Внеочередной чрезвычайный съезд СК: Доклад Н.С.Михалкова
30 марта в Гостином дворе на Внеочередном чрезвычайном съезде Союза кинематографистов Российской Федерации Председатель СК Никита Сергеевич Михалков выступил с отчетным докладом, в ходе которого ответил на все «обвинения», предъявленные ему на декабрьском собрании деятелей кино России. «В течение трех месяцев я был вынужден держать все это внутри себя, что очень трудно. Я должен был сдерживаться, чтобы не сорваться в тональность, которая навязывалась».
Н.С.Михалков пообещал ответить практически на все предъявленные ему претензии. «Я собирался и собираюсь уходить, но слишком уважаю себя и своих коллег, чтобы сделать это, не высказавшись», - с этих слов начал речь Председатель СК. Он признал, что декабрьское мероприятие было абсолютно нелегитимным. По его словам, протоколы собраний, проводившихся за две недели до того Съезда, были оформлены неправильно. Об этом до самой последней минуты организаторов форума предупреждали и А.А. Голутва, и Н.С.Михалков, и юристы. Однако к их словам никто не прислушался. Съезд, как известно, не состоялся, и судьба Союза кинематографистов оказалась под угрозой. «Я должен был сделать все, чтобы до 1 апреля мы собрались, поскольку не хочу отвечать за развал Союза», - сказал Н.С.Михалков.
Председатель СК заявил, что не отрицает совершенных им ошибок, но намерен прокомментировать все обвинения «даже не в должностных, а криминальных преступлениях».
Н.С.Михалков сообщил, что всегда приветствовал привлечение профессиональных менеджеров к управлению Союзом кинематографистов. Проблемы возникли из-за того, что приглашенные управленцы не представляли себе, что такое организация, объединяющая творческих людей. Именно поэтому деятельность менеджеров оказалась деструктивной. Председатель СК признает свою ошибку.
Двумя главными достижениями своего правления Н.С.Михалков считает сохранение Союза кинематографистов в качестве целостной организации «в те времена, когда разваливалось все», а также погашение всех долгов Союза.
Председатель СК спросил своих коллег, что плохого в его желании построить новое здание для Дома кино? Он хотел сделать полезное дело, но его никто не поддержал.
В ответ на вопрос, кто оплатил проведение IV Внеочередного Съезда СК в Кремле в 1998 году, Н.С. Михалков сообщил, что мероприятие стоило 1 259 000 рублей (210 тысяч долларов согласно валютному курсу того времени). Средства на организацию форума были получены от спонсоров. 700 тысяч долларов – кредит, взятый без процентов в банке «Никос» для погашения долгов Союза. Он был возвращен спустя 6 лет, в 2004 году.
Дом творчества в Пахре, действительно, был продан. Решение о сделке было принято в 1997 году, еще до прихода Н.С.Михалкова к управлению СК. Деньги, полученные в результате продажи, пошли на ремонт Дома творчества в Болшево. Его реконструкция так и не была завершена. Своей ошибкой Н.С.Михалков считает решение о строительстве еще одного этажа – именно на это ушли все средства. Председатель СК спросил у коллег, что плохого в том, что Дом творчества в Болшево стоит, отапливается и ждет субсидий на продолжение ремонта. Ничего предосудительного в этом он лично не видит.
Помещения в здании, которое было отдано журналу «Искусство кино», сдавались без ведома Н.С.Михалкова. Председатель СК сообщил, что никогда и ни с кем из членов СК не имел никаких коммерческих отношений. Наоборот, он всегда стремился финансово помогать бедствующим товарищам. Его материальная поддержка продлила жизнь Нонне Мордюковой и Михаилу Пуговкину и многим, многим другим.
Н.С.Михалков опроверг обвинение в учреждении Академии и якобы абсурдной премии «Золотой орел». Он сказал, что никогда не был против «Ники». Однако ему не нравилось, что Юлий Гусман в первую очередь был заинтересован в возможности влиять на кино. «Я всегда был против того, чтобы тамада становился Министром культуры, а шоумен – законодателем вкуса», - заявил Председатель СК.
Он отметил, что в прессе была развязана беспрецедентная информационная война, паровозом которой, по мнению Н.С.Михалкова, стал «Московский комсомолец», а «сливным изданием» - журнал «Современник».
В конце своего выступления Н.С.Михалков в подробностях, с именами и цифрами, рассказал мрачную «историю» потери Союзом кинематографистов «Киноцентра». В течение десяти лет Председатель СК боролся со своими же коллегами из Московского Союза кинематографистов, и сделал все, что было в его силах. Свой взгляд на ситуацию, по просьбе Н.С.Михалкова, изложил адвокат, член совета директоров ЗАО «Киноцентр» Юрий Васильевич Соловей. Он сообщил, что с юридической точки зрения у них было законное право выселить «Музей кино», и только благодаря усилиям Председателя СК это было отложено на несколько лет. Защитить «Киноцентр» Н.С.Михалкову мешали внутренние недуги Союза кинематографистов.
Н.С.Михалков завершил речь, сказав, что ему не все равно, кто будет определять вкусовой и художественный вектор российского кинематографа. Все предъявленные ему обвинения - «лишь неудавшаяся попытка рейдерского захвата власти».
Обсудить тему «Союз? Кинематографистов»
Также читайте другие материалы о VII съезде Союза Кинематографистов:
Фоторепортаж с Внеочередного чрезвычайного съезда СК
"Существенные мелочи" Внеочередного чрезвычайного съезда СК
Внеочередной чрезвычайный съезд СК: Начало
Н.Михалков: «Я хочу, чтобы съезд был, и чтобы меня выслушали»
7й съезд Союза кинематографистов открылся?
Новый председатель Союза Кинематографистов
Новое руководство Союза кинематографистов России готово к активным действиям, или Что делать?