В прокат выходит историческая драма «Танец с саблями»
30 января в российский прокат выходит фильм Юсупа Разыкова «Танец с саблями». Историческая драма рассказывает о создании одноименного шедевра Арама Хачатуряна – одного из самых исполняемых произведений в мире.
Важнейший факт, на который опирался режиссер, – это то, что произведение «Танец с саблями» было написано по приказу. «Танец» не был запланирован ни либреттистом, ни балетмейстером, ни самим Хачатуряном. Это было распоряжение сверху. Приказ дирекции театра вызвал тогда сильнейшее раздражение у композитора, которому пришлось в готовый спектакль добавлять еще один, пятый по счету танец. С эстетической точки зрения композитор счел пошлостью такой, сугубо зрелищный, подход к музыке. «Таким образом, одно из известнейших в мире произведений было написано фактически «из-под палки», – поясняет Юсуп Разыков.
Сценарий к фильму вынашивался пять лет. С одной стороны, необходимо было досконально изучить ту эпоху, в которую жил Хачатурян: детство в Тифлисе (ныне – Тбилиси), его жизнь в Советском союзе, эвакуация в годы Великой Отечественной войны. С другой стороны, важно было понимать все своеобразие личности Хачатуряна и его фигуры в советском культурном пространстве. В этом автору картины помогали дом-музей Хачатуряна в Ереване, театр оперы и балета им. Спендиарова, а также и сын композитора – Карен Арамович Хачатурян.
«И мне повезло найти в биографии Хачатуряна такие вещи, о которых мало кто знает и которые даже вызывали споры, – рассказывает Юсуп Разыков. – Когда я писал сценарий, установка была на максимальную фактическую точность, за исключением, пожалуй, двух-трех персонажей, которых я выдумал. Они были нужны для обозначения определенного драматургического действия. И некоторые сцены, конечно, были придуманы. Например, то, что Хачатурян разбил о Пушкова бутылку, – это вымысел, но с точки зрения метафоры этот жест работает точно».
Съемки проходили как в России, так и в Армении. Сцены, действие которых разворачивается в эвакуации, в Молотове, снимались в Ярославле. Там заранее были построены декорации для съемок в гостинице и на рынке. Балетные сцены, сцены внутри театра, приезд чиновника Пушкова и другие эпизоды снимали в Ереване, в театре им. Спендиарова, который предоставил съемочной группе свое помещение на целых пять дней. Эти дни пришлись на весьма неспокойное время: как раз тогда на улицах Еревана разгоралась «бархатная революция». Из-за постоянного шума, который было невозможно приглушить, команде пришлось переозвучить все сцены, снятые в театре им. Спендиарова, «потому что все оказалось браком: крики, сирены и прочие посторонние звуки отложились на рабочей фонограмме», – комментирует режиссер.
Арам Хачатурян был сложной фигурой. Многие считали его «везунчиком»: в определенный момент он занимал единовременно около 14 должностей. Композитор был вхож во всякие комитеты, редколлегии – в общественном отношении он был человеком активным. В военное время Хачатурян также возглавлял эвакуационный комитет при Союзе композиторов – помогал эвакуировать многих композиторов, в частности, своего учителя Мясковского. Тем не менее, как и всякий художник, Хачатурян был в извечном, пусть порой и скрытом от глаз, конфликте с действующей властью. Давление, оказываемое на композитора со стороны дирекции театра, приказ, вынуждающий художника видоизменить произведение, которое тот считал законченным, – все это не помешало композитору сохранить свой профессионализм и поступить так, как и следует поступать художнику: он стал творить.
«Хачатурян написал «Танец с саблями» за восемь часов, кто-то говорит, что за 11, – говорит режиссер. – Впрочем, очевидца с секундомером при композиторе не было, но смысл прост – он создал это произведение за вечер, в один присест. Были же еще такие случаи: вот, Мусоргский написал свою «Ночь на лысой горе» за 12 дней. И появляется вопрос: что это такое – проблеск гениальности, просто взять и экспромтом создать шедевр?»
Сам композитор недолюбливал «Танец», он называл его «мое шумливое дитя». К другим своим произведениям он, вероятно, относился с большей нежностью, но получилось так, что «Танец с саблями» их так или иначе затмил. Хачатуряну было неприятно, что его в дальнейшем стали узнавать именно по этому произведению. «Его это смущало, – объясняет Юсуп Разыков, – но он мирился с этим, понимая, что работает для слушателя, для мира».
Актера на главную роль найти было непросто. На кастинге, проходившем в Ереване, Юсуп Разыков отсмотрел около 30 кандидатов, «но никто не подходил, все было «не туда». В результате роль предложили успешному театральному актеру Амбарцуму Кабаняну.
Подобрать актеров на другие роли было гораздо проще: они все раньше были знакомы или работали с Разыковым. «И Юшкевич, и Иван Рыжиков, и наша Вероника Кузнецова – все они люди, с которыми я уже встречался и которых снимал. Я их очень люблю и поддерживаю с ними связь. Все они – профессиональные и известные артисты, любимые зрителем, и они быстро прошли кастинг».
Картина была показана уже на нескольких значимых кинофестивалях. Мировая премьера прошла в июне в Шанхае. «После этого показа случилось удивительное, – делится впечатлениями Юсуп Разыков. – Амбарцума нашли через социальные сети какие-то китайские армяне, которые в соцсетях восхищались проделанной им работой и самой картиной. По их просьбе был устроен дополнительный просмотр, куда мгновенно раскупили билеты».
Рассказывает Амбарцум Кабанян: «После первого показа в Китае мне написала девушка, которая сама музыкант и играет на скрипке. Она присылала мне скриншоты с сайтов, продающих билеты на дополнительные сеансы нашего фильма: все было распродано, и везде рейтинг — 5 из 5! Это что-то удивительное!»
«Танец с саблями» был также представлен на Международном фестивале музыки и кино в Корее. «Я увидел, что люди, сидящие в зале, действительно любят творчество Хачатуряна или, по меньшей мере, интересуются им, – рассказывает режиссер. – Однако были ощутимы фундаментальные различия между культурами наших столь разных государств. Корейские зрители думали, что основной конфликт нашей картины заключается в ущемлении прав людей других национальностей. Я им объяснял, что дело было при Советском Союзе, где был единый народ».
Затем фильм был показан на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Там жюри отметило картину двумя дипломами. По словам режиссера, Амбарцума Кабаняна зрители просто «разрывали» на части. Были аплодисменты после титров, что означает, что публика картину приняла.
Самым важным «экзаменом» режиссер считает ереванскую премьеру. «Показать армянам их национального гения – большая ответственность, – признается Разыков. – Однако нас приняли и там. Мы впервые представили картину в Гюмри (на конкурсе-фестивале «Возрождение»). Мне сказали, что «если вы пройдете Гюмри, вы покорите всю Армению». Не знаю почему. И у нас получилось. Многие говорили, что это кино должен посмотреть каждый армянин».
В российский прокат «Танец с саблями» выпускают Объединенная сеть кинотеатров «Кино Окко» («Синема Парк» и «Формула Кино») и кинопрокатная компания «Magic Film».
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса