120 лет со дня рождения Альфреда Хичкока
13 августа 1899 года, 120 лет назад, в Лондоне родился британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, лауреат премии Оскар и обладатель множества других наград Сэр Альфред Джозеф Хичкок. Его творчество в первую очередь ассоциируется с жанром «триллер» и понятием «саспенс». Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания.
Альфред Хичкок был третьим ребёнком в католической семье Уильяма Хичкока и Эммы Джейн Уилан. Его отец работал бакалейщиком. С 1910 года по 1913 год Альфред учился в иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне. В 1914—1915 годах поступил в Инженерно-навигационную школу, где изучал механику, акустику и навигацию. Параллельно Хичкок начал посещать лекции по искусствоведению в Лондонском университете.
В 1915 году, во время Первой мировой войны, Альфред записался добровольцем в армию, но из-за избыточного веса ему отказали. С 1920 года Хичкок начал работать на киностудии электриком, а потом - художником отдела рекламы. В том же 1920 году Альфред устроился работать дизайнером титров в кинокомпанию Famous Players-Lasky. Позже он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам.
В качестве режиссёра Альфред Хичкок снял свой первый фильм «Сад наслаждений» в 1925 году, а годом позже выпустил первый триллер - «Жилец». Ему принадлежит и первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).
С началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд. Он стал работать на продюсера Дэвида Сэлзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, «Ребекка», получил Оскар как лучший фильм года.
В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Тогда же он снял свой первый цветной фильм — «Верёвка». Пика карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с высокобюджетными проектами, в числе которых «Неприятности с Гарри», «Поймать вора», «К северу через северо-запад».
После фильмов «Окно во двор» (1954) и «Головокружение» (1958), которые своими нестандартными решениями оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные приёмы, заметные в картинах «Психо» (1960) и «Птицы» (1963), которые иногда определяют как фильмы ужасов.
В 1976 году на экраны вышел последний фильм Хичкока — «Семейный заговор». В 1979 году Американский институт киноискусства вручил режиссеру премию За достижения всей жизни.
Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов и советского кино; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. На творчество повлияли Эйзенштейн, Пудовкин, Мурнау и Дэвид Уорк Гриффит.
Хичкок отличался педантичной подготовительной работой, детальной проработкой сюжета, характеров, художественного оформления и т.д. Ингрид Бергман характеризуя его методы работы писала: «Его режиссёрское великолепие заключается в умении всё подготовить заранее. Нет ничего такого, чего бы он не знал о своем фильме ещё до того, как начнет его снимать. Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздаёт в студии. Ему не всегда даже надо смотреть в объектив, он говорит: «Я знаю, как это выглядит». Я не знаю ни одного режиссёра, который работал бы так, как он».
Альфред Хичкок умер от почечной недостаточности 29 апреля 1980 года в возрасте 80 лет у себя дома, в Лос-Анджелесе.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса