Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 мая 2021 15:48

Александр Миндадзе: «Паркет — фильм об иллюзиях творчества»

Александр Миндадзе: «Паркет — фильм об иллюзиях творчества»

13 мая в российский прокат вышел новый фильм одного из самых авторитетных сценаристов и режиссеров российского кино Александра Миндадзе — драма «Паркет». Главные роли в картине исполнили польские актеры Агата Кулеша и Анджей Хыра, а также израильская актриса Евгения Додина. Прокатчик ленты — компания Русский Репортаж.

До выхода фильма на большие экраны прошли несколько специальных показов картины: в Екатеринбурге (1 мая, Ельцин центр), Москве (10 мая — кинотеатр Пионер, 11 мая – кинотеатр Иллюзион), Санкт-Петербурге (12 мая, Ленфильм). В Новосибирске мероприятие состоится 17 мая в кинотеатре Победа.

На обсуждении фильма после показов режиссёр и автор сценария Александр Миндадзе рассказал зрителям о том, как появилась идея проекта, о сложностях съемок картины, об искусстве танца и иллюзиях творчества, а также ответил на все вопросы из зала.

Зрители поделились своими впечатлениями от просмотра – многие говорили, что фильм удивительным образом перенес их по ту сторону экрана и они растворялись в танце и эмоциях вместе с героями.

Вопросы-ответы Александра Миндадзе со зрителями фильма «Паркет»

Показ фильма «Паркет» в кинотеатре Иллюзион

Об идее и смысле фильма

Зритель:
Как к вам пришла идея этого проекта?

Александр Миндадзе:
Следы обычно трудно найти. Мне интересно было понять, что может быть между танцующими людьми, часто это бывают целые драмы. 

Зритель:
Можете ли сказать одной фразой, о чем этот фильм лично для вас?

Александр Миндадзе:
Фильм об иллюзиях творчества, об иллюзиях счастья, о реальной жизни, которая, бывает, проходит мимо, пока человек «живет» в танце на паркете.

Зритель:
Даже спустя минуты после просмотра могу сказать, что фильм гениален. Он очень глубокий и подталкивает к размышлениям. Я – тангера, преподаватель аргентинского танго. Понимаю, что фильм не о танго, танец выбран лишь декорацией. Но как преподаватель танго хочу отметить, что уже с первых уроков тех, кто хочет постичь этот танец, учат сдерживать чувства и эмоции. Поэтому то, что показано на экране, не соответствует действительности. Меня пугает то, что люди, посмотревшие фильм, не пойдут учиться этому танцу.

Александр Миндадзе:
Вы абсолютно правы, но и у меня есть своя правда. Герои, которые приехали исполнять танец спустя четверть века, ранее всегда сдерживали чувства, а сейчас у них получается своеобразный танец – танго взаимоотношений. Они уже не тангеры в общепринятом смысле, герои пытаются изображать то, что им когда-то давно прекрасно удавалось.

Показ фильма «Паркет» в кинотеатре Иллюзион

Про работу на съемочной площадке, оператора и актеров

Зритель:
Это ваш третий фильм, снятый Олегом Муту? Как складывается ваша работа с ним?

Александр Миндадзе:
С ним мне очень комфортно работать, так как Олег каким-то образом, не умозрительно, а, скорее, интуитивно чувствует замысел. У него внутри особенные антенны, настроенные на фильм. Причем в процессе работы мы никогда не говорим на высокие темы, о смыслах, которые заложены в истории, мы обсуждаем насущные вещи – мизансцены, например. Он прекрасно воплощает все на экране.

Зритель:
Фильм смотрю уже второй раз, и ощущения в более камерном зале оказались даже сильнее, чем в большом. Вопрос про актеров. Я знаю, вы их долго искали, и они оказались стопроцентным попаданием. Как вы определились с ними?

Александр Миндадзе:
Действительно, искали долго. На пробах были и российские артисты, затем переключились на Прибалтику и Польшу. Отбор актеров – дело сложное и коварное. С одной стороны, нельзя быть слишком принципиальным, нужно понимать, что с актерами еще можно работать и трансформировать в нужную сторону, но с другой стороны, важно не упустить то первое чувство, изначальный замысел – каким должен быть герой.
Я не писал сценарий под конкретных актеров. Обычно всегда сочиняю историю, героев, а уже потом думаю над тем, кто бы мог усилить персонажа, воплотить его на экране.

Зритель:
Актеры, которые сыграли главные роли в фильме, не очень известны российскому зрителю. Для вас не было важным пригласить в фильм популярных в России артистов?

Александр Миндадзе:
Зачастую известных актеров любят приглашать продюсеры, думая, что именно благодаря популярному лицу на экране фильм окупится, чего, как правило, не происходит. Не от этого зависит успех картины.
На пробах к фильму я встречался со многими известными артистами, в том числе с российскими. Но итоге выбор пар на двух польских актеров - Анджея Хыру и Агату Кулешу, и израильскую актрису Евгению Додину. И это очень известные артисты в своих странах. Агата Кулеша снималась в оскароносном фильме «Ида» Павла Павликовского и его же «Холодной войне». Для меня известность не играет роли, я смотрю на самих актеров и их возможность вписаться в фильм.

Показ фильма «Паркет» в кинотеатре Иллюзион

Зритель:
Удивительное ощущение после фильма, хочется молчать и размышлять об увиденном на экране. Мне кажется, это один из самых личных ваших фильмов. Отмечу его ритм, как будто он и создавался под определенную музыку. Было чувство, что я будто танцую вместе с героями. Поэтому мне интересно, как вы работали с оператором и актерами и были ли сцены, на которые требовалось много дублей?

Александр Миндадзе:
Самые сложные периоды – это до и после сьемок. А что касается работы на съемочной площадке, то мне посчастливилось работать с высокопрофессиональными актерами, которые после небольших разговоров перед съемками умудряются потом интуитивно считывать тебя самого. Им не надо много объяснений. Здесь все зависит от таланта артиста.
Количество дублей бывает разным. Зачастую очень простые вещи тяжело снять и тратится много дублей, а сложные сцены получатся почти сразу.
Мне особенно повезло с оператором – Олегом Муту, фильмы которого стали лауреатами Каннского кинофестиваля. Он всегда очень долго читает сценарий, удивительным образом у него получается прочувствовать его и представить тот эквивалент, который меня подчас удивляет. К тому же он абсолютно не обидчив. Есть операторы, которые часто обижаются, если их идеи приходится «срезать», а потом необходимо его обхаживать как женщину и хвалить. Но с Муту совершенно по-другому складывается работа, он замечательный и человек, и оператор.

Зритель:
Проходили ли актеры танцевальную подготовку?

Александр Миндадзе:
Конечно. Агата Кулеша – победительница польского аналога «Танцев со звездами», а Анджею Хыре и Евгении Додиной приходилось долго и упорно заниматься с балетмейстером. Каждый день после смены они репетировали до упаду. Они очень старались, так как понимали, что любое их неверное движение будет видно на экране. Лениться было нельзя.

Зритель:
Как вам работалось с Агатой Кулешей?

Александр Миндадзе:
Она – потрясающая актриса, большое дарование. Агата разная во всех своих фильмах.  Она – абсолютная звезда в Польше, ее портреты – на всех плакатах по городу, но при этом ей присуща невероятная скромность. С Кулешей работалось замечательно, она из тех актрис, которые при трех дублях предлагает режиссеру три варианта игры.

Показ фильма «Паркет» в кинотеатре Иллюзион

Про сценарий и собственный авторский стиль

Зритель:
Насколько четко вы следуете сценарию?

Александр Миндадзе:
Всегда стараюсь следовать. Меня учили писать сценарии так, чтобы их видеть. До сих пор так делаю. Бывают организационные моменты, когда приходится что-то менять, но обычно стараюсь не отступать от замысла.

Зритель:
В ваших фильмах часто появляется мотив двойников – персонажей, которые похожи друг на друга или связаны между собой. И в «Паркете» это выразилось в двух главных героинях. Насколько фильм «Паркет» стал продолжением ваших предыдущих работ?

Александр Миндадзе:
Мне сложно прослеживать такие тонкости в своих фильмах, но если «Паркет» является продолжением моих ранних работ – хорошо, если нет – тоже хорошо. Это пусть оценивает зритель.
Я очень много изучал материл – ходил на милонги, смотрел документальные фильмы, а преподаватели танцевальных школ были консультантами на нашей картине.

Показ фильма «Паркет» в кинотеатре Иллюзион

Зритель:
В вашем фильме много крупных планов, камера будто прижата к героям. Почему вы решили работать так много именно с лицами героев?

Александр Миндадзе:
Это всегда сложный выбор – сочетание общих, средних, крупных планов. Здесь больше вопрос уверенности в себе и замысле. Мне представлялось, что так будет правильно преподнести эту историю – она не бытовая, а о людях с высокой душевной температурой, важно быть на близком к ним расстоянии.

Зритель:
Герои в фильме разговаривают очень отрывисто, ритм их речи иногда и правда напоминает танец. Было ли это вами изначально так задумано?

Александр Миндадзе:
Отрывистые фразы — наверное, особенность моих сценариев, по крайней мере пяти последних. Но мне сложно это оценивать. Так было в сценарии, и я просил артистов пытаться произносить фразы именно таким образом. Хотя для польских артистов, говорящих на другом языке, это было непросто.
Со мной во время просмотра случилась фантасмагория – на крупных планах мне вдруг показалось, что я оказалась в самом фильме вместе с героями. Хотелось бы спросить – было ли математическим расчетом то, что зритель будто оказывается по ту сторону экрана?
Это соединение рационального расчета и интуитивного восприятия происходящего. В основе всего – конечно, железный сценарий, поэпизодный план и т.д. На съемочной площадке уже работаешь интуитивно, но полагаясь на изначальную задумку.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Реклама