Вуди Аллен-44: Лунный гонщик
25 сентября 2014 года в прокат выходит новый фильм Вуди Аллена «Магия лунного света», история о том, как лондонский фокусник приехал на Лазурный берег с намерением разоблачить мошенницу-медиума. В главных ролях - алленовские новички Эмма Стоун и Колин Ферт. Для критики и для поклонников Аллена это уже давно особенное развлечение – наблюдать, кого из актеров пригласит поработать этот режиссер с уникальным статусом в мировом кинематографе.
Интеллектуал, писатель, комик, режиссер и сценарист, Аллен с самого начала своей кинокарьеры снимался в собственных фильмах. Его кино – это прежде всего он, его собственная личность, его взгляды. Но одновременно и длинная череда персонажей, которых он выписывает в огромных количествах, толпа актеров, а чаще актрис, главных героинь и эпизодических, без блеска которых не было бы главных. Он снял 44 фильма (не считая короткометражек и телепроектов), и в некоторых из них число актерских фамилий в титрах переваливает за сотню. С начала 70-х режиссер дежурно выдает по фильму в год. «Пусть другие считают кино искусством, для Вуди Аллена это давно – рефлекс», - написал о нем Питер Трэверс из The Rolling Stone.
Две женщины
Звездой его ранних фильмов была Дайан Китон, с которой они встретились в 1968 году, когда она пришла на пробы в его пьесу «Сыграй это еще раз, Сэм!». И хотя пьеса шагнула с подмостков на киноэкран лишь в 1972 году, когда они с Алленом уже не были парой, но именно Китон стала его главной актрисой. Впереди были «Спящий», «Любовь и смерть», «Интерьеры», «Манхэттен». И конечно «Энни Холл», за роль в которой Китон удостоилась «Оскара», «Золотого глобуса» и BAFTA. Вот как писал об этом сам Аллен: «Когда я начинал, я не умел писать женские характеры. Когда я встретился с Дайан Китон, подружился с ней, жил с ней, я был так очарован ее личностью, был просто в восторге от нее, что стал писать именно для нее. Для нее я написал «Энни Холл», а затем я писал уже почти исключительно женские персонажи».
Потом наступила эпоха Миа Фэрроу. Аллен и Фэрроу были вместе 13 лет, и он снял ее в 13 фильмах. Критика поначалу не очень приняла эти перемены: «Думаю, Вуди хотел сказать нам, что намерен делать нечто новое, и это наша проблема, что он утвердился в этом решении после того, как подарил нам «Энни Холл» и «Манхэттен», - писал Роджер Эберт. «Образ Фэрроу пересмотрен в соответствии с представлениями Вуди Аллена, ничего подобного мы в ее исполнении раньше не видели» (The New York Times). Спустя три года та же The New York Times напишет: «Словно эта замечательная актриса, наконец проснулась, когда ее стал снимать Аллен». Эпоха Фэрроу – это «Ханна и ее сестры» и «Преступления и проступки», «Зелиг», «Бродвей Дэнни Роуз» и «Пурпурная роза Каира». Расставание с Дайан Китон было мирным. Разрыв с Фэрроу стал скандалом на весь мир – в 1992 году Аллен ушел от нее к приемной падчерице, которой на то момент было 19 лет.
От Манхэттена до Европы
После скандального разрыва с Фэрроу Аллен впервые за многие годы остался без постоянной актрисы. Он пустился в эксперименты. Зазывал в фильмы старых знакомых - Дайан Китон сыграла в «Загадочном убийстве в Манхеттене», а Дайэнн Уист в «Пулях над Бродвеем». Пробовал неожиданные варианты, например, Хелену Бонэм Картер в роли своей жены в «Великой Афродите». «Мало кто был так потрясен, как я, - писала об этом Бонэм Картер. - Но ведь это Вуди Аллен, так что принятие решения не заняло у меня много времени».
Что касается конца XX–начала XXI века, то, например «Разбирая Гарри» и «Сладкий и гадкий» пусть и неудачно прошли в национальном прокате, зато получили номинации на «Оскар». «Мелкими мошенниками» (первым фильмом Аллена с DreamWorks) он сделал попытку вернуться к комедийным корням, и это понравилось публике. Затем, начиная с «Проклятия нефритового скорпиона», последовало четыре сокрушительных кассовых провала. Просто для примера: «Проклятие…», стоившее 33 млн. долларов, в США собрало 7,5 млн., а во всем мире – 18,9 млн.
В 2005-ом Аллен вошел в новый этап своей жизни, он вывез свое кино из Нью-Йорка и стал работать в европейских городах. Так появились «Матч Поинт», «Сенсация», «Мечта Кассандры» и «Ты встретишь таинственного незнакомца» (Лондон), а также «Вики Кристина Барселона», «Римские приключения» и «Полночь в Париже». «Матч Поинт» принес ему первую с 1998 года номинацию на «Оскар». Все фильмы «европейского» периода пользуются большим спросом у иностранного зрителя, чем на родине Аллена. Даже сделанная в перерыве комедия «Будь что будет», действие которой происходит в Нью-Йорке. При этом британские критики не очень любят его лондонское кино, а испанские - «Вики Кристина Барселона».
Лишь французы, кажется, довольны при любом раскладе. У Франции с Алленом всегда были особые отношения – его фильмы наполнены ссылками на французскую культуру, отмечены влиянием Ренуара, Трюффо и Годара. Этим отношениям даже посвящено специальное эссе «Вуди Аллен и Франция» профессора университета Пуатье Жиля Менегальдо в масштабном 600-страничном томе «Справочник по Вуди Аллену» (Companion to Woody Allen. Edited by Peter J. Bailey and Sam B. Girgus). В прошлом году он снова вернулся в Америку с «Жасмин». Это кино вызвало восторг американской критики и публики и принесло Кейт Бланшетт ее первый «Оскар» за главную женскую роль (в 2005 году она удостоилась награды Американской киноакадемии за роль второго плана в фильме «Авиатор») .
Наши дни
Так Аллен, которому в следующем году исполнится 80 лет, добрался до «Магии лунного света». Действие снова происходит во Франции, а открытием фильма стала Эмма Стоун. Variety назвала ее в этом образе лучезарной. Но в целом критика скорее сдержанная. «Тут нет ничего вдохновляющего», - отмечает The Village Voice. «У Аллена были свои взлеты и падения. Но редко он переносил на экран историю, в которой так мало энергии», - еще более категорична The New York Times. Но поскольку вряд ли есть в нашем мире что-то более стабильное, чем производительная сила этого человека, то его все равно любят. «И его фильмы самого низкого уровня не лишены интереса, он все еще способен снимать такие вещи, как «Жасмин» и наверняка в будущем сделает нечто столь же выдающееся. Так что я не жалуюсь» (Питер Брэдшоу, The Guardian).
Индустрия же ради него вообще готова на жертвы. Особенно актеры. То, что называют «клубом Вуди Аллена», начало формироваться еще при Дайан Китон, уже тогда он снимал знаменитостей на втором плане. Но с 90-х и до наших дней это стало пунктиком, в его фильмах чинной чередой вышагивает целая толпа звезд, от Джулии Робертс до Мадонны, от Энтони Хопкинса до Эдварда Нортон. Аллен славен и тем, как ловко меняет сложившийся стереотип относительно актера. И в целом тем, сколь неожиданные кадровые решения принимает. Будь то желание снимать Джуди Дэвис в «Мужьях и женах», Шона Пенна в «Сладком и гадком» или Оуэна Уилсона в «Полночи в Париже».
Во время первой встречи он стремительно принимает решение, нужен ли ему пришедший на пробы актер – тут, правда, велика роль его кастинг-директора Джульетты Тейлор. К примеру, Ферт и Стоун сомневались, что Аллен вообще когда-либо видел фильмы с их участием. Во время прослушивания он стоит за спиной актера и буквально дышит ему в затылок, так как уже не очень хорошо слышит. Ни о каких репетициях речи нет – съемки просто начинаются, и все. И никаких режиссерских инструкций – все, что он хотел сказать, есть в сценарии. Потому его новички часто нервничают (о неприятном чувстве, что скоро ее просто уволят с проекта, говорила в недавнем интервью The New York Times Эмма Стоун). На приличный гонорар тоже рассчитывать не приходится. В последние годы фильмы Аллена стоят не более 20 млн. долларов, и звезды согласны работать с ним за символические суммы. Пенелопа Крус признавалась, что готова сниматься у Аллена еще десятки раз. Кейт Бланшетт подписалась на работу в «Жасмин», даже не читая сценария – причем, телефонный разговор между режиссером и актрисой занял 45 секунд. «Люди больше не спрашивают о деньгах. Если кинозвезда хочет приехать в Европу и остановиться в хорошем отеле, ей придется тратить свое», - говорит Джульетта Тейлор.
Стремление актеров оказаться в алленовском клубе понятно. Работа с ним – это приличная вероятность попадания в оскаровские списки. Десять его актрис получили 11 номинаций на «Оскар», а пятеро – и саму статуэтку (Дайан Китон за «Энни Холл», Дайэнн Уист за «Ханну и ее сестер» и «Пули над Бродвеем», Мира Сорвино за «Великую Афродиту», Пенелопа Крус за «Вики Кристина Барселона», Кейт Бланшетт за «Жасмин»).
Теплые чувства к нему питают и инвесторы. При том, что они никогда не имеют возможности увидеть сценарий заранее (более того, до получения чека он и сценарий не напишет), им не разрешено что-то менять в уже готовом фильме. Обо всем этом не раз говорила еще одна женщина из его окружения - его продюсер и сестра Летти Аронсон. В свое время вице-президент United Artists Стивен Бах объяснял, почему любят Вуди Аллена студии: они знают, что не стоит уповать на большие прибыли, но есть шанс выйти на нормальные показатели. Всегда можно рассчитывать на то, что Аллен будет снимать по сценарию, сделает работу в срок и в рамках бюджета, и в любом случае сотрудничество с ним – это всегда престижно. Видимо, с тех пор в этом смысле мало что изменилось. И бизнес, и актеры сегодня действуют согласно простому принципу: до того, как отойдешь в мир иной, надо успеть появиться в фильме у Вуди Аллена. По словам самого Аллена, следующие четыре (!) фильма он уже планирует снимать при финансовой поддержке Sony Pictures Classics.
«Магия лунного света», пока собравшая в мире $17,55 млн., в российском прокате - с 25 сентября 2014 года. А в это время в (Род Айленд, США) режиссер снимает свой очередной фильм, пока это «Безымянный проект Вуди Аллена». В одной из главных ролей снова Эмма Стоун. Выход намечен на 2015 год.