Дональд Сазерленд празднует 85-летие
17 июля отмечает 85-летие Дональд Сазерленд — актер, лауреат двух Золотых глобусов и почетного Оскара за выдающиеся достижения в кинематографе. Обладатель немецких, шотландских и английских кровей, уроженец Канады, он отличился по обе стороны океана, исполняя роли у ведущих режиссеров Старого и Нового света, среди которых Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи, Роберт Олтмен, Алан Пакула и Оливер Стоун.
Будущий актер появился на свет 17 мая 1935 года в городе Сент-Джон канадской провинции Нью-Брансуик в семье торговца электроприборами. Сперва Сазерленд пошел по стезе отца и даже получил специальность инженера в университете Торонто. Затем решил сменить профессию и освоить актерское ремесло. На это решение повлияло в том числе кино: в одном из интервью Сазерленд рассказал, какие фильмы поразили его в детстве и юности — «Большие надежды» Дэвида Лина, которые Дональд посмотрел с мамой в 1946 году, «Тропы Славы» Стэнли Кубрика, ленты Джилло Понтекрово, а также «Дорога» Феллини — ее он увидел, будучи студентом.
Сазерленд стал сниматься с начала 60-х годов — в основном, ему доставались небольшие роли в малозаметных сериалах и телевизионных фильмах. Первый полнометражный игровой фильм в карьере актера был франко-итальянского производства и назывался «Замок живых мертвецов» / «Il Castello dei Morti Vivi» — главную роль в этом малобюджетном ужастике 1964 года исполнял Кристофер Ли. Сазерленд же появился на экране сразу в двух образах — молодого солдата и старой ведьмы.
Хотя сегодня, пожалуй, мало кто вспомнит эту картину, для актера она стала важной вехой — одного из своих сыновей, Кифера Сазерленда, он назовет в честь режиссера «Замка живых мертвецов» — Уоррена Кифера.
Широкую известность артисту принесла роль в фильме «Военно-полевой госпиталь» / «MASH» Роберта Олтмена. Действующие лица этой ленты — полевые хирурги на полях Корейской войны. Снятый в 1970 году «MASH» однозначно напоминал о компании во Вьетнаме, наложившей неизгладимый отпечаток на американскую культуру. Картина не скрывает свою антивоенную направленность и лишена героического пафоса — врачи в пропитанных кровью халатах невозмутимо отпиливают солдатам изувеченные конечности, а в свободное время цинично подтрунивают друг над другом.
Сазерленд сыграл здесь одну из главных ролей. Его персонаж, капитан Пирс, пренебрегает уставом и условностями и то и дело выводит на чистую воду разного рода ханжей и моралистов. Подчас довольно изощренными способами.
Роджер Эберт, размышляя о юморе в этом фильме, писал: «Большинство комедий пытаются рассмешить нас не особо забавными вещами. Здесь же мы смеемся потому что нам совсем не весело. Так нам удается не плакать… Эллиотт Гулд и Дональд Сазерленд — два действительно смешных актера. Им не нужно специально смешить, поскольку их юмор исходит напрямую из их органики».
«Военно-полевой госпиталь» получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах и обзавелся продолжением в виде сериала. Сазерленд же исполнил ряд заметных ролей в фильмах 70-х годов, отражавших тревогу, что нависла над американским обществом на фоне вьетнамской бойни и политической нестабильности. Среди них — «Джонни взял ружье» Далтона Трамбо и «Клют» Алана Пакулы. На съемках «Клюта» актер сблизился со своей партнершей — Джейн Фонда. Их объединяло не только творчество, но и гражданский активизм. В начале 70-х Сазерленд и Фонда провели кампанию «Free the Army», в рамках которой актеры разъезжали по стране с антивоенными выступлениями и концертами.
В середине 70-х Сазерленд сыграл у двух мастеров европейского кино: Бернардо Бертолуччи в картине «Двадцатый век» и Федерико Феллини в «Казанове Феллини». Исполняя роль итальянского любовника, актер был вынужден обрить лоб, а также проводить по три часа в гримерной, где ему накладывали сложный пластический грим.
В роли Казановы Сазерленд демонстрирует необычайный актерский диапазон. Его герой парадоксальным образом совмещает наивность и расчет, страсть и хладнокровие. Он покоряет сотни женщин и в то же время любит каждую из них, как свою единственную. Под руководством Феллини актер создал многогранный — гротескный и вместе с тем трагический — образ.
Еще одна сложность этой роли заключалась в том, что действие фильма охватывало не один десяток лет. Сазерленду пришлось воплотить образ как зрелого мужчины в расцвете сил и возможностей, так и дряхлого старика, потерпевшего жизненное фиаско. Снова, как в своем первом фильме, актер играл молодость и старость — на этот раз перед ним стояли гораздо более глубокие и трудоемкие художественные задачи.
За свою карьеру Сазерленд исполнил более 140 ролей в кино. Среди его фильмов стоит также отметить «Грязную дюжину» Роберта Олдрича, «День саранчи» Джона Шлезингера, «Обыкновенных людей» Роберта Редфорда, ленту «Джон Ф.Кеннеди: Выстрелы в Далласе» Оливера Стоуна. Актер получил семь номинаций на Золотой глобус, две из которых увенчались победой: в 1996 году («Гражданин X») и в 2003 («Тропами войны»). Обе статуэтки достались ему за телевизионные фильмы. Как бы то ни было странно, более пяти десятилетий Сазерленд оставался без единой номинации на Оскар. Лишь в 2018 году справедливость была восстановлена — актер получил почетный приз Американской киноакадемии за выдающийся вклад в кинематограф.
Несмотря на почтенный возраст, Сазерленд сохраняет завидную трудоспособность. Он сыграл в популярной франшизе «Голодные игры», а недавно стало известно, что ему предстоит исполнить роль в картине «Время Армагеддона» Джеймса Грэя.
20 лет назад в интервью BBC Сазерленд сказал: «Думаю, в жизни нужно немного таланта, немного удачи, привычка усердно трудиться и прекрасный партнер. Мне кажется, у меня были эти четыре вещи. Не важно, насколько большой талант — важно, как человек им пользуется».
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса