Кристоферу Нолану исполняется 50 лет
30 июля празднует 50-летие режиссер и сценарист Кристофер Нолан, пятикратный номинант на Оскар, чьи фильмы отличаются нелинейным сюжетом и насыщенным внешним действием. Он не учился в киношколе, однако с детства беспрерывно снимал кино, пройдя путь от любителя до признанного во всем мире профессионала.
Нолан родился 30 июля 1970 года в Лондоне. В 7 лет будущий режиссер начал снимать любительские фильмы на отцовскую 8-мм камеру. Позже, поступив в Университетский колледж Лондона / University College London на отделение английской литературы, Кристофер вступил в местное объединение любителей кино UCL Film & TV Society, где стал делать короткометражные ленты. Одна из таких работ — 3-минутный фильм «Жук-скакун» / «Doodlebug», напоминающий по стилю раннего Линча.
По сюжету главный герой преследует насекомое, которым является он сам. В этой абсурдной зарисовке уже заявлен мотив относительности и неоднозначности пространственно-временных связей, который впоследствии появится в зрелых работах режиссера.
Во второй половине 1990-х годов Нолан основал кинокомпанию Syncopy Films и снял свой первый полнометражный фильм — неонуарный триллер «Преследование» (1998). Бюджет ленты составил около $6000, что не помешало ей снискать признание на международных фестивалях. Второй полный метр режиссер снял по мотивам рассказа своего брата Джонатана. Картина «Помни» рассказывает о человеке, который страдает редкой формой амнезии и моментально забывает все, что с ним происходит. Чтобы не потерять себя, герой вынужден покрывать свое тело бесчисленными татуировками, напоминающими ему, кто он есть. Лента была с одобрением встречена критикой, заработала около $40 млн в мировом прокате и принесла Нолану его первые номинации на Оскар и Золотой Глобус — обе за Лучший сценарий.
Следующий серьезный прорыв в карьере режиссера связан с трилогией о Бэтмене от Warner Bros. Режиссер создал непривычное для своего времени экранное воплощение супергеройской темы: поставил во главу угла внутренние терзания человека в костюме летучей мыши и облачил в форму кинокомикса размышления о природе добра и зла. Картины «Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» вывели экранные комиксы на новый уровень и стали эталоном для подобных кинопроизведений.
Следующим прорывом режиссера стал научно-фантастический триллер «Начало» (2010), который был удостоен многочисленных наград, в том числе премии «Сатурн» в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучший режиссер», а также номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус».
В 2014 году на экраны вышла научно-фантастическая лента «Интерстеллар» о путешествии астронавта сквозь чревоточину в поисках новой планеты для человечества, почти исчерпавшего ресурсы Земли. Этот сюжет вызывает отдаленные ассоциации с «Гроздьями гнева» Стейнбека: тот же образ пыльных бурь, грозящих лишить человечество пропитания, то же путешествие в поисках нового дома, только на этот раз в более глобальном масштабе. Здесь же и косвенная полемика с «Космической одиссеей 2001 года». Кубрик воспевал прогресс как способ выйти на новый уровень духовного развития, а космос в его фильме представал мистическим и в принципе непознаваемым пространством, преображающим человека. У Нолана же устройство космоса досконально объясняется: консультантом картины выступил специалист по теории относительности Кип Торн. Космическое путешествие в «Интерстелларе» — не путь к новым высотам духа, но дорога мытарств, которые необходимо пройти, чтобы научиться ценить то, что оставил на земле.
В 2020 году Нолан завершил очередную картину — «Довод» с Джоном Дэвидом Вашингтоном. Пожалуй, киноиндустрии эта лента запомнится не только своим содержанием: она была завершена в период пандемии коронавируса, в результате чего ее релиз постоянно откладывался. Страсти вокруг изменений даты выхода «Довода» становятся столь же напряженными, как и сами ленты Нолана. Хотя, согласно последним новостям, в России новую работу режиссера можно будет увидеть с 10 сентября.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса