Соавтор новой волны: 90 лет назад родился Клод Шаброль
Сегодня, 24 июня, исполняется 90 лет со дня рождения режиссера, стоявшего у истоков французской новой волны, мастера триллера, соратника Годара, Трюффо и Ромера по журналу Кайе дю Синема и одного из наиболее продуктивных режиссеров XX века — Клода Шаброля.
Шаброль родился в Париже в 1930 году в семье фармацевта. Юность провел в эвакуации в городке Сардан — впоследствии французская провинция не раз появится в его фильмах: либо в связи с предысторией персонажей, например, в «Кузенах», либо в качестве непосредственного места действия, как в «Красавчике Серже» или «Мяснике».
Вернувшись в Париж, Шаброль примкнул к кружку любителей кино и стал работать в журнале Кайе дю Синема вместе с Годаром, Трюффо и Ромером. Приверженцы идей кинокритиков Андре Базена и Александра Астрюка, будущие режиссеры критиковали современное им французское кино, которое они считали буржуазным и устаревшим, отстаивая представление о кинематографе как самодостаточном виде искусства. Эталонами кинохудожников для молодых критиков стали Росселини, Брессон, Фуллер. Незадолго до ухода в режиссуру, в 1957 году, Шаброль вместе с Эриком Ромером пишет и выпускает книгу о творчестве Альфреда Хичкока.
На рубеже 50-60-х годов авторы из Кайе дю Синема стали массово переходить от теории к практике, знаменуя начало новой волны во французском и мировом кинематографе. Первым полнометражным фильмом этой плеяды стал «Красавчик Серж» Шаброля, вышедший на экраны в 1958 году — за два года до «Четырехсот ударов» Трюффо и «На последнем дыхании» Годара. Позже Шаброль вспоминал: «Когда я снимал свой первый фильм — “Красавчик Серж”, — мне было двадцать девять лет и никогда прежде я не бывал на киностудии. Мои познания о кино были чисто теоретическими. Так что когда мы приступили к первому плану и оператор захотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь. Обычно на этом карьера режиссера заканчивается. Но я сумел внушить съемочной группе уважение к себе, ибо до прихода на площадку посмотрел огромное количество фильмов и отлично знал, чего добиваюсь».
Дебют режиссера снимался в Сардане — городке, где тот провел юность. По сюжету главный герой Франсуа возвращается в родную деревню много лет спустя. Там он встречает Сержа, своего друга детства, в удручающем состоянии: тот спивается в то время как его жена ждет ребенка. Франсуа самоотверженно пытается спасти товарища и вернуть ему волю к жизни.
Жерар Блен и Жан-Клод Бриали, исполнившие роли Сержа и Франсуа, появляются и в следующей картине Шаброля — «Кузены». Здесь, наоборот, наивный провинциал приезжает в Париж к родственнику и оказывается свидетелем развращенности нравов, царящих в буржуазном столичном обществе. «Кузены», лента с выраженной критической позицией, принесла известность Шабролю и впервые заявила о французской новой волне как самобытном и уникальном явлении. В 1959 году фильм был удостоен главной награды международного Берлинского кинофестиваля — Золотого медведя.
В то время как другие авторы новой волны — Годар, Трюффо, Ромер, Варда — экспериментировали с киноязыком, нередко жертвуя кассовым успехом, Шаброль искал баланс между художественной новизной и коммерческим потенциалом. Он является одним из наиболее плодовитых постановщиков XX века, его фильмография насчитывает десятки картин. До конца жизни режиссер снимал в среднем по одному фильму в год, часто обращаясь к вполне массовым жанрам, среди которых наиболее удачно у него получались детективы и триллеры. Ленты «Милашки» / «Les Bonnes Femmes» и «Мясник» / «Le Boucher», в которых осмысляется темная и смертоносная сторона человеческой натуры, скрытая за покровом обыденности, стали классикой мирового кино.
Влияние «Милашек» отчетливо просматривается в ленте «Доказательство смерти» Тарантино, который не раз отмечал свою симпатию к французским режиссерам новой волны. Обе ленты — и Шаброля, и Тарантино — строятся по схожим сюжетным лекалам: в каждом случае сюжет повествует о троих девушках, познакомившихся в кафе с таинственным незнакомцем, чьим атрибутом является некий транспорт (мотоцикл у Шаброля, каскадерский автомобиль у Тарантино). В каждом из фильмов одна из девушек, несмотря на предупреждения подруг, попадает под власть мрачного обаяния и, оставшись одна, подвергается смертельной опасности.
В 1954 году Шаброль берет в жены актрису Стефан Одран, которая также была его музой и сыграла в значительном числе фильмов режиссера («Неверная жена», «Мясник», «Разрыв», «Кровные узы», «Виолетта Нозьер», «Цыпленок под уксусом» и др.)
В 1978 году главной ролью в фильме «Виолетта Нозьер» режиссер прославил Изабель Юппер. Шаброль нашел в ней «свою» актрису. Их творческий союз был ярким и плодовитым: Юппер сыграла в таких картинах Шаброля, как «Мадам Бовари», «Женское дело», «Церемония преступления», «Спасибо за шоколад», «Ставки сделаны».
В 80-е годы Шаброль начал делать фильмы для телевидения. Сериал «Секретные файлы инспектора Лавардена», появившийся на телеэкранах в 1988 году, пользовался большой популярностью у зрителей. В числе телефильмов режиссера биографии обожаемых им композиторов Ференца Листа и Сергея Прокофьева. Последним творением Шаброля стали две новеллы для многосерийного цикла «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия».
Режиссер ушел из жизни 12 сентября 2010 года в Париже, оставив после себя богатейшее наследие, на изучение которого может понадобится даже больше времени, нежели было затрачено на его создание.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.Дзен, Instagram, Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса.