ХАМАС и Голливуд. Как индустрия кино отреагировала на нападение на Израиль
С начала атаки ХАМАС на Израиль, а также ответных действий властей страны в англоязычной киноиндустрии активно высказывались по этому поводу. Было много постов в соцсетях, открытых писем, которые обернулись увольнениями и скандалами. А было и наоборот внезапное молчание одного из важнейших отраслевых профсоюзов.
В создавшейся ситуации, сегодня в мире из-за обстановки на Ближнем Востоке, учитывая давнюю вовлеченность представителей культурных индустрий в комментирование палестино-израильских отношений, в помощь или поддержку той или иной стороны, понятно, как рискует каждый, кто решит высказаться. Цена слова слишком высока.
Увольнения
Помимо того, что отношения произраильски и пропалестински настроенных деятелей культуры обострились, есть еще и риск плохо сформулировать, оказаться непонятым и получить резкую ответную реакцию. Все происходящее в последние недели, это подтверждает.
Наверное, когда профессора университета Беркли (Калифорния) Майкла Эйсена за ретвит сатирической статьи The Onion «Умирающих жителей Газы обвиняют в том, что в своих последних словах они не критикуют ХАМАС» увольняют с поста редактора научного журнала — это одно. Кстати, тут же из журнала в знак протеста против такого увольнения ушла одна из коллег-редакторов профессора, а сам он, даже не оправдываясь, а скорее возмущаясь заявил, что он вообще-то еврей, а кроме того здравомыслящий человек, и потому в естественном ужасе от резни, устроенной ХАМАС, но пафос перепощенной им статьи - «палестинцы не могут нести коллективную ответственность», и он с этим совершенно согласен.
Не так поняли — это, видимо, когда высокопоставленная сотрудница известнейшего голливудского Creative Artist Agency Маха Дахил, представляющая интересы в том числе Тома Круза, Натали Портман, Риз Уизерспун, Энн Хэтэуэй, Мадонны, в своих соцсетях пишет о свободе для Палестины, называет действия Израиля геноцидом, но при этом ни словом не вспоминает о резне 7 октября в кибуцах. Дахил сместили с руководящих постов агентства, сама она уже извинилась за свои кривые формулировки. А один из ее клиентов Аарон Соркин хоть и сменил из-за этого скандала агентство (ушел из CAA в William Morris Agency, где, кстати, и числился до 2017 года, то есть просто вернулся к бывшим партнерам), но при этом заявил, что гордится прошлой совместной работой с виновницей скандала, и «Маха не антисемитка, она просто ошиблась».
Но совсем другого рода история произошла с Китти Лэнг, главой отдела комедий United Agents, важнейшего британского агентства талантов. Она в своих соцсетях репостила и комментировала тексты о том, что обезглавленные израильские младенцы — это фейк, что не стоит считать израильтян гражданскими, но скорее военизированными формированиями поселенцев, и сочувствия к ним нет. Ее риторике был посвящен большой тред в соцсетях оскаровского номинанта Ли Керна, сценариста «Борат 2» Саши Барона Коэна. Он процитировав все то, что Лэнг репостила и писала, сообщил, что попал в оскаровские номинации без агентов и, если что, сможет заработать себе на жизнь, в крайнем случае, будет водить такси, но молчать по поводу ужасающего поведения главы отдела важнейшего британского агентства не станет. В агентстве официально заявили, что проведут тщательное расследование случившегося, и все эти посты не есть точка зрения United Agents. Китти Лэнг довольно быстро удалила свой аккаунт, потом восстановила его, чтобы извиниться и снова удалила, а также отказалась от руководящих постов в фирме. Но сути дела это не меняет — все, что она писала и транслировала, трудно называть просто неудачными формулировками.
Письма
И к вопросу о разнице в отношении к происходящему в индустрии Великобритании и США. Можно сколько угодно потешаться по поводу того, что американские звезды скопом пишут благодарственное письмо президенту Байдену. Но тезисы этого послания отличаются как раз идеальной четкостью и моральной однозначностью. Письмо, под которым подписались, кажется, вообще все в американской индустрии, (Variety и Deadline уже перестали считать тех, кто продолжает присылать свои подписи) было обнародовано после посредничества президента США в освобождении двух заложниц с американским гражданством. Суть его сводится к следующему: «Большое вам спасибо, господин президент, за помощь в освобождении заложников, от ХАМАС страдают и израильтяне и палестинцы, мы за мир между народами, но сегодня главное свобода для тех, кто пока в плену, и освобождать надо всех - аргентинцев, испанцев, израильтян, казахов, русских, французов, всех их надо вернуть домой».
В Великобритании же случилось столкновение писем. То есть около десяти тысяч представителей культуры и шоу-бизнеса (среди них, например, драматург и режиссер Том Стоппард, оскароносный композитор Тим Райс) подписали открытое письмо к правительству своей страны с требованием сделать все для освобождения заложников. Их послание уже назвали октябрьской декларацией — оно призывает СМИ, политиков и общественных деятелей называть ХАМАС террористической организацией и выражает обеспокоенность по поводу роста антисемитизма на острове.
Но до этого другие британские деятели культуры в количестве двух тысяч человек написали обращение к правительству с требованием прекратить поддержку Израиля и остановить геноцид палестинцев в Газе, так как те не должны нести коллективную ответственность. Среди этих подписантов, например, Тильда Суинтон и Стив Куган. Их тут же упрекнули в том, что они ни словом не обмолвились о зверствах ХАМАС в Израиле во время вылазки. В итоге некоторые отозвали свои подписи. Например, звезда сериала «Чужестранка» Сэм Хьюэн, заявивший, что он подписывался за мир, а не за то, что все подумали. Стив Куган выпустил специальное заявление по поводу того, что осуждение кровавого теракта ХАМАС само собой разумеется, и он не думал, что такие вещи надо специально прописывать. Тильда Суинтон от комментариев вроде бы воздерживается. Но у нее определенно есть аргументированная сформированная позиция, она давно выступает за свободу Палестины и для нее это письмо явно не дань моде или формальность.
Профсоюзы
Неожиданная ситуация сложилась внутри американских профсоюзов киноиндустрии. Отраслевые Гильдии, которые обычно активно выступают по самым разным поводам, и тут не прошли мимо. Режиссерская DGA и актерская SAG-AFTRA, например, немедленно осудили атаку ХАМАС и захват заложников, назвав это «ужасающим актом агрессии». Кстати, как и самые известные агентства William Morris, Creative Artist, United Talent, а также боссы Paramount, Disney, Warner Bros Discovery, корпорации (Disney, Comcast, Skydance и др.) вообще немедленно пожертвовали дополнительно крупные суммы Красному Кресту и другим организациям, работающим в регионе.
Но чуть ли не единственной из известных институций и единственным крупным профсоюзом, который промолчал, оказалась Гильдия сценаристов WGA. Она молчала долго — даже после того, как некоторые известные и состоящие в Гильдии авторы (шоураннер «Американцев» Джоэль Филдс, создатель «Грайндхауса» Элай Рот, номинантка на премию Оскар за «Эрин Брокович» Сюзанна Грант, сценарист «Особого мнения» Скотт Фрэнк, шоураннер «Оранжевый - хит сезона» Дженджи Кроэн и многие другие) опять же с гневным открытым письмом, обратились к руководству, недоумевая, что за дела и зачем это молчание.
И лишь на этой неделе, очевидно под давлением обстоятельств, Гильдия решила объясниться. Сначала подразделение профсоюза Восточного побережья сообщило, что не хочет официально комментировать ситуацию, пусть это многим покажется неадекватным, но это надо пережить, что еще год назад был проведен специальный внутренний референдум и было решено не высказываться по острым политическим вопросам, ведь 40% членов Гильдии журналисты, и такие выступления могут помешать их работе, но в любом случае в профсоюзе нет места ни антисемитизму, ни исламофобии. А днем позже отделение Западного побережья тоже прервало молчание. Оно извинилось за эту тишину, объясняло все тем, что активно высказывается по внутренним вопросам, но не по международной повестке, но, конечно, зверства ХАМАС ужасны, и о гибели мирных палестинцев, оказавшихся в ловушке насилия, Гильдия тоже скорбит, а в целом и израильтянам и палестинцам нужны не свары между теми, кто поддерживает тех или других, но стремление к миру и признание ценности каждой человеческой жизни.
Наверное, многое в этих объяснениях логично. Особенно оно таковым представляется в странах, где от открытых писем всегда пахло чем-то нехорошим. Где трудно понять, что официальное выражение некоего корпоративного мнения - это поступок, позиция. Но в любом случае символично, что молчала именно Гильдия сценаристов, людей, работающих с текстами, тех, для кого в силу их профессии по определению не может быть границ между внутренним и международным, кто лучше других знает цену слов и цену молчания. В этом смысле гораздо логичнее выглядят формулировки тех членов гильдии, что были недовольны отсутствием у Гильдии позиции: «Как сценаристы, мы знаем, какое значение имеют слова, мы проводим недели, месяцы, годы, мучаясь в попытках сформулировать идею, написать историю, диалог… Конфликт между Израилем и палестинским народом сложен и полон нюансов, но преступления, совершенные 7 октября, были простыми и жестокими. Если мы не можем назвать это тем, чем оно является — чудовищным актом варварства, — тогда мы теряем нить повествования».