«Ласковый май»: СССР как предлагаемые обстоятельства.
С 1-го октября 2009 года поколение 25-35 летних россиян получит уникальную возможность, вернуться в годы своего детства и юности: на экраны выходит лента «Ласковый май» (дистрибьютор – Каропрокат) - художественная версия истории легендарной мальчиковой поп-группы, солнечные песни которой стали музыкальным опиумом для советских людей в период заката СССР.
В последние годы волна ностальгии по советской эпохе буквально накрыла российское кино и телевидение. Едва ли ни каждый второй отечественный телесериал предлагает нам вернуться в старые и добрые 60-е, в застойные и противоречивые 70-е, в шальные и переломные 80-е. Также и большие кинематографисты, сказав свое слово о новых временах, все больше бегут от современной действительности назад в СССР. Представление о разных периодах жизни в советском государстве обретает то характер черного гротеска («Груз 200» Алексея Балабанова), то пестрого шаржа («Стиляги» Валерия Тодоровского ), то унылой драмы («Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова), то живописно-поэтической притчи («Барак» Валерия Огородникова). Пришло время и молодым, начинающим режиссерам совершить ретроспекцию в еще не забытое прошлое.
Вернуться в финальный этап существования Советского Союза нам предлагают авторы «Ласкового мая» - режиссер-дебютант Владимир Виноградов, сценарист Елена Райская, продюсер Ефим Любинский. Феномен всенародной и неугасающей по сей день любви к довольно посредственному ансамблю подростков – детдомовцев, чьи примитивные, но запоминающиеся мелодии заглушили всю остальную эстраду на рубеже 90-х, стал основной причиной создания фильма. Однако «Ласковый май» - это не биографическая лента об Андрее Разине, Юрии Шатунове и компании, а кинематографическая сказка о том, как иной раз парадоксально исполняются мечты. В фильме вы не найдете ни портретного сходства персонажей с их прототипами, ни точного следования фактам. Зрителю предлагается лишь серия забавных и абсурдных эпизодов стремительного покорения несколькими хитроумными мальчуганами сердец советских слушателей и такого же стремительного распада группы, закономерно совпавшего с распадом советской империи.
Если бы фильм и музыкальный коллектив, о котором идет речь, назывались, к примеру, «Нежный апрель» или «Знойный август», претензии к его создателям были бы сведены к минимуму. Но авторы назвали картину «Ласковый май», а всех героев, начиная от Андрея Разина, и заканчивая Михаилом Горбачевым, наградили именами их прототипов, тем самым, взвалив на свои плечи груз претензий и недовольства поклонников реально существовавшей группы. Оправдываться за свою смелость творческой группе пришлось уже сейчас: за 2 недели до выхода фильма в прокат картину показали представителям СМИ. После показа состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали режиссер фильма Владимир Виноградов, продюсер Ефим Любинский, актеры Вячеслав Манучаров и Екатерина Федулова, композитор Алексей Шелыгин и прототип главного героя Юрий Шатунов. Журналисты разделились на два противоборствующих лагеря: одни восприняли картину в штыки, другие напротив пребывали в эйфории от возвращения в детство и едва не роняли слезы при виде своего кумира. Столь же «горячую» пресс-конференцию трудно было припомнить.
Пишущая братия из первого лагеря заметно превалировала над второй. Признавшись в любви Юрию Шатунову и его «бессмертным» песням, журналисты принялись упрекать продюсера в том, что он предложил постановку фильма слишком неопытным режиссеру и оператору, что из хорошего сценария получилось «теле-муви» для регионов, что с технической и визуальной точки зрения фильм сделан на уровне 80-х и, что вместо юношеской группы «Ласковый май» они увидели детский ансамбль «Непоседы». Претензии звучали весьма убедительно, но не менее убедительными были и аргументы создателей фильма. Ефим Любинский объяснил, что изобразительное решение специально стилизовано под 80-е годы. «Мы добивались того, чтобы картина выглядела так, будто ее сняли в эпоху перестройки, - подчеркнул продюсер. – Я уверен, что мы сделали не региональное, а народное кино». Обвинения в том, что фильм не отразил реальную историю «Ласкового мая» были сняты тем, что история эта очень жесткая и чернушная, и едва ли придется по нраву массовому зрителю.
Не вызвал одобрения и тот момент, что никто из участников звездного ансамбля не был привлечен к работе над фильмом. «Продюсеры поставили меня перед фактом, когда картина уже была закончена, - рассказал солист «Ласкового мая». – Если бы ко мне обратились раньше, это был бы совсем другой сценарий и другой фильм».
Большинство зрителей не удовлетворил и выбор актера на роль Юрия Шатунова, пережившего всенародную славу до своего совершеннолетия. В фильме его сыграл 16-летний Сергей Романович, на вид которому не больше 13-ти. Сам исполнитель «Белых роз» также не был в восторге от своего образа на экране: «Кроме песен, имени и фамилии у меня с этим героем нет ничего общего, - заявил Шатунов. – И я никогда не надел бы такие короткие штанишки, в которых он выходит на сценву». Недовольство кумира было поддержано бурными аплодисментами. «Но, может быть, это и лучше, потому что Юрий Шатунов – один единственный», - с гордостью добавил музыкант. Режиссер фильма Владимир Виноградов также пытался парировать залу: «Найти второго Юрия Шатунова было невозможно. Мы искали его по всему СССР. Кастинг длился полгода. Перед нами стояла задача, найти открытого харизматичного подростка с актерскими способностями. Я считаю, что мы его нашли».
Более благосклонно зал отнесся к образу Андрея Разина – художественного руководителя и блистательного пиарщика «Ласкового мая». Шатунов признался, что от сходства экранного Разина с реальным у него буквально отвисла челюсть. Сыгравший его молодой актер Вячеслав Манучаров продемонстрировал не только отличное владение актерским мастерством, но и талант красноречия. Своего героя он назвал Остапом Бендером конца 80-х, а СССР – всего лишь предлагаемыми обстоятельствами для данной истории. Однако львиная доля присутствовавшей на просмотре публики еще очень выразительно помнила атмосферу жизни в стране 20-летней давности и не готова была к нереалистическому отображению событий. Но авторы не захотели идти на поводу у зрителя и вместо трагедии о распаде СССР предложили ей лирическую мелодраму о ностальгии по молодости, на какое противоречивое время бы она не пришлась.
В заключительной части пресс-конференции Юрий Шатунов, не смотря на высказанную критику, выразил надежду, что картина, подобно песням «Ласкового мая», все же станет народным шлягером, и объявил, что в ближайшие дни вместе с фильмом отправляется в концертный тур по всей России. А продюсер Ефим Любинский сказал, что на кинорынке в рамках Кинотавра было закуплено 500 копий фильма, и ожидания от проката у него самые оптимистические. Подтвердятся ли они, узнаем уже в октябре.