"Обитаемый остров. Схватка": создатели о проекте
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных одному из самых громких релизов 2009 года – фантастическому экшну «Обитаемый остров. Схватка». Второй фильм дилогии Федора Бондарчука по знаменитому роману Аркадия и Бориса Стругацких выходит в широкий российский прокат 23 апреля 2009 года (дистрибьютор – компания «Каропрокат»).
Создатели о проекте:
Продюсер Александр Роднянский:
«Мы собираемся предложить новое качество зрелища. Но я бы не хотел, чтобы о фильме судили по масштабу бюджета. Да, это серьезный дорогостоящий проект — потому что нам необходимо убедительно создать очень сложный новый мир, и это требует денег. Но мы не конкурируем с технологичными американскими историями. Мы экранизируем российскую литературную классику. Прежде всего, для своей аудитории. И если получится универсально понятный фильм — будем счастливы».
Режиссер-постановщик Федор Бондарчук:
«В “Обитаемом острове” нам удалось создать нового молодого героя, какого давно не знало русское кино. Это одна из сверхзадач нашего фильма. Любой человек в 20 лет ― бунтарь по натуре. И если это еще подогревается любовью, и ситуацией, в которой твою любовь у тебя отнимают, если при этом рядом с тобой человек — друг, который хороший внутри, но живет по совершенно другим правилам, и ты пытаешься изменить его, если все вокруг противится твоему естеству, то 20 лет твои — бунтарские. И если в тебе есть сила противостоять или сила изменить этот мир, то в 20 лет этот бунтарский дух выходит наружу, и тогда происходит то, что произошло с Максимом».
Авторы сценария Сергей и Марина Дяченко:
«Максим Каммерер — позитивный образ человека-действия, человека-совести и нашего современника. Он же пацан совсем. Дерзкий, отчаянный — настоящий романтик: он ломает все, он ищет свое, ему говорят нельзя, а он делает. В финале Максим прекрасно понимает, каких дров наломал. Но у него своя правда. "Пока я жив, — говорит он, — не дам построить на этой земле новый Центр!" Это манифест, и нельзя не уважать эту позицию. Поиск и обретение мудрости — одна из главных тем фильма».
Оператор-постановщик Максим Осадчий:
«Мы очень долго и тщательно готовились к съемкам «Обитаемого острова» — пересмотрели множество фильмов. Но в процессе работы заранее придуманная стилистика менялась, и материал получился абсолютно не таким, каким мы видели его ранее. Наш мир, безусловно, оказался совершенно отдельным и ни на что не похожим. И, наверное, он никого не удивит так сильно, как удивляет нас самих».
Супервайзер компьютерной графики Леонид Волосатов:
«Задачи здесь ставились чрезвычайно увлекательные. Сделать все инопланетным, но узнаваемым. «Сделайте мне не какой-то космический, а такой нормальный, человеческий, обычный… инопланетный взрыв», — просил Федор. Вот мы и делаем. Графики в фильме много, идеи самые неожиданные. И мы старались никогда не говорить друг другу «нет». Были подробные эскизы, раскадровки. Во время съемки первого мастер-плана сразу изготавливался тестовый кадр, который показывал цветокоррекцию и приблизительные эскизы, все делалось прямо на площадке. Во время всего съемочного периода присутствовал я и сотрудники нашей компании. Все делалось в режиме онлайн и все это показывалось режиссеру и актерам, чтобы было понятно, что, кому и зачем».
Концепт-дизайнер Кирилл Мурзин:
«Мы начинали делать картину в жутком холоде, на побережье, где гуляли сильные ветры, и возводить что-то в столь суровых климатических условиях было непросто. Пожалуй, самое сложное было зацепиться за обмороженный бетон, который торчал из земли. Работа была дикой по сложности, потому что 7–8 объектов одновременно строились в разных местах Крыма разными группами. Все это привозилось, монтировалось, радикально переделывалось. Что касается сцен с погонями на автомобилях, то для съемок нужны были не выставочные экспонаты, а реальные машины, которые должны были ездить и иногда выполнять трюки. Конечно, все машины строились не с нуля, а на базе существующих кузовов. Нам пришлось закатать рукава и лично взяться за доводку автомобилей до нужного состояния. Даже Федор Сергеевич красил эти машины».
Художник по костюмам Татьяна Мамедова:
«Сначала я принесла Федору радикально конструктивистские эскизы в стиле Родченко и Малевича, и они ему совершенно не понравились. При этом он продолжал в меня верить, и мы начали искать более «земное» решение — мир будущего, но не с острыми углами, а с мягкими линиями. Для Рады было очень много вариантов — порядка 15 эскизов. Но постепенно от костюмов, чем-то напоминавших стиль «Аэлиты», мы пришли к сексуальным, но при этом элегантным классическим формам. Теперь Рада, если иметь в виду известные ассоциации, похожа на Одри Хепберн.
Планета Саракш представлялась мне некой территорией вне времени и пространства — таким параллельным миром. Костюмы главных героев я решала в духе минимализма. Старалась сделать их изобретательными, но при этом очень простыми — чтобы, с одной стороны, они были понятны и приятны для рассматривания, для созерцания, а с другой — чтобы они не отвлекали от актерской игры. Для меня работа над этим фильмом явилась одновременно эмоциональным процессом и реализацией всех моих мечтаний, всех надежд, которые я связывала со своим будущим — некий мистический опыт».
Читайте другие материалы о фильме «Обитаемый остров. Схватка»: