровавых ужасов войны, с которыми в наступающем новом веке столкнутся британцы. Профессор университета Теннесси Джимми Кейн написал целую книгу «Брэм Стокер и русофобия», наоборот, разбирая отраженные в романе массовые страхи перед славянской угрозой. Есть даже исследование «Дракула» как роман о сексуальных извращениях» сотрудника кафедры психиатрии клиники университета Джорджа Вашингтона Тони Гарро.
Стокер семь лет готовился к написанию романа, изучая европейский фольклор и легенды о вампирах, а общение с венгерским ученым Арминием Вамбери подарило герою романа имя. Именно Вамбери и рассказал писателю о реальной исторической личности, о жестоком правителе Валахии Владе Дракуле по прозвищу «Цепеш».
А ведь не исключено, что запредельная, оккультная жестокость Дракулы – историческое преувеличение. Его страсть сажать кого придется на кол (отсюда и прозвище «Цепеш», то есть «Колосажатель») вполне в духе его эпохи. Влад Дракула пытался отстоять независимость своей земли от Османской империи, с одной стороны, и от Габсбургов, - с другой, постоянно маневрировал между двумя сторонами, в какой-то момент даже принял католичество, но понятно, что выиграть эту войну не мог. Его страшная репутация основана на исторических хрониках, написанных победителями, его врагами. Отношение к нему русских хроникеров и национального фольклора куда более сложное.
Так что вампир из романа Стокера получил имя реально существовавшего Дракулы, в общем, случайно. И благодаря писателю реальный Влад Цепеш превратился в коллективном сознании именно в вампира, в личность сверхъестественную в своей злобе.
От немого кино до наших дней
Формально роман кинематографа с Дракулой начала как раз Universal. В 20-е права на экранизацию романа Стокера купил Карл Леммле-младший (сын основателя Universal Studios). И в 1931 году студия представила зрителям фильм Тода Браунинга. В заглавной роли снялся Бела Лугоши, ранее с успехом игравший Дракулу в театральной постановке. Universal параллельно версии Браунинга, ночами, в тех же декорациях, снимала фильм с испанскими актерами (студии в то время практиковали съемки для разных стран с национальными командами, несмотря на то, что кино было немое). Долгое время считалось, что эта версия была утеряна, но в 70-е годы ее обнаружили и реконструировали.
Еще до Браунинга был Фридрих Вильгельм Мурнау и его «Носферату, симфония ужаса» (1922 г.). Эта вариация романа Стокера появилась без санкции правообладателей. Вдова писателя обратилась в суд с иском о нарушении авторских прав, суд принял ее сторону, в итоге все пленки «Носферату…» решено было уничтожить. Но проданные за границу копии уцелели, благодаря чему шедевр был спасен. В 1979 году Вернер Херцог представит на Берлинском фестивале «Носферату: Призрак ночи» с Клаусом Кински, Изабель Аджани и Бруно Ганцем, будучи под влиянием не столько Стокера, сколько именно Мурнау. И получит «Серебряного медведя» за выдающиеся профессиональные достижения.
Подсчитать количество фильмов о Дракуле сложно. Хотя в некоторых источниках проскальзывают данные о более чем двух сотнях фильмах и сериалах. В кинобазах фигурируют «Дочь Дракулы», «Сын Дракулы», «Шурин Дракулы», даже «Собака Дракулы». Можно обнаружить анимэ, комедии, фильмы категории «для взрослых». Есть целая серия с Кристофером Ли в главной роли. Черно-белый арт-проект «Бэтмен Дракула» сделал в свое время Энди Уорхол. Он же спродюссировал ленту Пола Моррисси «Кровь для Дракулы», где вампира играл Удо Кир. Есть пародия с Лесли Нильсеном «Дракула: Мертвый и довольный». Есть, наконец, совсем постмодернистские варианты. К примеру, «Бонни и Клайд против Дракулы» от Тимоти Френда, ухитрившегося в одном сюжете свести знаменитую криминальную парочку с культовым вампиром. Из недавнего можно вспомнить сериал 2013 года от NBC «Дракула», в котором заглавного героя сыграл Джонатан Риз Майерс.
В 1992 году вышел «Дракула» Френсиса Форда Копполы. При бюджете 40 млн. долларов он собрал в мировом прокате 215,86 млн., а также получил три статуэтки «Оскар» за монтаж звука, костюмы и грим. Но сопровождался и определенной критикой: сделав свою историю ближе к исходному роману, чем многие его предшественники, Коппола и сценарист Джеймс Харт одновременно ввели в сюжет оригинальную любовную линию Дракулы, превратив вампира в амбивалентного персонажа. Это стало поводом для шуток даже со стороны тех, кому фильм понравился. «Вампир грозит кулаком небесам и клянется вечно ждать возрождения своей любимой, ему не приходит в голову, что после двух-трех веков он уже не покажется ей привлекательным», - писал Роджер Эберт.
Гари Шор также склонен к романтизации истории. Он часто отсылает зрителя Dracula Untold именно к фильму 1992 года. К примеру, костюм, в котором ходит Люк Эванс, очень напоминает наряд воеводы из пролога ленты Копполы. Жестокости, приписываемые Владу, в новом «Дракуле» проговариваются как-то вскользь, да и в целом выглядит герой вполне положительно. Но все же в итоге он остается при своей исторической репутации кровососа. Оно и понятно: легендой о знаменитом вампире человечество питается уже более века, жертвовать золотой жилой ради сомнительной исторической справедливости компания-производитель не стала. Тем более, что, вполне вероятно, она решит продолжить эту историю.
Возвращение монстров
В начале сентября Universal Pictures официально сообщила, что планирует расширять сотрудничество с режиссером, сценаристом и продюсером Алексом Куртцманом. Куртцман, куратор серии новых фильмов о классических монстрах Universal, теперь будет заведовать и другими проектами компании, в частности, серией фильмов по «Вампирским хроникам» Энн Райс. «Я обожаю всю команду и очень горжусь тем, что продолжу строить свой дом здесь, где были сделаны многие мои любимые фильмы», - сказал Куртцман.
Фильмы о монстрах Universal выпускала с 1923 года. Первыми были «Горбун из Нотр Дама» и «Призрак оперы», самые успешные немые фильмы студии. К примеру, стоивший около 640 тыс. долларов «Призрак оперы» в 1925 году собрал в мировом прокате 2 млн. долларов, а когда в 1930 г. был перевыпущен в звуковом варианте, то и еще миллион. Успех двух первых фильмов о монстрах вдохновил студию на дальнейшие подвиги. Так и появились знаменитые серии о Дракуле, Франкенштейне, Человеке-волке, Человеке-невидимке, Создании из Черной лагуны и Мумии.
Идея заново запустить в производство фильмы о классических монстрах и модернизировать их появилась сравнительно давно, а первый контракт с Куртцманом был заключен весной 2012 года. На сегодняшний день известно о проектах «Мумия» и «Ван Хельсинг» (релиз первого запланирован на лето 2016 года, у второго еще нет точной даты, зато есть Том Круз в числе продюсеров), но пока они далеки от реализации. Оживит ли идею укрепление сотрудничества с куратором серии, или, может быть, успешный прокат фильма Гари Шора - это вопрос. Но финал «Дракулы», финал истории превращения валашского воеводы в вампира недвусмысленно намекает на сиквел.
«Дракула» Гари Шора в российском прокате с 9 октября 2014 года. В этот же уикенд фильм выходит и в американский прокат.
Все новости о фильме
06.11.2014
Итоги уикенда c 30 октября по 2 ноября 2014 года: "Город героев" в "Ярости" от "Горько 2"
03.11.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 31 октября по 2 ноября 2014 года: Дьявольская сила доски Уиджи оказалась бессильна перед Стрингером
28.10.2014
Итоги уикенда c 23 по 26 октября 2014 года: Сладкая горечь бокс-офиса
27.10.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 24-26 октября 2014 года: Дьявольская сила доски Уиджи опередила Джона Уика
22.10.2014
Итоги уикенда c 16 по 19 октября 2014 года: Дракула не уступил Судье
20.10.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 17-19 октября 2014 года: Ярость одолела исчезнувшую
15.10.2014
Прогноз на десятку лидеров проката уикенда 16-19 октября 2014 года
14.10.2014
Итоги уикенда c 9 по 12 октября 2014 года: Дракуле на выпускном не страшен ни очень плохой день, ни солнечный удар
13.10.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 10-12 октября 2014 года: Ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой уикенд для Дракулы и Александра
10.10.2014
Киноафиша: Что смотреть в выходные 11-12 октября 2014 года
Реклама