Умер Клод Шаброль: Бальзак французского кинематографа
12 сентября 2010 года французская «новая волна» потеряла еще одного представителя. На 81-м году жизни скончался Клод Шаброль, чья картина «Красавчик Серж» (1958) считается первым фильмом революционного направления в киноискусстве Франции 50-60-х гг.
Шаброль-режиссер вырос из Шаброля-кинокритика, вместе с Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом, Эриком Ромером, Жаном-Люком Годаром писавшего для знаменитого журнала Cahiers du cinema. Оттачивать перо он начал еще в десятилетнем возрасте, когда, супротив родительским мечтам воспитать сына-политика, принялся сочинять детективные романы. Интерес к придумыванию занимательных сюжетов, преклонение перед творчеством Фрица Ланга и Альфреда Хичкока и бунтарский характер во многом определили своеобразие фильмов Клода Шаброля, предпочитавшего снимать куда более массовое кино, нежели его коллеги по «новой волне». Главным жанром для режиссера на протяжении всей карьеры оставался «черный детектив». «Я использую убийство не как катарсис, а как способ поместить героев в ситуацию максимального напряжения. Психиатры утверждают, что преступник сидит в каждом человеке. Меня интересует момент активизации этого потайного файла - что в человеке в этот момент «кликает». В моих фильмах убийцы - всегда невинные люди, а невинные люди - потенциальные преступники», - признавался Клод Шаброль.
В 1978 году главной ролью в фильме «Виолетта Нозьер» режиссер прославил Изабель Юппер. Шаброль нашел в ней «свою» актрису. Их творческий союз был ярким и плодовитым: Юппер сыграла в таких картинах Шаброля, как «Мадам Бовари», «Женское дело», «Церемония преступления», «Спасибо за шоколад», «Ставки сделаны». Вторая жена режиссера Стефан Одран также была его музой и сыграла в значительном числе фильмов Шаброля («Неверная жена», «Мясник», «Разрыв», «Кровные узы», «Виолетта Нозьер», «Цыпленок под уксусом» и др.)