«Остров Проклятых»: От книги к фильму
18 февраля 2010 года в российский прокат выходит новый фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых» (дистрибьютор – компания «Каскад Фильм»). После того, как в 2003 году на прилавках магазинов появилась книга Денниса Лихейна «Shutter Island», газета Нью-Йорк Таймс назвала эту книгу совершенно оригинальной и чрезвычайно кинематографичной. Вскоре роман американского автора стал бестселлером, что означало только одно: книгу продавали на каждом углу. И вот однажды продюсер Брэдли Фишер из компании Phoenix Pictures купил книгу Лихейна в газетном киоске в аэропорту. Его настолько захватили сюжет романа, атмосфера и важность поднятых тем, что он сразу решил, что должен снять по нему фильм.
«Я давний поклонник творчества Дениса Лихейна, - говорит Фишер, - хотя, признаться, такой крепкой смеси психологической драмы, детектива и готики я не ожидал. Мало того, эта книга поднимает и очень серьезные моральные вопросы. А сюжет настолько непредсказуем, он делает такие повороты, что у читателя буквально сносит голову». Как только Фишеру удалось купить права на экранизацию книги, он сразу начал действовать. Продюсер обратился к киносценаристу Лаете Калогридис, известной своим умением тонко прописывать приключенческий сюжет и создавать глубокие характеры. Он уже работал с Лаетой над фильмом из эпохи викингов Следопыт (Pathfinder), так что в компании Phoenix Pictures хорошо были знакомы с ее творческим методом.
«Мы решили, что Лаета сможет блестяще перевести язык прозы Дениса Лихейна на экран, и это будет сделано очень ярко и убедительно». Лаету книга тоже потрясла, и она принялась писать сценарий, который вскоре был готов. Стало ясно, что задуманный проект сможет реализовать только очень опытный режиссер, способный вытянуть фильм на уровень психологической драмы.
Первым, кто пришел на ум Фишеру, был Мартин Скорсезе. С надеждой и замиранием сердца он обратился к этому человеку, которого не нужно никому представлять. Американская киноакадемия только что назвала его лучшим режиссером года за фильм «Отступники», кроме того, все знали, что он почти никогда не бывает доступен, всегда работая сразу над несколькими проектами. Однако все сложилось как нельзя лучше. Скорсезе был не только доступен, но и с воодушевлением отнесся к идее снять «Остров проклятых». «Мартину понравилось само сочетание готики, саспенса и детектива. -говорит Фишер. - Когда мне позвонил его агент и сказал, что Скорсезе берется за съемки фильма, он еще добавил, что Мартину наш сюжет вдруг напомнил один немецкий фильм, который называется… Агент никак не мог не вспомнить название фильма, а я как раз глядел на стену своего кабинета, где висел постер этой самой кинокартины, одной из моих любимых, времен расцвета импрессионизма в немецком кинематографе. «Наверное, он имел в виду «Кабинет доктора Калигари», - сказал я агенту. Да, точно, обрадовался тот. Именно!»
Сам Скорсезе вспоминает, что когда он впервые взял в руки сценарий, то уже не мог оторваться: «Я не был знаком с сюжетом заранее и начал просматривать материал уже поздно вечером, перед сном, было пол-одиннадцатого, надо было ложиться спать, потому что завтра рано вставать, но я не мог оторваться, история меня захватила».
В основе фильма лежит шокирующая история бывшего ветераны войны и действующего федерального агента Тедди Дэниэлса, который в силу служебных обязанностей оказывается в закрытой психиатрической клинике тюремного режима. Расследуя дело об исчезновении заключенной-убийцы, он все глубже погружается в водоворот сплошной мистики и загадок, всеобщих ужасов и кошмаров, своих личных воспоминаний и подавленных страхов. Расследование постоянно натыкается на различного рода препятствия, и Тедди начинает подозревать, что ему мешают умышленно, что за ним следят, им манипулируют. Возможно, его таким образом предупреждают, чтобы он не совал свой нос в дела острова и держался дальше от тайных экспериментов, которые там проводятся. Но очевидно, что у Тедди есть собственные причины идти все дальше и дальше...