Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 сентября 2008 19:00

Новый фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" выходит в прокат 18 сентября

Новый фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" выходит в прокат 18 сентября

Фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" по сценарию Юрия Арабова уже был замечен кинокритиками на фестивале "Кинотавр". Он участвовал в конкурсной программе и Ксения Раппопорт, сыгравшая главную героиню,получила приз за лучшую женскую роль. С 18 сентября фильм выходит в прокат и, побывав на премьере, редактор нашего портала высоко оценил картину. 

 Во второй половине 90-х Юрий Арабов вел колонку в «Общей газете», в ней он в форме эссе рассказывал о жизни обитателей городка Юрьев-Польский, что во Владимирской области и своем взаимодействии с ними. Прошли годы и эти наблюдения вылились в сценарий «Юрьева дня». Название фильма имеет несколько подсмыслов: первый лежит на поверхности – место действия - город Юрьев-Польский, второй - исторический, крестьяне с 1497 года и до царствования Бориса Годунова, то есть примерно сто лет, могли менять хозяина лишь неделю до и неделю после Юрьева дня (23 апреля по старому стилю). Также этот день у славян основной календарный рубеж, разделяющий год на два полугодия Юрьевское и Дмитровское. Все эти историко-мифологические аллюзии следует понимать как время перехода, трансформации.

   Оперная певица перед отъездом в Германию решила навестить город, где когда-то родилась. Она взяла с собой взрослого двадцатилетнего сына. Как рафинированные интеллигенты, они не могут слова сказать, не подкрепив его цитатой из Стасова или другого классика, и, что вполне естественно для русских интеллигентов, они отправляются в кремль, осмотрев который, они будут считать поездку завершенной. Но случается нечто, что изменяет ход обычного культурного отдыха.

   Говорят, что Арабов определенно хотел, чтобы его сценарий поставил именно Серебренников, который сначала скептически относился к проекту, не считал его своим и тянул целый год, прежде чем приступить к съемкам. Однако Арабов не ошибся в режиссере. А чем собственно интересен Серебренников? Дело в том, что Кирилл Серебренников – один из лидеров театрального направления «Новая драма», а «Новая драма» - это не что иное, как современное русское воплощение сюрреализма. И так как жизнь в нашей стране сюрреалистична, а в провинции сюрреалистична настолько, что хоть топор вешай, тут был нужен взгляд сюрреалиста. И Серебренников вполне справился с задачей, он преодолел театральность и искусственность, свойственную его первому фильму «Изображая жертву», не ругался матом по двадцать минут, потому что литературный материал настолько мощен, глубок и хорошо проработан сценаристом, что все эти попытки заострения не нужны. Этот сюрреализм вытекает из самой жизни.

   По ходу фильма вспоминаешь другие отечественные фильмы о русской глубинке, снятые в 80-е и 90-е годы и уже через несколько планов видишь, как фильм идет дальше, дальше «Темы» Глеба Панфилова, дальше «Курочки Рябы» Андрея Кончаловского. Он просто глубже и точнее в понимании и столичных людей и провинциальных. Панфилов пытался сопоставить URBI ET ORBI , пытался увидеть лучшее в провинции и испорченность в столичных людях; а Кончаловский, напротив, пытался переиначить провинциалов, заставить их мыслить критериями, которыми мыслит он сам. Здесь же происходит взаимопроникновение, понимание и слияние. Картину можно прочесть на двух уровнях и как сюрреалистическую ленту, в фильме есть мотивы из «Виридианы» / Viridiana Луиса Бюнюэля, «Улыбающейся мадам Беде»/ La Souriante Madame Beudet Жермены Дюлак и т.д. Но также фильм можно прочесть и на более реалистическом уровне, потому что история правдоподобна и каждый знает, что наша коренная Русь на сегодняшний момент такова. В фильме удалось «объэкранить» современную жизнь русской глубинки, превратить ее в культурное кинопространство.

    Главную женскую роль исполнила петербуржская актриса Ксения Раппопорт и это лучшая роль из того, что она сыграла в кино. Она моложе, чем должна быть мать двадцатилетнего юноши, ей всего 34, а в момент съемок было 33, но это типичный для сюрреализма прием. Сюрреалисты прошлого в кино использовали такой прием, например, в «Виридиане» между Фернандо Реем  /Fernando Rey, исполнившим роль дяди-опекуна Виридианы и сыгравшим его сына Франсиско Рабалем/Francisco Rabal разница всего семь лет. С помощью этого приема удается достичь сюрреалистического эффекта. Ведь героиня общается со своими ровесницами, а выглядит гораздо моложе, потому что она из другого мира. Очень часто по производственным причинам возраст актеров не совпадает с заявленным, но не в этом случае. Здесь все говорит о продуманности и просчитанности таких мелочей. Но ведь мало заявить, это надо еще сыграть и актриса блестяще справилась с чужим, еще непрожитым, возрастом. Образ главной героини необычайно сложен – в фильме героиня трансформируется, изменяется, уходит от оперной дивы, царицы. (Все оперные дивы царственны - они всегда высоко держат голову, отводят назад плечи, как аристократки – особенность профессии, обусловленная пением, так лучше звучит голос). И вот эта дива проходит от стебухания через отвращение и неприятие к слиянию с этим провинциальным миром, становясь уборщицей, пылью под ногами, святой. Как она поет оперные арии, как, выблевывая свою прежнюю сущность, и это некрасиво, хотя должно быть прекрасно. Ее основного партнера по фильму сыграл актер МХАТа Сергей Сосновский, до того в кино "малозасвеченный" в нескольких второстепенных ролях в коммерческих фильмах и сериалах. Он работник милиции, который при ближайшем рассмотрении оказывается уголовником, что в принципе никого не удивляет. И как же это убедительно.

   Картину в эстетике живой камеры снял оператор Олег Лукичев, который до этого работал на «Путешествие с домашними животными» и «Garpastum». При этом живая камера более живая, чем все остальные живые камеры. Как в работе операторов любителей, здесь много расфокусированных кадров, отдельно выхваченных кусков, фрагментов, как в хоум видео, где неумеха оператор, не выключая камеру, ведет объективом по всему, снимает все, не отвлекаясь на ракурс и прочие операторские глупости. Но это настолько эстетизировано, здесь эти любительские эффекты освоены как приемы большого кинематографа, возведены в прием.

   Конечно, у картины есть какие-то незначительные недочеты, но они так мелки на фоне общей цельности, что говорить о них и не стоит. Авторам удалось представить безусловно прекрасное - уродливым, а уродливое красивым. Это настолько сложная в выполнении задача, что об этом можно написать книгу. Это сюрреализм и критика нравов. Это приговор эпохе и фильм вне времени. Это путь к святости и отрицание церкви. Думаю, этот фильм займет место среди лучших картин рядом с «Виридианой» Луиса Бюнуэля, «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса и другими фильмами на все времена. Это – шедевр!


Реклама