Много шуток из ничего: в прокате «Люди в черном: Интернэшнл»
В прокат выходит фильм «Люди в черном: Интернэшнл». Не история агентов K и J, а спин-офф, даже скорее перезагрузка франшизы, с другими актерами (из условных ветеранов – только Эмма Томпсон), с другим режиссером. Выходит спустя семь лет после предыдущей части, третьей по счету. Особо выдающихся сборов ему не прогнозируют. Но дело даже не в этом.
Им бы в небо
Все три предыдущих фильма франшизы о госслужащих, которые следят за жизнью оказавшихся на Земле инопланетян, пресекают их контакты в землянами и разруливают возможные трудности, выходили с большим разрывом - в 1997, в 2002 и в 2012гг. Формально в их основе одноименные комиксы Лоуэлла Каннингема. Практически же оттуда взяты персонажи и сама идея существования ведомства разводящих, но мрачного настроения, свойственного романам Каннингема, в кадре не наблюдалось.
Первые «Люди в черном», вышедшие через год после «Дня независимости» Роланда Эммериха, были еще и легкой сатирой на такого рода кино с его пафосом в отношении инопланетной угрозы. Были, разумеется, и сравнения с «Охотниками за привидениями». После первой части с её разнообразной инопланетной нечистью последовала вторая, в которой самым забавным был расширенный образ агента Фрэнка, разговорчивой собаки, грубовато комментирующей все, что творят агенты MIB. Третья обилием новых инопланетных чудес не блистала, но была лучше второй, её обаянию поддались даже те, ко традиционно скептически относился к этой франшизе, в частности известный американский критик Стефани Захарек, написавшая, что «у «Людей в черном 3» есть своя прелесть, отчасти связанная с несколькими первоклассными актрисами на втором плане (Эмма Томпсон и Элис Ив)… Но самым замечательным из всех является Джош Бролин в роли молодого агента K. Так легко поверить, что Бролин может превратиться в Джонса, если дать ему пару десятилетий. Его черты даже приобретают этот полувзволнованный-полураздраженный вид, который агент K Джонса всегда так хорошо носил».
В индустриальном смысле это блокбастеры, чьи сборы последовательно падали дома и почти последовательно росли за рубежом. Первая часть собрала в Северной Америке в стартовый уикенд 51 млн. долларов, а всего - 250,7 млн. (плюс 338,7 млн. в остальном мире), заняв в североамериканских итоговых годовых списках вторую строчку, на минуточку – после «Титаника». Вторая, соответственно, - 52,1 млн. и 190,4 млн. (плюс 251,4 млн.), спустившись на восьмое место в году. Третья – 54,6 млн. и 179 млн. (плюс 445 млн.), оказавшись по итогам года на 14 месте. Бюджеты все время росли: 90 млн., 140 млн., 225 млн.
Жанрово они - смесь комедии и фантастики. Вариант в общем и целом беспроигрышный. В том смысле, что, давайте признаем: многие встречающиеся нам в жизни люди или незнакомые лично знаменитости такие странные, будто с других планет. Смотреть кино про это – непередаваемое удовольствие еще и от понимания того, что твои подозрения разделяют многие. Огромная часть той чистой радости, которую способна доставить франшиза – хитро выдуманные образы инопланетян и факты сотрудничества с ведомством по инопланетным делам какой-нибудь реальной звезды типа Энди Уорхолла. Далее идут прописанный в сценарии юмор и мастерство исполнителей главных ролей Смита и Джонса. А также Бролина, который в третьей части сыграл даже не агента K, а именно что молодого Джонса (обреченному на дубляж российскому зрителю это удовольствие изрядно урезали). И конечно же режиссера Барри Зонненфельда, по выражению кого-то из американских рецензентов, способного превратить в бред любую сцену.
Наконец, в социально-политическом смысле все это тоже было не просто так. Первые «Люди в черном» вышли до 11 сентября 2001, до нашей нынешней эры, в те времена, когда «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы все еще казался бесспорным текстом. Америка в той системе координат выглядела в отношении своих возможных даже не геополитических противников, а просто оппонентов, примерно так, как агенты MIB в их отношениях с инопланетянами. Эти иные – они не монстры, они в худшем случае нарушители общественного порядка, относиться к ним можно чуть отстраненно, иронично, они нуждаются в опеке, а контроль за ними, даже за теми, кто прибыл на нашу планету с недобрыми намерениями, вполне могут осуществлять специально подобранные профессионалы.
Во второй части, вышедшей уже в новом веке и в новое время, авторы акцентировали внимание на любовной истории агента J. А заодно немного задумались о женщине: в первых кадрах насильник увидел в парке девушку в белье и атаковал ее, но, оказавшаяся инопланетянкой, красотка его съела, и жалко его не было. Далее зрителю сообщали, что инопланетянами являются и модели (Естественно! Не могут же нормальные земные женщины обладать такими идеальными параметрами). Но в общем и целом это было кино, пытавшееся на старых дрожжах собрать кассу. Третья часть была совсем иной. Она сыграла на том, что всегда продается хорошо – на ностальгии. Зрителя отправили вслед за героями в прошлое, где, конечно, еще был расизм, но зато там все наши сегодняшние герои были молодыми и прекрасными, и именно там человек, наконец, полетел на Луну. Ностальгические переживания - самое уязвимое место человека, такое кино растопило и души критиков. Если у первого фильма на агрегаторе Rottentomatoes было 92% «свежести», а у второго 39% -й «гнилой» рейтинг, то третий снова был «свежим» на 68%.
А в базе всех трех фильмов всегда было одно непременное – любовь к звездам, о которой почти не говорят, потому что времени нет, но которая всегда с агентами. Романтичное агента K «Небо красивое, только нам некогда на него смотреть», грубоватое агента J «Интересно же всякую хрень увидеть», но суть одна. Они всегда имели небо ввиду, всегда были теми, кто они есть, хоть и не всегда об этом помнили.
Заграница поможет
«Люди в черном: Интернэшнл» начинаются очень многообещающе. В кадре появляется Эйфелева башня, агенты H (Крис Хемсворт) и T (Лиам Нисон) после некоторой возни во французской столице занимают стратегические позиции у лифта на смотровую площадку башни, и H с большим чувством произносит: «Как же я ненавижу Париж»! Как потом выяснится, это очень важная сцена, фильма.
Напарниками же в истории будут H и агент M (Тесса Томпсон), фактически H&M. M - в миру Молли, симпатичная темнокожая карьеристка. В детстве она стала свидетелем того, как агенты MIB стерли память ее родителям, а также познакомилась с очень юным инопланетянином. С тех пор розыск загадочной черной конторы и устройство туда на работу стало целью ее жизни. У нее все сложится, она сделает комплимент по поводу внешности О (Эмма Томпсон) и получит вожделенную должность и костюм. В напарники ей определят как раз H, самого известного и самого распущенного агента MIB, давно вылетевшего бы, если бы T, не выросший до главы отделения в Лондоне, его не прикрывал. H&M спасут мир от инопланетной угрозы, а также обнаружат нечто непосредственно в британском отделении конторы.
Главное, что стоит знать о новых «Людях в черном» - это очень смешное кино, в котором вполне кстати оказались все актеры. Шуток и гэгов много. И вообще много всего, что можно попытаться запихнуть в модный блокбастер. Выбравшись за пределы Нью-Йорка, агенты MIB работают теперь в Париже, Лондоне и Марракеше, и все сразу становится немножко похоже на приключения Джейсона Борна. Шпионский триллер о кроте в спецслужбах? Пожалуйста. Сатиру на феминизм желаете? Она тоже есть. Или может быть это даже реально кино с феминистским налетом (в конце концов, главная героиня – темнокожая женщина в мужском мире) - такое тоже не исключается. Если уж речь о черных костюмах, то это лучшие костюмы, какие можно себе представить – от Пола Смита. И при этом Крис Хемсворт внезапно появится еще и в розово-голубом наряде, который, к слову, ему очень идет.
А вот инопланетян маловато. Из тех, что есть, наиболее выдающимися выглядят человек-борода (это надо видеть) и шахматы. Двое отрицательных героев, двое врагов идеи гуманизма и мира во всем мире – самые интересные персонажи фильма (их сыграли известные танцоры, близнецы Лоран и Ларри Буржуа), но их тема так толком и не раскрыта, их линия довольно невнятная, а слова им вообще написать забыли. Впрочем, нет, пара реплик все же имеется. Но вот чего в перезапуске точно нет – так это любви к звездам, попыток оторваться от суровой действительности и взглянуть в небо. За буйным весельем не просвечивает никакого чувства сопричастности к происходящему во вселенной, которое отличало трилогию Зонненфельда и торчало там из всех щелей, невзирая на юмор и сатиру. Когда-то в детстве Молли вроде бы хотела узнать все о мироздании, но ей (и зрителям заодно) подсовывают историю о том, как делать карьеру в мужском мире и чем придется пожертвовать. Вместо мечтательных взглядов вверх – история подковерных интриг и раздрая внутри спецслужб. «Вся наша работа завязана на вранье», - не единожды повторяет H. Спасибо, но вообще-то это всем давно известно.
Разговоры о необходимости новой серии франшизы начались практически сразу после выхода третьей части. В итоге за сценарий взялась команда «Железного человека» - Мэттью Холлауэй и Арт Маркум. Продюсеры все те же - Лори МакДональд, Уолтер Паркс, исполнительный продюсер Стивен Спилберг, режиссером стал Ф. Гэри Грей. Sony тогда же объявила, что хочет показать новых персонажей в новом, современном фантастическом мире. Все это было довольно неожиданно, так как ранее планировалось, что следующим фильмом франшизы будет пересечение с другой историей от Sony, с «Мачо и ботаном», а в кадре появятся одетые в черное Ченнинг Татум и Джона Хилл.
Но самым интересным было то, как заменить Уилла Смита, чье появление в кадре и в наше время пусть не гарантирует проекту успех, но все же прибавляет ему очков. Вот, например, сейчас на мировых экранах диснеевский «Аладдин» от Гая Ричи, который, правда, здорово просел к третьей неделе проката (на 43%). Но участие Смита очевидно положительно на нем сказалось (в соцсетях в связи с фильмом чаще всего обсуждают именно этого актера, синего, в роли джина). Задумывая перезапуск, Sony сразу предполагала разнообразить исполнительский ансамбль, в частности планировала на одну из главных ролей цветную женщину. В итоге студия взяла двух важных для себя актеров и надеется получить профит от поклонников марвеловской киновселенной - Хемсворт и Томпсон вместе появлялись в «Тор: Рагнарек». А потом и в «Мстители: Финал», втором самом кассовом фильме всех времен. Видимо, из этой же надежды возник в новых приключениях агентов в черном очень смешной, но необязательный эпизод «Агент H и молоток».
Вопрос в том, как все эти изменения примет публика. Прогнозы по сборам не рекордные – где-то между 30 и 50 млн. долларов в стартовый уикенд дома и общая внутренняя касса порядка 107 млн. (не сравнить с данными трех предыдущих частей). Другой вопрос, что популярность франшизы неуклонно росла на внешних рынках, на них, вероятно, расчет и сейчас. Только в Китае «Люди в черном 3» заработали когда-то 77 млн., а сегодня Китай – еще более важная для Голливуда часть глобальной кассы. Так что, может, «Интернэшнл» не так хорош, как лучшие фильмы франшизы и вообще не так хорош, как хотелось бы, но это не помешает ему заработать на мировом рынке.
«Люди в черном: Интернэшнл» в российском прокате с 12 июня 2019г., дистрибьютор WDSSPR.